Сегодня в Казань уже далеко не первый раз прибыл известный актер Сергей Безруков. Целью нынешнего визита стал осмотр сцены в театре им. Камала для «первых серьезных гастролей» Московского Губернского театра, худруком которого он недавно, в феврале, стал. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» артист рассказал, почему Казань стала для него родным городом, почему российское авторское кино не может играть «по своим правилам» и по какой причине «светлые люди» не продаются.
Сергей Безруков |
«ЗДЕСЬ У ЗРИТЕЛЕЙ ЕСТЬ ХОРОШИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВКУС — НАДО ЕЩЕ УГОДИТЬ»
Московский Губернский театр привезет в Казань хиты своего прошлого сезона: «Нашла коса на камень» по мотивам Александра Островского, фантазию «Прекрасное далеко» по драме Данилы Привалова и притчу по произведению Алексея Слаповского «Первое второе пришествие», а также детский мюзикл «Про трех отважных поросят».
«Казань — серьезный город, здесь очень серьезная театральная культура — понятно, что для меня очень ответственно представлять свои спектакли, — сказал Сергей Безруков, принявший на себя новую роль — худрука репертуарного театра, журналистам. — Здесь у зрителей есть хороший театральный вкус — надо еще угодить. Но мы работаем честно, и спектакли у нас честные».
Казань явно приглянулась народному артисту: еще в 2009 году казанские инвесторы проспонсировали фильм Безрукова «Реальная сказка». Не считая гастролей, артист не раз приезжал в Казань по разным поводам, начиная от участия во всероссийском фестивале «Оперение» студии творческого развития Константина Хабенского и заканчивая проектом «Литературные дворики», в рамках которого он прочел произведения Михаила Лермонтова и исполнил одни из самых известных песен Владимира Высоцкого. Безруков подчеркнул, что гастроли в Казани — фактически первые серьезные гастроли Московского Губернского театра, ведь сам театр еще юный, небольшой, но с большими амбициями и серьезным репертуаром. Так, артист без ложной скромности рассказал, что спектакль «Нашла коса на камень», режиссером которого является он сам, в Санкт-Петербурге сравнили с Венской оперой.
«Казань для меня родной город, потому что здесь Волга рядом, — сказал Безруков. — А Волга — это моя родная река. Города, расположенные по Волге, — это мои родные города. Казань люблю, потому что она помогала в проекте «Реальная сказка» — ее до сих пор смотрят. С Казанью я дружен до сих пор. И хочется угостить Казань тем, что есть у меня, чем я дорожу. Я угощу казанского зрителя хорошим классическим репертуаром».
«Казань люблю, потому что она помогала в проекте «Реальная сказка» |
«НУЖНО БЫТЬ ПРЕДАННЫМ ФАНАТОМ, КОИМ Я И ЯВЛЯЮСЬ»
В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» Безруков рассказал, что вполне органично чувствует себя в роли руководителя театра: «Я вырос в театре, это не новая составляющая в моей жизни. Я с пятилетнего возраста был в театре, отец мой работал в театре — в Пушкинском, в Театре Сатиры... 20 лет служил в театре Олега Табакова. Я это дело очень люблю, а без любви невозможно заниматься театром, а уж тем более возглавлять. Здесь нужно быть преданным фанатом, коим я и являюсь. Быть художественным руководителем — это мера ответственности не только за себя как за актера, выполняющего требования режиссера. Здесь ты уже сам являешься режиссером и руководителем, в твоем подчинении огромное количество людей — не только актеры, но и различные цеха. Сейчас к нашему театру присоединился Московский областной дом искусств, и теперь у нас новый статус — центр развития театрального искусства «Московский губернский театр». Это дает огромное количество возможностей проводить фестивали, создавать театральные школы — и это здорово».
Артист рассказал, что просчитывает репертуар на два-три года вперед. При этом он все время чувствует ответственность перед зрителем, обдумывая возможность создать нечто интересное для него и одновременно не «потакать порой испорченному зрительскому вкусу». «Иногда в театрах люди спускаются до того, чтобы просто зарабатывать деньги, не гнушаются ничем, лишь бы это был скандал, пошлость, уподобляясь определенным телевизионным форматам», — говорит артист.
«ЛЮДИ СВЕТЛЫЕ ЕСТЬ, НО ТАКОЙ «МАТЕРИАЛ» НЕ ПРОДАЕТСЯ»
Однако на протяжении всей беседы Безруков был крайне осторожен в высказываниях, а то и вовсе от них отказывался. Так, артист отказался отвечать на вопрос о личных причинах подписания обращения деятелей культуры РФ в поддержку политики президента на Украине и в Крыму. «Это болезненные темы, не обсуждаем», — сказал он.
