Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров на своей пресс-конференции рассказал об итогах работы агропромышленного комплекса в уходящем году

«УТРОМ ПРОСНУЛСЯ, ЗАГЛЯНУЛ В ИНТЕРНЕТ, СТАВКУ НЕ УВИДЕЛ»

«Самая хорошая процентная ставка — это нулевая. Она хороша для всех крестьян, аграриев и не только», — ответил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров на вопрос журналистов о том, какой должна быть идеальная ставка. Министр вспомнил опыт западных стран, Японии, США и заметил, что «есть на кого ориентироваться». «Для наших условий модель является реалистичной. То, что предложено правительством, — это ключевая ставка ЦБ или проектного финансирования плюс 1 процент. Это было бы нормально, гуманно, приемлемо», — уверенно ответил Федоров. Журналисты резонно уточнили, правильно ли, что он имеет в виду 18%.

— Нет, ключевая ставка сейчас 10,5 процентов, — все еще наивно рассуждал министр.

— Сегодня же повысили!

— Ночью!

— 17 процентов!

— Вот это не прогнозируемое событие... Извините, — опешил Федоров. — Если ключевая ставка такая, то, конечно... — казалось, министр пытается подобрать слова, а новость свалилась на него как снег на голову. — Тогда нужно особое государственное решение, на которое вряд ли сейчас государство российское пойдет. Надо считаться с реальностью... Рассчитывать, что ставка будет ниже ключевой, на это я пока не могу решиться.

Было ясно: Федоров попал впросак. Не смог министр ничего внятного ответить и на следующий вопрос. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила его прокомментировать утверждение ассоциации компаний розничной торговли о том, что после Нового года стоит ожидать повышения цен на продукты еще на 15%, при том что они уже выросли на 20 - 25%.

Николай Федоров: «2 триллиона рублей, выделенные на развитие АПК, назвать закредитованностью неправильно. Правильно назвать это привлечением инвестиций для реализации инвестиционных проектов»

— Хорошо бы, конечно, чтобы на эти вопросы отвечали министры экономики и экономического развития. Мы не отвечаем за рост цен, — глава минсельхоза попытался уйти от ответа. — Я могу высказать свое мнение. Если курс рубля будет таким слабым, каким мы сегодня его наблюдаем, и столь волатильным, и будут происходить такие события, о которых я даже не успел прочитать, то мои прогнозы тоже мало чего стоят, их не стоит воспринимать, тем более я не имею компетенций давать прогнозы... Все будет зависеть от того, какими будут и развитие экономики, и цены на нефть, и курс рубля. Все это очень волатильно.

Федоров разоткровенничался и признался, что еще накануне разговаривал с коллегами, но никто ему не сообщил о готовящихся изменениях. «Никто меня не предупредил по поводу ключевой ставки и курса доллара и евро. Утром проснулся, заглянул в интернет, ставку не увидел, а вот курс тоже удивил меня. Меня никто не предупредил», — оправдывался министр. «Наверное, никого не предупредили», — дружно ответили ему журналисты.

«СТОПРОЦЕНТНЫХ СЦЕНАРИЕВ НЕТ»

Несмотря на то, что за курсом рубля Федоров следит, его ведомству все-таки сложно рассчитывать, какие идеи и предложения способны в таких условиях поддерживать сельхозпроизводителей.

— В настоящее время ни одно министерство, даже минэк и ЦБ, не могут, как видно из работы с ними, рассчитывать точно стопроцентно сценарий из информации, которую мы имеем. Все находится у нас в работе, мы представляем наши оценки коллегам в правительстве и руководству страны о том, что может измениться в зависимости от курса рубля по отношению к валютам. Это мой формальный ответ, но большего не могу сказать, потому что решений нет и быть не может. Для того чтобы они были, надо добиться изменения бюджета, тогда можно будет заявить, что мы просчитали и в соответствии с расчетами представили, — еле-еле нашел ответ министр.

004.jpg

В то же время Федоров отрицает наличие закредитованности. «2 триллиона рублей, выделенные на развитие АПК, назвать закредитованностью неправильно. Правильно назвать это привлечением инвестиций для реализации инвестиционных проектов... Я был бы рад, если бы было 2,5 триллиона и 3 триллиона», — заявил министр. По его словам, настоящая проблема кроется в просроченной задолженности. «По нашим данным, она составляет 156 миллиардов рублей сегодня. Это немало, но и не драматично», — добавил Федоров. Министр уверен, что эту проблему его ведомство будет продолжать решать в следующем году такими способами, как работа с банками, использование «политического» правительственного инструментария. Чтобы хотя бы банки с госучастием давали кредитные продукты по более приемлемым ставкам на более длительный период. «Мы отправляем свои инициативы в адрес председателя правительства, президента РФ, формулируем наши предложения, что надо дополнительно предпринять с учетом того, что не на все хватает компетенций минсельхоза, где-то нужна компетенция правительства и президента», — рассказал Федоров. Однако он отказался называть конкретные предложения, сославшись лишь на то, что «инициатив много».