Сегодня стало известно, что авиакомпания «ЮТэйр» отменила ежедневные рейсы из Москвы в Казань. По словам представителей перевозчика, решение принято в связи со снижением спроса на это направление. Пассажирам, уже купившим билеты, предлагается вернуть их с полным возмещением стоимости либо оформить билеты с вылетом из ближайших аэропортов. В авиакомпании заявили «БИЗНЕС Online», что отмена рейсов не связана с финансовым положением. Однако происходит это на фоне массированной атаки кредиторов на «ЮТэйр»: ее совокупный долг перед инвесторами достиг почти 70 млрд. рублей.
«В СВЯЗИ СО СНИЖЕНИЕМ СПРОСА...»
Сегодня стало известно, что одна из крупнейших авиакомпаний России «ЮТэйр» отменила полеты из Москвы в Казань, а также в Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул, Архангельск и Волгоград. Официальная версия перевозчика такова: это решение принято в связи со снижением спроса на эти направления. Пассажирам, уже купившим билеты, предлагается вернуть их с полным возмещением стоимости либо оформить билеты с вылетом из ближайших аэропортов, входящих в расписание «ЮТэйр».
«В связи со снижением спроса на пассажирские перевозки на направлении Москва — Казань — Москва в рамках оптимизации расписания авиакомпанией было принято решение об отмене рейсов по данному маршруту с 22 декабря, — сообщила «БИЗНЕС Online» представитель пресс-службы авиакомпании Анастасия Шуптар. — Все пассажиры, имеющие авиабилеты на отмененные рейсы, были уведомлены авиакомпанией посредством автоматической SMS-рассылки и прямых звонков на номера телефонов, указанных пассажирами при покупке билетов. Авиакомпания приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства».
Отвечая на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, может ли быть связана отмена рейсов с нестабильным экономическим положением авиакомпании, Шуптар сообщила, что еще летом прошлого года авиакомпания «ЮТэйр» информировала о запуске программы оптимизации и повышения эффективности деятельности под названием «Импульс». По ее словам, программа включает в себя в том числе «мероприятия по оптимизации маршрутной сети».
В пресс-службе МАК «БИЗНЕС Online» подтвердили: последний рейс по маршруту Казань — Москва — Казань авиакомпания «ЮТэйр» совершила 21 декабря прошлого года. Затем перевозчик отменил ежедневный рейс в аэропорт Внуково на время зимнего сезона. Вернется ли «ЮТэйр» в МАК, в аэропорту не знают.
«Рынок авиаперевозок жестко конкурентен, — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МАК. — Один из базовых критериев для авиакомпаний — наличие пассажиропотока. Если есть пассажиропоток, то конкурирующие авиаперевозчики активно стремятся занять нишу по тому или иному направлению. Так, 22 декабря 2014 года авиакомпания «Аэрофлот» ввела дополнительный, шестой рейс из Казани в Москву».
В прошлом году в зимний сезон компания «ЮТэйр» выполняла из Казани ежедневные рейсы в Москву (в аэропорт Внуково), три раза в неделю отправляла пассажиров в Сургут и Уфу, а также выполняла регулярные международные рейсы в Баку (два раза в неделю) и международные чартерные рейсы в Бангкок, Пхукет, Гоа.
В настоящее время аналогичные рейсы по этим направлениям выполняют другие авиакомпании: в Москву из Казани летает «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «Оренбургские авиалинии»; в Бангкок — «Трансаэро»; в Камрань — авиаперевозчик «ИКАР».
АТАКА КРЕДИТОРОВ
Отмена ряда направлений «ЮТэйр» происходит на фоне финансовых проблем компании. В декабре стало известно о массированной атаке кредиторов на «ЮТэйр». В арбитраж обратилось ЗАО «Авиализинг», которое требует признать компанию банкротом в связи с тем, что та не оплачивает аренду самолета Ту-154. Но это лишь вершина айсберга — претензии контрагентов к компании «ЮТэйр» росли все это время как снежный ком — сейчас на рассмотрении находятся более двух десятков исков на сумму более 700 млн. рублей, в ноябре компания допустила дефолт по облигациям на 2,7 млрд., ее имущество на $11,8 млн. было арестовано в рамках иска Альфа-Банка. А совокупный долг перед инвесторами достиг почти 70 млрд. рублей.
К слову, накануне стало известно, что Альфа-Банк возобновляет свои действия по взысканию просроченной задолженности авиакомпании. В пресс-релизе банка отмечается, что Альфа-Банк выполнил просьбу правительства РФ о введении моратория на взыскание задолженности с компании «ЮТэйр», который действовал в период новогодних праздников.
«К сожалению, ситуация с задолженностью остается неурегулированной. В этой связи мы продолжим комплекс юридических действий, направленных на взыскание просроченной задолженности, в том числе включающей и аресты летного имущества компании», — говорится в релизе. В сообщении подчеркивается, что Альфа-Банк «по-прежнему готов к конструктивному диалогу с руководством компании «ЮТэйр» о погашении задолженности».
