Сегодня в Авиастроительном районном суде Казани завершился резонансный процесс по делу 27-летнего Раифа Мустафина, участвовавшего, по версии следствия, в двух вооруженных формированиях в Сирии. Гособвинение в лице прокурора Татарстана Илдуса Нафикова просило для подсудимого 5 лет 10 месяцев колонии общего режима, но суд скостил с требования гособвинителя ровно 2 года, учтя активную помощь Мустафина в установлении других участников вооруженных формирований из Татарстана. Несмотря на это, Нафиков заявил «БИЗНЕС Online», что считает решение суда взвешенным и справедливым. Прокурор рассказал, что на данный момент возбуждено еще 9 уголовных дел по такой же статье. Всего, по данным ФСБ, на территории Сирии против действующего правительства воюют около 30 жителей Татарстана.
Раиф Мустафин (справа), как полагает следствие, являлся участником двух вооруженных формирований в Сирии — арабского и татарского джамаатов |
«МНЕ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ В ПРИНЦИПЕ»
Сегодня Авиастроительный районный суд Казани вынес решение по громкому делу 27-летнего Раифа Мустафина, который, как полагает следствие, являлся участником двух вооруженных формирований в Сирии — арабского и татарского джамаатов. Напомним, государственное обвинение по делу поддерживал лично прокурор РТ Илдус Нафиков. В прениях он выступил с эмоциональной речью, в которой осудил стороников радикального ислама, пригрозил Мустафину Судным днем и попросил назначить наказание — 5 лет 10 месяцев в колонии общего режима.
По всей видимости, повышенные меры безопасности в Авиастроительном райсуде сегодня были приняты в связи с участием в деле Нафикова и председателя Авиастроительного райсуда Раиля Шайдуллина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» перед началом процесса стал свидетелем необычной процедуры — в зал заседаний с зеркалом, закрепленным на конце длинной палки, зашел судебный пристав. Проверив, нет ли под лавками и сиденьями для участников процесса взрывных устройств, он вышел. После этого в зал завели самого подсудимого, который, проходя мимо видеокамер, традиционно улыбнулся и помахал своему отцу, стоящему за журналистами. Напомним, что старший Мустафин присутствовал на каждом заседании, но отказался отвечать на вопросы гособвинения во время судебного следствия, поэтому суд огласил показания, данные мужчиной еще во время предварительного следствия.
В ходе судебного следствия Мустафин не признал вину, отказался от ранее данных показаний, не выступал во время процесса. Вот и последнее слово у него получилось поистине коротким. «Мне нечего сказать в принципе», — заявил подсудимый.
«ПОСЛЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ ЖИЗНЬЮ В РОССИИ...»
«В декабре 2013 года после разочарования жизнью в России с целью участия в джихаде — вооруженной борьбе против правительственных сил Башара Асада, и строительства нового исламского государства (халифата) незаконно пересек турецко-сирийскую границу...» — зачитывал судья. Напомним, по версии следователей, подсудимый с декабря прошлого года по 21 февраля 2014 года нес службу на территории Сирии. С автоматом Калашникова он охранял подъезды к населенному пункту Латакия, где дислоцировались участники татарского джамаата — структурного подразделения «Армии переселенцев» («Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар»). Свободно говорящий на арабском языке Мустафин, по данным правоохранительных органов, был идеологическим проповедником и поддерживал боевой дух соратников. Кроме того, принимал участие в операции по захвату города Кесаба. Все эти действия, посчитал суд, привели к дискредитации РФ на международной арене и препятствовали поддержанию международного мира, безопасности и нормальных межгосударственных отношений.
Отец подсудимого Анвар Мустафин присутствовал на каждом заседании суда |
В ходе предварительного следствия у Мустафина были изъяты нетбук, жесткий диск, оптический диск и множество CD и DVD дисков. На жестком диске и нетбуке содержалась информация с изображением боевых действий, массовых издевательств, расправ над людьми в гражданских и военных одеждах, а также видеофрагменты с участием людей, демонстрирующих оружие. Обвинение также строилось на показаниях самого подсудимого, от которых он позднее отказался, и оперативника ФСБ, выступившего на суде. Ранее газета «БИЗНЕС Online» подробно освещала процесс над Мустафиным.
