Алмаз Нуруллин
Алмаз Нуруллин

«ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО НАС ПОЗДРАВИЛ, — ЭТО ПРЕЗИДЕНТ»

— Алмаз, вашей команде удалось выиграть фестиваль в Сочи, за что Казани подарили новый Ледовый дворец. Однако, насколько мы слышали, у вас до последнего были тогда проблемы с поездкой.

— Да, за 10 дней до поездки оказалось, что у нас нет денег на транспорт. Хотя нам должны были их выделить, но федерация хоккея Казани и наше министерство спорта в последний момент сказали, что денег нет. В итоге мне пришлось написать Рустаму Минниханову в Twitter.

— Как пришла идея с Twitter?

— Один хороший человек посоветовал сделать так. Я написал: «Рустам Нургалиевич, исэнмесез, я Алмаз — капитан «Казанских Драконов». Мы выиграли отборочный этап, но на поездку в Сочи денег нет». Все, написал коротко, так как там ограничение по символам. Хотел еще написать, с женой даже советовался, но в итоге решил оставить все так. Буквально через час мне позвонили из федерации и все вопросы решили. Правда, на спортивные костюмы нам денег не дали — каждый в своем. Мы были единственной командой, которая была одета по-разному. Даже у команд с Камчатки и Сахалина были костюмы. Хотя мы на это старались не обращать внимания, главное — хоккей.

— С дисциплиной в Сочи справлялись?

— Каждый чувствовал ответственность и понимал, что приехал туда не просто отдохнуть, а победить. У нас была только одна цель — первое место, поэтому с дисциплиной был порядок. Все для победы у нас было. В итоге мы прошли группой этап, в полуфинале с московской командой СССР была очень тяжелая игра — мы забили победную шайбу за 45 секунд до конца. Представляете?

— В финале тяжело было?

— В финальном матче мы играли с Челябинском — было тяжело эмоционально и физически, так как играли уже шестой матч, но сумели выиграть со счетом 4:2.

— Получается, ваша мечта — победить на всероссийском фестивале в Сочи — сбылась.

— Да, но у меня есть еще одна мечта. Я всегда хотел работать в спортивной сфере. Тренировать я вряд ли смогу, потому что у меня нет опыта, но я могу быть руководителем или организатором.

Благодаря нашей победе Казани были выделены 100 миллионов рублей, и сейчас на улице Гаврилова строится Ледовой дворец. Моя вторая мечта — чтобы я или кто-то другой из команды возглавил этот дворец. Тогда он бы стал центром развития любительского хоккея в городе, своего рода базой для Ночной хоккейной лиги. Хочу написать по этому поводу письмо от имени «Казанских Драконов» в мэрию и минспорта.

— Имеете право. Вы ведь его выиграли.

— Да, но в Татарстане единственный человек, который помогает и симпатизирует нашей команде, — это Рустам Нургалиевич. Он помогает не только нам, но и ветеранам хоккея. Другим ведомствам пока не дашь команду сверху — они игнорируют, не выходят на связь. После того как мы приехали с чемпионата мира Ночной лиги в Канаде в прошлом году, где заняли второе место, единственный, кто нас поздравил, — это президент.

«БЫЛА МЕЧТА СОЗДАТЬ ХОРОШУЮ КОМАНДУ»

— Чем вы занимаетесь в жизни?

— Я предприниматель — занимаюсь молочной продукцией. Раньше был учредителем фирмы, а сейчас директор. У меня большой руководящий опыт — я всю жизнь работал председателем сельпо и райпо в системе потребкооперации, где руководил 350 рабочими.

— Как удается совмещать работу с хоккеем?

— Учредители нашей компании входят в мое положение. Если у меня получится работать в области спорта, то я все силы буду отдавать только туда. А если нет — буду продолжать совмещать. Хоккей — это мое хобби, а бизнес — основная работа. Нужно ведь семью прокармливать.

— Они не хотят спонсировать лигу?

— Нет. Не знаю, почему, я к ним обращался несколько раз. Если бы все зависело от меня, то давно бы уже спонсировали.

— Расскажите, как вы попали в Ночную хоккейную лигу?

— Несколько лет назад еще не существовало Ночной хоккейной лиги. В первый сезон в Москве решили провести всероссийский турнир, куда поехала сборная Татарстана, собранная из игроков со всех районов. Руководил командой тогда Геннадий Маслов (ветеран СК им. Урицкого, один из лучших игроков в истории татарстанского хоккеяприм. авт.). В Москве, конечно, все было очень круто — всей команде раздали спортивные костюмы с национальными нашивками. Я сейчас до сих пор в нем хожу. Гостиница, автобус — все было на высшем уровне. Мы дошли до полуфинала, где проиграли челябинскому «Центуриону».

— Маслов — личность легендарная.

— Очень. Помню, когда в детстве пришел в СК имени Урицкого, уже тогда его все уважали.

— Вы с детства занимаетесь хоккеем?

