№1.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ «ДЕТСКОГО МИРА»

Магазин «Золотое яблоко» первым открылся в обновленном торговом центре в здании бывшего «Детского мира» и стал его якорным арендатором

В марте минувшего года для казанцев открылось пустовавшее целых 8 лет здание «Детского мира». Первым в нем открылся магазин екатеринбургской парфюмерной сети «Золотое яблоко», который стал якорным арендатором обновленного торгового центра. Казанский магазин стал третьим после Челябинска и Самары филиалом екатеринбургской компании. Его торговая площадь — 1,5 тыс. кв. метров. В Екатеринбурге и Челябинске магазины более скромные — по 1 тыс. кв. м, а самый крупный супермаркет сети находится в Самаре — 2,5 тыс. кв. метров. Вслед за «Золотым яблоком» в здании открылся Podium market, торгующий на 3 тыс. кв. м одеждой, аксессуарами и обувью. Как выяснил «БИЗНЕС Online», за этим бизнесом, имеющим непривычный для Казани формат, стоит команда предыдущего собственника «Детского мира» — обанкротившегося ОАО «Подиум». Напомним, здание универмага министерства торговли ТАССР, которое позднее было переименовано в «Детский мир», было открыто 2 апреля 1963 года. В 2006-м оно было продано, а арендаторы выселены. Долгое время считалось, что новым собственником стало ОАО «Детский мир» или «Система-Галс» — дочерние предприятия АФК «Система», которой принадлежит торговая марка «Детский мир» и одноименная торговая сеть детских товаров. Однако позднее собственником было объявлено ОАО «Подиум». В течение нескольких лет оно безуспешно пыталось перепродать здание и в итоге летом 2012 года заявило о собственном банкротстве. В сентябре 2012-го здание приобрела московская компания Landor Investments. По неофициальным данным, объем инвестиций составил $30 миллионов.

№2.

«АЛЬФА-ГРУПП» ОТВЕРНУЛАСЬ ОТ КАЗАНИ

Прошлый год ознаменовался для торговли Казани и тем, что «Альфа-Групп» лишила город статуса региональной столицы ретейла. Так, в марте X5 Retail Group расформировала Приволжский филиал, управлявший 240 «Пятерочками», 18 «Перекрестками» и 8 «Каруселями» в Татарстане, Удмуртии и Башкортостане. Теперь ответственность за РТ несет Поволжский филиал с центром в Самаре. Реорганизацию филиальной сети объяснили стремлением снизить управленческие расходы и увеличить эффективность компании.

№3.

АТАКА ЕВРОПЕЙЦЕВ

Радик Ибрагимов, который еще с нулевых развивал в Поволжье сети Х5 и возглавлял Приволжский филиал группы, пока ее не расформировали, не сошел с карьерного пути, и в прошлом же году стало известно о его работе в новом проекте: в ближайшее время в Казань выйдет федеральная сеть дискаунтеров «Верный». Первые четыре магазина откроются на Горках, в Ново-Савиновском районе и в центре. Интересный факт: торговая сеть «Верный» создана основателем сетей «Пятерочка» и «Карусель» Андреем Рогачевым... Но «Верный» — не единственная сеть, которая объявила о своей экспансии в Казани. В середине августа в Казань со второй попытки (первая была предпринята 11 лет назад) вышел нижегородский франчайзи нидерландского ретейлера SPAR: первый казанский магазин сети, включающий в себя 190 торговых точек в России, открылся в новом жилом комплексе «Дружба». В этом году еще два магазина SPAR появятся в ЖК «Изумрудный город». Эксперты нашего издания отметили, что новый игрок работает в среднем и премиум-сегменте, его конкуренты — «Бахетле» и «Перекресток», в которых широко представлено собственное производство. В сентябре о своих планах по завоеванию Казани и Татарстана объявила еще одна сеть — «Атак». В ближайшее время в Казани откроется 6 магазинов сети супермаркетов, которые развивает французская ретейлер-группа «Ашан». В других городах Татарстана планируется развиваться в 2015 году. Основное отличие супермаркетов «Атак» от гипермаркетов «Ашан» — площадь торгового зала. Если в гипермаркете она 7 - 10 тыс. кв. м, то в супермаркете — 800 - 3 тысячи. Кроме того, особенность формата «Атак» в том, что, в отличие от остальных игроков, которые предпочитают открываться на первой линии, французы работают внутри жилых кварталов.

№4.