Итак, выйдя из совещательной комнаты через 45 минут, судья Шайдуллин огласил свое решение, учтя активную помощь Мустафина в установлении других участников вооруженных формирований из Татарстана в качестве смягчающего обстоятельства. Суд приговорил Мустафина к 3 годам 10 месяцам в колонии общего режима с ограничением свободы сроком на один год. Кроме того, суд установил ограничения: не менять место жительства, не уезжать за пределы Казани без согласия правоохранителей, не посещать места проведения массовых мероприятий и не участвовать в них, четыре раза в месяц отмечаться...
Кроме того, Шайдуллин поручил довести изложенные во время судебного разбирательства факты до сведения ректора Российского исламского университета, выпускником которого является Мустафин, и сообщить о принятых мерах в Авиастроительный райсуд.
Илдус Нафиков (справа): «По возможности буду продолжать принимать участие в актуальных процессах» |
«СУДЬЯ ВЫНЕС ВЗВЕШЕННОЕ, СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ»
«Как прокурор я предлагал наказание близкое к максимальному (5 лет 10 месяцев в колонии общего режима — прим. авт.). Судья выслушал доводы защиты, учел смягчающие обстоятельства и вынес взвешенное, справедливое решение», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» после суда Нафиков.
По словам Нафикова, в настоящее время возбуждено 9 уголовных дел по 208 статье УК РФ. По трем из них ведется расследование — трое подозреваемых арестованы и находятся в СИЗО. Буквально сегодня прокуратура Татарстана утвердила обвинительное заключение в отношении жителя Набережных Челнов, вскоре материалы дела передадут в суд. По шести делам, по словам Нафикова, доказательства собраны, но пока сами подозреваемые не вернулись из Сирии и объявлены в розыск.
«По возможности буду продолжать принимать участие в актуальных процессах», — заявил «БИЗНЕС Online» Нафиков. По словам прокурора, намного сложнее доказать наемничество, нежели участие в вооруженных формированиях за идею. «Надо доказать факт оплаты за участие в вооруженных действиях, что человек не просто за идею воюет. Это сложнее, но мы эту задачу перед органами ФСБ и следственного комитета поставили». Также проводится работа по направлению вербовки на территории России, отметил прокурор.
Количество жителей Татарстана, которые, по версии силовиков, участвуют в вооруженных формированиях в Сирии против правительства Башара Асада, Нафиков не назвал. Впрочем, такие данные во время суда озвучил оперативник ФСБ. По данным чекистов, в данный момент 30 жителей Татарстана воюют в Сирии против действующего правительства.
Суд приговорил Мустафина к 3 годам 10 месяцам в колонии общего режима с ограничением свободы сроком на один год |
«МУСТАФИН БЫЛ ОЧЕНЬ СВОЕНРАВНЫЙ, ДЕРЗКИЙ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с ректором РИУ Рафиком Мухаметшиным, который сообщил, что о расследовании уголовного дела в отношении выпускника РИУ знал, так как следственные органы ранее запрашивали характеристику Мустафина. Мухаметшин отметил, что во время обучения в университете Мустафин не отличался прилежанием, а скорее даже был дерзким, нагловатым в обращении с преподавателями.
«Ни один вуз не может ручаться за своих выпускников. Никто же не ведет статистику о выпускниках КАИ, КХТИ, КФУ, которые попадали в тюрьму. Конечно, сфера образования у нас другая — мировоззренческая. И когда наши выпускники оказываются в том или ином регионе, тем более связываются с какими-то антиконституционными действиями, нам важно это все знать. Мы каким-то образом должны это пресекать, чтобы это не стало закономерностью. Мы считаем, что это исключение», — рассказал ректор РИУ.
Мухаметшин вспомнил, что стал ректором вуза, когда Мустафин уже выпускался, а подсудимого обучал истории ислама и политологии. «Когда мне принесли его личное дело, я его вспомнил. У него были хулиганские замашки, он отличался. Он был очень своенравный, дерзкий. Характерного для студентов мусульманского учебного заведения послушания у него не было. По этому поводу у него всегда были довольно сложные отношения с преподавателями, — сказал Мухаметшин. — Чтобы сделать выводы о Мустафине, для меня достаточно того, что он посещал совершенно не приемлемые для российских мусульман земли — Сирию», — добавил ректор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.