— Начинал играть в Кировском районе, а потом в пятом-шестом классе пришел записываться в Урицкого. Играл за юношей, около двух лет за молодежку, а в основную команду в то время было очень трудно попасть — конкуренция высочайшая. Это нужно было обладать большим талантом, чтобы тебя после молодежки сразу взяли в команду мастеров. У меня были хорошие возможности, огромное желание, но тут уже пришлось уйти в армию. В то время отсрочек никто не давал. Два года отслужил в армии, пришел обратно в команду и говорю: «Давайте, я каждый день с утра до вечера буду заниматься. Вы мне хотя бы 50 рублей платите в месяц». Мне ведь нужно было на что-то жить. Они мне сказали, что я два года потерял и у меня уже ничего не получится. В итоге у меня был перерыв в 22 года, когда я не вставал на коньки.

— Даже неинтересно было просто во дворе кататься?

— Нет, ни разу больше не вставал на коньки. Я настолько обижен был — у меня с детства было желание попасть в команду мастеров. В 2005-м обратно встал на коньки, начал играть с любителями, но возраст и здоровье, конечно, давали о себе знать. Сгонял вес, была сильная отдышка — потихоньку набирал форму, катался за любительские команды

— Как создавалась команда «Казанские Драконы»?

— Для того чтобы что-то выиграть на всероссийском уровне, нужно создавать сборную Казани или, например, сборную Татарстана. Только так можно достичь высоких целей. Потому что в одной команде есть два хороших игрока, в другой, куда им? Я руководителю команды «Автомобилист» предложил идею создания сборной, он отказался. У меня выхода другого не осталось — я создал свою команду. У меня с самого начала засела в голове мечта — выиграть финал всероссийского турнира в Сочи. Я начал пробовать себя в роли менеджера — искал игроков по всему Татарстану. Из «Титана», «Веги», «Динамо-МВД» набрал по несколько человек и собрал команду.

— Чем заманивали их к себе?

— В то время в Казани не было серьезной команды на любительском уровне. Я им говорю: «Ребят, у меня очень серьезные цели. В следующем сезоне мы должны выиграть в Сочи. Я хочу, чтобы наша команда была лучшей в России».

— Упорно тренировались?

— Мы вместе начали тренироваться только за месяц до поездки в Сочи, до этого каждый занимался в своей команде. Но мы все равно сумели победить на отборочном этапе и заполучить путевку в Сочи.

«НЭФИС» ПРОСТО НАС СПАС»

— Каково было получать Кубок из рук Владимира Путина?

— Сумасшедшие ощущения. Незабываемые чувства. Я в тот момент даже подумать не мог, что мы победили. Только представьте, что там команды со всей России приехали, а мы их всех победили.

— Лига создана по инициативе Путина, Кубок вы тоже получали из его рук. Почему тогда в Татарстане она дважды была под угрозой срыва? Почему спонсорам она неинтересна?

— Потому что в Татарстане сильная конкуренция среди других видов спорта. Сначала нам говорили, что Универсиада прошла — денег нет, теперь говорят, что готовятся к чемпионату мира по водным видам спорта. Постоянно ссылаются на что-то. Лично у моей команды есть один спонсор — фирма «Рубеж», которая оплачивает нам ледовые тренировки и приобретает нам наш главный инструмент — клюшки. По две клюшки каждому раздали. Это ведь очень хорошо. Не у каждого в нашей команде есть деньги на спортивную амуницию: кто-то грузчиком работает, кто-то — охранником.

— Есть в Казани еще одна лига — ПЛХЛ, которая коммерческая и где постоянные взносы, оплата льда. Почему команды не идут в Ночную лигу, где не нужно, например, платить за лед во время матчей?

— Мне кажется, это все связано с финансированием. Последние два сезона были под угрозой срыва. Возможно, многих пугает такая нестабильность. Хотя я думаю, что в ближайшие сезоны такого уже не будет — Ночная лига быстро развивается. Кто откажется побороться за путевку в Сочи? В этом году мы с «Драконами» поборемся за первое место, а в следующем я планирую заняться менеджментом — буду искать игроков со всей России, приглашать их в наш дивизион.

— Если бы еще в том году Ночная лига не началась в Татарстане, чем бы занимались?

— Придумал мы что-нибудь. Искал бы игроков, у нас в Татарстане много полулюбителей или тех, кто закончил спортивную школу. По регламенту ведь они не имеют права играть в той же ПЛХЛ. Там только чисто любители. Но вот я, например, закончил 20 лет назад спортивную школу, и куда мне идти? У нас получается, если закончил детскую школу — это штамп, за любителей играть не можешь. В Ночной лиге с этим попроще — можно троих бывших выпускников спортивных школ заявить.

— Когда узнали о том, что «Нэфис» готов спонсировать лигу? Какие эмоции испытали?

— Если бы не Ирек Богуславский, то в нынешнем сезоне точно был бы срыв. Нынешний сезон команды за свой счет точно бы не вытянули. До последнего сидели, ждали. Я постоянно звонил нашему региональному представителю Марату Дусаеву, говорил, что мы готовы заплатить взнос для участия. Хотя этих денег для старта сезона не хватило бы, поэтому он нам говорил, что нужно подождать неизвестно, стартует ли сезон.