Примерно такой же ответ получила корреспондент «БИЗНЕС Online» и на вопрос о запрете к показу на Украине фильма «Матч», в котором Безруков сыграл главную роль. По сюжету картины в оккупированном во время Великой Отечественной войны фашистами Киеве формируется футбольная команда из игроков бывшей команды «Динамо». Спортсмены несколько раз побеждают футбольную команду гитлеровской армии, несмотря на давление и угрозы репрессий, в конце концов, многих игроков «Динамо» расстреливают.
Уклонился артист и от комментирования высказывания министра культуры РФ Владимира Мединского о том, что фильмы про «Рашку-говняшку» больше не будут сниматься на государственные деньги. Впрочем, Безруков рассказал о своем видении современного российского авторского кино:
— Депрессивные настроения были в основном в авторском кино, и не сейчас это вдруг проснулось, а начиная с 90-х годов. Практически все авторские ленты, которые имели успех на Западе, получали различных «медведей», «львов», других известных наград нахватались, они все депрессивные. Они говорят о том, что в России все плохо, страшно, полная деградация и убожество. Я живу в этой стране и много по ней езжу — я понимаю, что не все так плохо. Помимо тех проблем, которые существуют и на которые нельзя закрывать глаза, есть еще просто люди. Они даже в современных условиях живут, творят, двигают прогресс, какой-то душевный прогресс, оптимизм. Люди, которые настолько светлые в своей душе, что это вызывает восхищение. Но почему-то это не является предметом творчества для авторского кино.
В Ростове-на-Дону, я как-то читал, одно из изданий решило сделать воскресный выпуск своей газеты, основываясь только лишь на позитивных статьях. Продажи тиража упали чуть ли не в половину. Сами журналисты сказали, что это им невыгодно. Выгодно писать о скандалах, сплетнях, убийствах — только это дает возможность хорошо продать тираж. Они сами расписались в том, что писать позитивное, хорошее, доброе невыгодно по деньгам. Тогда и возникает тот самый выбор — либо ты выбираешь деньги, либо внутреннее достоинство и как-то вытаскиваешь людей из этой грязи, даешь надежду».
ГДЕ ЖЕ СВЕТЛЫЕ ИСТОРИИ?
При этом Безруков не отрицает, что авторское кино, безусловно, талантливо, что талантливые режиссеры имеют право на свое мнение — в этом и есть свобода художника. В пример он приводит фильмы режиссера Андрея Звягинцева, последний из которых — «Левиафан» — уже успел «нахватать» наград в Каннах, а сейчас попал в шорт-лист картин, которые претендуют на «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».
«Проблема в том, что почти все его (Звягинцева — прим. ред.) фильмы после «Возвращения» несут такую депрессивную силу... Я понимаю, что он прав, потому что нечего на зеркало пенять, коли рожа крива, как говорили в России. Другое дело, что хотелось бы, чтобы режиссеры такого потрясающего дарования иногда обращались еще и к светлым историям. Это не значит надеть розовые очки, вернуться в Советский Союз и петь: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер». Или вдруг превратиться в кубанских казаков посреди войны, мора и голода. У нас страна крайностей. Люди светлые есть, просто они не продаются, точнее, такой материал не продастся. Призов за это не дадут — это на Западе, в Европе, на фестивалях не продастся. А уж тем более попасть в шорт-лист «Оскара» не получится», — уверен Безруков.
Он привел в качестве примера истинного патриотизма одного из самых известных театральных персонажей, сыгранных им на сцене: «Чем гаже и хуже про Россию — тем любопытнее для них. От этой тенденции очень неприятно, ты понимаешь, что только это и надо. А наши режиссеры начинают этим пользоваться — мол, коль такие условия игры, будем играть по их правилам. А нужно, чтобы мы все-таки играли по своим правилам. Даже если что-то происходит в твоей семье, ты будешь разбираться внутри. Даже если ты недоволен своим родственником, ты в гостях никогда не будешь его оскорблять. Ты придешь домой и скажешь ему об этом. Но на людях нельзя обижать. У Есенина, например, было неоднозначное отношение к России, и тем не менее он во время своего большого турне по странам Европы не дал обижать страну — красную, советскую, большевистскую. Он вступился за нее вместе с Айседорой Дункан, ее красным флагом и ее интернационалом. Лично мне всегда обидно, когда при мне оскорбляют Россию. Проблем у нас много, но актуально оскорблять ее я не дам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.