ПОМЕНЯТЬ «ПЯТЕРОЧКУ» НА «ЧАК-ЧАК»

У «Ак Барс Торга» после ребрендинга появятся три формата магазинов:«Наша марка» — шаговой доступности, «Чак-чак» — классом повыше и магазины премиум-класса

Тектонические изменения на рынке продуктового ретейла предрекла еще одна новость, связанная с группой X5. Один из крупнейших местных игроков «Ак Барс Торг» начал процесс ребрендинга своих 135 магазинов. Причина — истечение франчайзингового соглашения с Х5 по использованию бренда «Пятерочка»: ретейлер решил его не продлевать и запустить свой формат. Взамен привычных «Пятерочек» у «Ак Барс Торга» появится сразу три формата магазинов. Первая категория «Наша марка» — это магазины шаговой доступности при жилых домах. Вторая категория «Чак-чак» классом повыше. Третья — магазины премиум-класса, информация о них пока держится в секрете. Напомним, ООО «Ак Барс Торг» входит в орбиту структур «Ак Барс Холдинга», возглавляемого Иваном Егоровым (согласно данным СПАРК, ООО контролируется на 25% Риммой Егоровой и на 75% ООО «СТК Тимерхан»). До 2004 года компания работала под своим брендом «Ак Барс», затем заключила договор коммерческой концессии (право пользования товарным знаком) с оператором розничной торговли «Пятерочка», и в 2005-м появились первые магазины под этой вывеской. Сегодня компания представлена в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске, Зеленодольске, Елабуге.

№5.

КОНЕЦ «ЗАМАНА»

Один из старейших игроков на рынке DIY Казани — галерея сантехники и керамической плитки «Заман» — весной прошлого года объявил тотальную распродажу, чтобы по ее окончании закрыть свой последний магазин на проспекте Победы. В компании, у истоков которой стоял замгендиректора «Татгазинвеста» Камил Абдуллин и которой в последние годы управлял Сергей Замятин, «БИЗНЕС Online» заверили, что «Заман» обязательно возродится на новом месте.

С рынка DIY ушел один из старейших игроков Казани

Основанная в 1994 году сеть была одной из самых крупных торговых компаний, реализующих керамическую плитку и сантехническое оборудование. В лучшие времена она насчитывала 6 магазинов. Помимо этого был запущен интернет-магазин сантехнических товаров и аксессуаров к ним. Участники рынка помнят, что несколько лет назад закрылся супермаркет «Заман» на улице Вишневского и остался единственный магазин на проспекте Победы. Он был одним из крупных магазинов DIY в Казани: согласно данным за 2013 год, площадь — 1 975 кв. м, ассортимент составлял 10 тыс. единиц товара, площадь склада — 950 кв. метров. «Заман» наряду с сетями «Евроинтерьер», «Еврокаскад» и «Агава» был одним из старожилов местного рынка DIY.

№6.

ЭКСПАНСИЯ «БАХЕТЛЕ»

Активно развивался местный ретейловый гигант — торгово-производственная компания «Бахетле». Ранее генеральный директор компании Муслима Латыпова говорила, что каждый год сеть будет прирастать тремя-четырьмя объектами. Так оно и получилось. В январе компания открыла в Старо-Татарской слободе Казани супермаркет «Бахетле-Халяль», а в сентябре — свой 9-й московский магазин. В начале декабря сеть открыла свой первый магазин в Нижнем Новгороде, инвестиции в проект — около 200 млн. рублей. Кроме того, стало известно, что к марту 2016 года компания намеревается построить рядом с поселком Усады и деревней Боровое Матюшино супермаркет площадью 6 тыс. кв. метров.

№7.

ЗАМАНЧИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Немецкий DIY-ретейлер решил взять под свой полный контроль гипермаркет OBI, расположенный в торговом центре «МЕГА»

Весной немецкий DIY-ретейлер решил взять под свой полный контроль гипермаркет OBI, расположенный в торговом центре «МЕГА». Антимонопольная служба разрешила оператору ОBI выкупить долю в 42% в уставном капитале ООО «Сделай своими руками-Казань» (оператор популярного казанского гипермаркета), ранее принадлежавшую основателям разорившейся сети «Евроинтерьер», но затем перешедшую к неким малоизвестным татарстанским предпринимателям. Казанский OBI — третий открывшийся в России магазин этой DIY-сети, он открылся в «МЕГА Казань» в ноябре 2005 года. Его торговая площадь — 12 тыс. кв. метров. Новый гипермаркет вызывал бурный интерес казанцев не только своими размерами, но и необычным по тем временам садовым центром. Тогда же было объявлено, что магазин будет работать в рамках франчайзингового договора между компаниями «ОБИ Россия» и местной сетью «Евроинтерьер».