Новость о «Нэфисе» узнал из вашей газеты — прочитал статью. Эмоции, конечно, были только положительные. Опять от Татарстана поедет команда биться в Сочи, и это очень здорово. «Нэфис» просто нас спас. Большое спасибо, что еще есть такие люди, как Ирек Богуславский, которые по-настоящему переживают за наш спорт.

— А в регламенте турнира не прописано, кто должен выделять средства?

— Письма сверху шли только рекомендательного типа, дескать, власти на местах должны помочь в проведении отборочных игр. Они, видимо, к этим письмам серьезно не относятся — постоянно откладывают и забывают. Пока кто-нибудь не даст команду сверху, никто не хочет обращать на нас внимания. Хотя, насколько я знаю, какую-то часть денег нам дали из министерства в этом году после того, как деньги выделил Богуславский, которому как раз сверху никто не звонил и ничего не говорил, помощь нам — это его личная инициатива, что делает его помощь еще более значимой. Могу лишь сказать спасибо! Получается, только Минниханов и Богуславский НХЛ в Татарстане и помогают.

«В ЭТОМ СЕЗОНЕ ПОЛОВИНА КОМАНДЫ ПЕРЕШЛА В «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ», НО МЫ ЕЩЕ ПОПЬЕМ КРОВИ»

— Если говорить о нынешнем сезоне, то как половина команды «Драконов» перешла в «Ак Барс Страхование»?

— Одна из причин — то, что я отстранил от работы нашего тренера Роберта Гайнуллина. Мы с ним всю жизнь знаем друг друга, но поругались из-за дисциплины. Я и сейчас считают его своим другом, но он со мной не здоровается. Изначально он не хотел тренировать нашу команду, думал, что не сможет совмещать с основной работай — он работает в федерации хоккея Казани. Но когда у нас был в Казани матч открытия с «Автомобилистом», когда приезжал сюда Валерий Каменский, я сказал Гайнуллину, чтобы он просто постоял на тренерском мостике для видимости. Ему понравилось, и он остался заниматься с нами. Он нам очень помог — по своей линии договаривался нам об автобусе, и как тренер он хороший.

После того как мы стали чемпионами, он, наверное, немного зазвездился. Стал нарушать дисциплину, из-за чего мы поругались. Мне пришлось отстранить его. После этого он стал тренировать «Ак Барс Страхование».

— Получается, он переманил половину команды в «Ак Барс»?

— Да, большая часть команды перешла в «Ак Барс». Могу сказать, что ушли туда игроки, которые у нас были на ведущих ролях. Есть люди, с которыми я вообще играл в одной пятерке несколько сезонов. Самое интересное, что они дождались, когда я им всем раздал премию, которую нам выделил Рустам Нургалиевич, а потом ушли. Никто этим заниматься не хотел, я сам напечатал бланки, собрал все подписи, чтобы нам дали премию. Никакую сумму туда не вписывал.

— Много дали?

— По 30 тысяч каждому. Этим самым президент в очередной раз доказал, что ему небезразличен любительский спорт в Татарстане. Так вот все игроки премию взяли, мне руку пожали, а потом спокойно ушли в «Ак Барс».

— Тяжело с ними будет бороться за путевку в Сочи? Недавно вы им проиграли 1:6.

— На этот сезон мы все равно ставим цель — стать лучшей командой в Татарстане. Мы будем бороться до конца, даже если не получится победить, крови мы попьем у каждого. Я повторюсь, для того чтобы что-то выиграть на всероссийском уровне, нужна не одна команда, а сборная из лучших игроков Татарстана. Мы должны усиливаться, а не разделяться.

— Регламент это разрешает?

— Да, с каждой команды можно дозаявить по два игрока.

«НУЖНО РАЗВИВАТЬ НОЧНУЮ ЛИГУ В ТАТАРСТАНЕ, СОЗДАВАТЬ АТРИБУТИКУ»

— Какие пути развития лиги вы видите?

— В дивизионе «Любитель 18+» полегче, потому что игроков там много. А в нашем дивизионе сложнее все. Нужно завлекать игроков, проводить дополнительные турниры, должна быть какая-то селекционная работа. В Казани еще ладно, можно набрать три-четыре команды, в районах с этим все сложнее. Если глава района лично болеет спортом, то он сделает все для своей команды. А если нет, то извините.

В прессе и на телевидении все это должно освещаться, чтобы народ знал о существовании такой лиги. Было бы хорошо, если Богуславский продолжит финансирование. Можно ведь не только тратить эти деньги. Есть возможность атрибутику создавать, продвигать нашу лигу в народ. Реклама какая-то — мы должны самоокупаться.

— Говорят, есть идея — создать чисто казанский дивизион.

— Отличная идея. Можно разделить Татарстан на восточную и западную зону, каждый играет друг с другом. Это и по затратам выйдет меньше, не нужно будет далеко ездить. А победители дивизионов играют между собой, как в Кубке Гагарина. Для этого нужно только решить вопрос с Москвой.