На фоне разговоров о финансовой нестабильности перевозчика в конце прошлого года у авиакомпании «ЮТэйр» произошло резонансное ЧП, связанное с рейсом, вылетающим из Казани. В начале декабря в казанском аэропорту трое суток вынуждены были ждать своего вылета пассажиры рейса UT 5451 из Казани в Камрань (Вьетнам) — рейс был отложен по техническим причинам. В свою очередь, туристы из Вьетнама также не могли вернуться на родину, так как ждали самолета из Казани.
«СНИЖЕНИЕ СПРОСА ОЩУТИЛИ НА СЕБЕ ВСЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ...»
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
— Лично для меня уход «ЮТэйр» — достаточно грустная новость, до 2006 года я был главой представительства этой авиакомпании в Татарстане. Казань при этом потеряет одного из перевозчиков до аэропорта Внуково, но этим занимаются и «Оренбургские авиалинии». С учетом увеличения рейсов «Аэрофлота» на этом направлении авиакомпании просто поделят между собой пассажиров. С другой стороны, цена на билеты «ЮТэйр» была не очень высокой и потеря ее рейсов позволит другим перевозчикам повысить цены.
Могу сказать, что «ЮТэйр», очевидно, оптимизирует расходы. Нет смысла «бодаться» на направлении Казань — Москва — слишком большая конкуренция среди авиакомпаний. Думаю, что этот шаг действительно связан со снижением спроса именно по отношению к аэропорту Внуково. Его сейчас обновили — может быть, не очень удобно ходит аэроэкспресс. Могу сказать, что в аэропортах Шереметьево и Домодедово с этой точки зрения гораздо комфортнее. По моим данным, в день в Москву из Казани летают около 1,5 тысяч пассажиров.
Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:
— Думаю, уход «ЮТэйр» никак не повлияет на рынок авиаперевозок. Просто будет более полная загрузка рейсов других авиакомпаний: «Трансаэро», «Аэрофлота», «Сибири». Компания «ЮТэйр» закрыла направления с максимальной конкуренцией. Авиакомпаниям нет смысла повышать цены. Во-первых, за этим следит антимонопольная служба. Во-вторых, самый важный регулятор цен — это сам рынок. Если авиакомпании задерут цены выше покупательной способности потребителей, то останутся без пассажиров. Думаю, резкого повышения цен не произойдет.
Внуково — сам по себе очень неудобный аэропорт. Он является правительственным, поэтому его часто закрывают, рейсы задерживаются и приходится крутиться в зале ожидания. С другой стороны, он расположен ближе всех к Москве: если вас встречают на машине, это очень удобно. Кроме того, «Газпром» и другие энергетики как раз располагаются на юго-западе Москвы. Вообще, самый удобный аэропорт, с моей точки зрения, — это Шереметьево.
Конечно, сейчас пассажиров стало меньше. Люди стали реже летать за рубеж, а около 30 процентов рейсов в Москву были транзитными. Снижение спроса ощутили на себе все перевозчики, а не только «ЮТэйр». На пассажиров повлияли и страх перед Эболой, и теракты, и, конечно, экономическая неустойчивость. Кризис усугубил определенные трудности, которые были у авиакомпании еще до этого. На мой взгляд, менеджеры «ЮТэйр» допустили определенные просчеты — взяли курс на интенсивное развитие, слишком быстро рванули вперед. В итоге потребовались большие затраты, связанные с обновлением парка воздушных судов, с подготовкой персонала. Плюс в связи с ростом курса валют возросла и лизинговая нагрузка.
Справка
В 1967 году было организовано тюменское управление гражданской авиации, которое в 1991 году было реорганизовано в авиакомпанию «Тюменьавиатранс». С 1992 года авиакомпания существует в форме открытого акционерного общества. С 2002 года принято новое наименование авиакомпании — «ЮТэйр». Контролирующим акционером является ОАО «Сургутнефтегаз» (75,6%)
Ранее авиакомпания владела и управляла одним аэропортом федерального значения в городе Ноябрьске, четырьмя аэропортами регионального значения в поселках Березово, Игриме (Ханты-Мансийский АО), Мысе Каменном, Тазовском (Ямало-Ненецкий АО). C 1 декабря 2009 года аэропорты переданы в управление ОАО «Аэропорт Сургут».
В мае 2012 года UTair Technic, дочерняя структура авиакомпании по ремонту самолетов, по итогам аудита была лишена сертификата безопасности европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Работы по техобслуживанию воздушных судов «ЮТэйр» были переданы другим компаниям — S7 Engineering, «Восток Техникал Сервис» и западноевропейской Nayak.
Чистый убыток авиакомпании «ЮТэйр» в 2013 году составил более 4,5 млрд. рублей против прибыли в 178 млн. рублей годом ранее, следует из отчетности компании по МСФО.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.