№8.

«ПЕРЕЗАГРУЗКА «МЕГИ»

Спустя 10 лет после открытия «МЕГА Казань» сменит свой интерьер

В октябре стало известно о том, что торговый центр «МЕГА» ждет «перезагрузка». Спустя 10 лет после открытия «МЕГА Казань» сменит свой интерьер и отчасти концепцию: будет расширена зона общепита с 1901 посадочного места до 2,5 тыс. на 23 заведения. Но взамен будет убран каток. Генеральный директор IKEA Shopping Centres Russia Армин Микаэли также уточнил в прошлом году нашему изданию информацию об участии компании в софинансировании строительства казанской подземки в случае ее прихода в Азино. По его словам, группа готова инвестировать в метро до 1 млрд. рублей.

№9.

СДУЛО С РЫНКА

По-английски ушел из Татарстана цифровой ретейлер «Белый ветер»

Не обошелся 2014 год без закрытий крупных ретейлеров. Так, по-английски ушел из Татарстана цифровой ретейлер «Белый ветер» (в России у него 200 магазинов). В одну из августовских ночей технику «Белого ветра» вывезли из ТРК «Тандем», а магазины в ТК «Кольцо» опечатали. Ранее был закрыт единственный магазин в Набережных Челнах. При этом компания подала заявление в Арбитражный суд Ульяновской области завление о банкротстве. По данным на 15 августа, задолженность БВЦ составляла 7,2 млрд. рублей, из них 4 млрд. — долг перед поставщиками и подрядчиками, 3,1 млрд. — долг по кредитам и займам и 3,6 млн. рублей — долг по зарплате перед работниками. Погасить задолженность невозможно из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов. По словам игроков рынка, губительным для «Белового ветра» стало сосредоточение на очень узкой нише — продаже цифровой техники. Напомним, в 2007 году контрольный пакет сети «Белый ветер цифровой» у ее основателя московского бизнесмена Юрия Дубовицкого выкупил крупный ретейлер бытовой техники — сеть DOMO, которая, в свою очередь, была близка к группе ТФБ и контролировалась пулом собственников, ключевую роль в котором на тот момент играли известный в Татарстане банкир Роберт Мусин, директор «Спартака» Райхат Гарипов, экс-депутат Госсовета РТ Антон Сайфутдинов и его партнер Эдуард Зиганшин. Позже состав акционеров казанской группы несколько раз менялся. Интересно, что казанцы старались публично не афишировать свое присутствие в этом федеральном ретейлере, что, по мнению ряда наблюдателей, могло объясняться сложной структурой собственности и наличием еще каких-то московских акционеров.

№10.

НЕПРОСТАЯ СУДЬБА

Media Markt в конце лета закрыл один из трех своих казанских магазинов из-за убыточности

Другой крупный ретейлер Media Markt в конце лета закрыл один из трех своих казанских магазинов. Это был самый первый казанский магазин компании, открытый в 2009 году в ТЦ «Бульвар» на улице Петербургской. Причиной закрытия торговой точки называют ее убыточность, из-за которой магазин осенью минувшего года пришлось сократить с двух до одного этажа. Сейчас ретейлер представлен в столице РТ двумя гипермаркетами в ТЦ «Парк Хаус» и ТЦ «Южный». Если говорить о торговом центре на Петербургской в целом, то у него непростая судьба. Появился он накануне 1000-летия, когда город переживал бум строительства моллов. В октябре 2004 года ТАИФ и московская АФК «Система» заложили первый камень нового торгово-развлекательного комплекса «Детский мир». Но его открытие, которое было намечено на август 2005 года, затянулось на два года и состоялось в ноябре 2007-го. Предполагалось, что партнеры будут на паритетных началах финансировать проект, стоимость которого оценивалась в $18 млн., однако в начале 2006 года ТАИФ вышел из проекта, объяснив это тем, что его приоритет — другие направления бизнеса. «Система» выкупила долю бывшего партнера в проекте и продолжила его реализацию самостоятельно. Концепция ТЦ несколько раз подвергалась перезагрузке. Последняя состоялась в 2009 году, когда два этажа торговой площади облюбовала немецкая сеть магазинов бытовой электроники Media Markt.