В арбитражном суде Татарстана состоялся второй раунд противостояния двух титанов экономики республики - ТАИФа Альберта Шигабутдинова (слева) и «Татнефти» Наиля Маганова (справа)
В Арбитражном суде РТ состоялся второй раунд противостояния двух титанов экономики республики - ТАИФа Альберта Шигабутдинова (слева) и «Татнефти» Наиля Маганова (справа)

НЕ ХОТИТЕ ПЛАТИТЬ 353 МИЛЛИОНА? ЗАПЛАТИТЕ ПОЛМИЛЛИАРДА!

Второй раунд противостояния «Татнефти» (гендиректор Наиль Маганов) и «Нижнекамскнефтехима» (входит в группу «ТАИФ», возглавляемую Альбертом Шигабутдинговым) состоялся на днях в Арбитражном суде Татарстана. Напомним, причина конфликта — многомиллионный спор о цене поставок широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). Легкие углеводороды являются дефицитным сырьем для выпуска целого спектра продуктов: каучука, пластмассы, этанола, растворителей, компонентов высокооктановых бензинов.

Как писала газета «БИЗНЕС Online», схему взаимоотношений расчетов между ТАИФом и «Татнефтью» можно было назвать джентльменской: сначала поставляется ШФЛУ, а уже потом постфактум в рамках дополнительного соглашения назначается цена. Однако в марте прошлого года НКНХ допсоглашения подписывать перестал, «восстав» против цен, диктуемых нефтяниками. Те какое-то время терпели, а потом «выкатили» иск о взыскании с НКНХ 353,7 млн. рублей долга. В ответ нефтехимики подали в отношении «Татнефти» сразу три иска, в которых оспорили «ужасающую», по их словам, цену за период с марта по май 2014 года.

Второе заседание по делу началось с того, что нефтяники пошли в атаку, заявив, что увеличивают исковые требования по основному долгу до 349,4 млн. рублей и по процентам за пользование чужими денежными средствами в 147,3 млн. рублей. Общая сумма требований возросла с 353 млн. до 496 млн. рублей на 40%.

На ТАНЕКО производятся те самые ШФЛУ, которое затем «по трубе» передаются «Нижнекамскнефтехиму»

Кроме того, представитель «Татнефти» Светлана Султанова заявила, что за нефтехимиками еще на 1 марта 2014 года числился долг в 251 млн. рублей, хотя НКНХ в тот момент не оспаривал цен, выставляемых нефтяниками. Сейчас, по мнению «Татнефти», оппоненты только затягивают процесс путем подачи встречных требований по каждому месяцу, чтобы оттянуть выплату.

В свою очередь, представители НКНХ отвели ходатайство о повышении суммы иска по формальному признаку — их должны были заранее предупредить. В результате ходатайство нефтяников было отклонено, взыскиваемая сумма долга формально осталась прежней — понятно, что лишь на время. Что касается количества месяцев, по которым оспаривается цена, то представитель ТАИФа пообещал увеличить их с трех до шести, подав новые иски.

Генеральный директор «Нижнекамскнефтехима» Азат Бикмурзин
Нефтехимики подали в отношении «Татнефти» сразу три иска, в которых оспорили «ужасающую», по их словам, цену за период с марта по май 2014 года (на фото гендиректор «Нижнекамскнефтехима» Азат Бикмурзин)

НЕОЖИДАННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Далее события развивались весьма драматично. На судебном заседании, растянувшемся на четыре часа, юристы НКНХ заявили около 10 ходатайств, удовлетворение любого из которых могло бы привести к переносу процесса. Причем «градус накала» ходатайств только повышался по мере их отклонения судьей. Сначала НКНХ попросил выделить из взыскиваемой «Татнефтью» задолженности «сумму за май». Затем было заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица завода «ТАНЕКО». Напомним, что именно на ТАНЕКО производятся те самые ШФЛУ, которое затем «по трубе» передаются «Нижнекамскнефтехиму». Однако «Татнефть» заявила, что сырье находится у них в собственности и нет нужды в привлечении завода к судебному разбирательству.

После того как эти ходатайства были отклонены, юристы НКНХ решили раскрыть карты и заявили о наличии переговоров по мирному урегулированию вопроса между руководством НКНХ и «Татнефти». Кроме того, они сообщили, что попытка «Татнефти» увеличить исковые требования является способом давления во время переговоров. Представители «Татнефти» возразили, что они не проинформированы о наличии переговоров, и продолжили настаивать на немедленном рассмотрении дела по существу.

После этого стало ясно, что окончательное решение по делу может быть вынесено в этот же день. И тут ТАИФ пошел с козырных тузов. Представитель нефтехимиков, известный юрист Эмиль Гатауллин заявил ходатайство о том, чтобы судья Юлдаш Мусин рассмотрел... самоотвод в отношении самого себя. Судья оснований для самоотвода не нашел. После чего прозвучало ходатайство об отводе судьи «из-за утраты беспристрастности». По закону отвод должен рассматриваться другим судьей, а значит, это требовало дополнительное время, так необходимое «Нижнекамскнефтехиму». Был объявлен часовой перерыв, после которого НКНХ объявил, что забирает свое ходатайство обратно.

На продолжившемся после перерыва основном заседании на полушуточный вопрос судьи: «Что, доверие возвращено?» — нефтехимики добродушно ответили: «Ничего личного, ваша честь!»

Главной же новостью стало то, что представители «Татнефти», видимо, получив соответствующие звонки, подтвердили наличие переговоров и также попросили отложить разбирательство. Долгожданное согласие было получено.

Следующее заседание назначено на 5 февраля.