РАЙПО: ОТ РАКОВ ДО ВАЛЕНОК

В здании казанского кооперативного института были подведены вчера итоги деятельности потребительских обществ республики Татарстан за 2014 год с участием президента РТ Рустама Минниханова. Готовились серьезно — территория вокруг института загодя была посыпана антигололедным реагентом. Перед входом гостей ожидала выставка автотехники, внутри, слегка поеживаясь от холода, всех встречала делегация из студентов и преподавателей.

Спортивный зал на один день был превращен в торговую ярмарку, правда, на ней ничего не продавалось. Но прилавки ломились от товара, в основном разного рода выпечки — от замысловатых кренделей до пряничных домиков и фигурок ак барса из сладкой мастики. Были, впрочем, и краснобокие раки, и фаршированная рыба, и разноцветные валенки — продукция райпо из разных уголков республики.

Истекая слюной, гости перетекли в зал для совещаний. С подробным докладом выступил Махмут Фаттахов, председатель правления Татпотребсоюза. Он сообщил, что совокупный объем деятельности за 2014 год составил 16 млрд. 22 млн. рублей, это на 11% больше, чем годом ранее. Однако не все райпо смогли отчитаться о росте доходов. По данным Фаттахова, Дрожжановское, Елабужское, Сабинское и Чистопольское райпо допустили спад совокупного объема. О причинах такого спада не сообщалось.

Фаттахов отметил, что бюджетом РТ в течение года была оказана поддержка потребкооперации в виде субсидий на заготовку животноводческой продукции и покупку оборудования, также была возмещена часть расходов на проведение ярмарок. А для организации выездной торговли в труднодоступных и малонаселенных пунктах было решено закупить на льготных условиях (80% — республика, 20% — потребобщество) 100 автолавок. 83 из них были получены в минувшем году.

Как сообщил журналистам министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, программа будет продолжена и в 2015 году. В частности, министр рассказал, что каждая автолавка охватывает как минимум 6 - 7 населенных пунктов и приезжают туда по графику. Министр пояснил, что речь идет о 760 малых населенных пунктах с населением 50 человек и менее, куда не идет частный бизнес, поскольку содержать там магазин убыточно. Но вернемся к докладу. Активнее, чем раньше, потребкооперативы выезжали в прошлом году на продовольственные ярмарки в Казань, Набережные Челны — продано товаров на 21 млн. рублей. Напомним, в условиях санкций и удорожания ряда товаров было принято решение о проведении таких ярмарок в Казани еженедельно вплоть до июня.

«Я ТОЖЕ ПАЙЩИК. ПРАВДА, Я НЕ ЗНАЮ, ГДЕ МОЙ ПАЙ!»

Несмотря на в целом благостную картину, проблем тоже немало. «Критично завершилась деятельность Атнинского райпо, руководство которого, подведя к банкротству предприятие, фактически присвоило предками созданное имущество», — заявил Фаттахов. «Многим из вас придется возвратить то, что оформили на себя или продали родным и друзьям», — предупредил он. Как выяснилось, в Удмуртии, Новосибирске, Карелии, Пензе по аналогичным фактам уже возбуждены уголовные дела. Выходит, ждем разоблачений и в Татарстане?

Позднее не удержался от возмущения по этому поводу Минниханов. Он отметил, что «во многих других районах самые вкусные и доходные точки перетекли в определенные руки» и поставил под вопрос законность этих действий. Позже и вовсе заявил, что 80% всех активов райпо разграблено. «Я попросил бы, Марат Готович (Ахметов — прим. авт.), вместе с юридическим управлением «Татпотребсоюза» посмотреть документы по тем активам, которые были утеряны в 16 районах (где нет потребкооперации — прим. авт.)», — распорядился президент. Далее он обратился уже к прокурору РТ Илдусу Нафикову с поручением восстановить историческую справедливость и вернуть пайщикам их паи. «Это собственность пайщиков. Я тоже пайщик. Правда, я не знаю, где мой пай, но он должен быть!» — заявил Минниханов. Также он обратился к начальнику управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марсу Бадрутдинову: «Думаю, без ведома должностных лиц это тоже не происходило», — и предложил подключиться к работе.

ЗАГОТОВКА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Одно из направлений работы — заготовительная деятельность — почему-то не в чести у кооператоров. В 8 районах РТ, по словам Фаттахова, заготслужбы так и не были созданы. К примеру, взять мясо. Закуплено немало — 10,7 т, однако большая часть мяса продается в непереработанном виде. «Если весь объем заготовленного мяса пропустить через производственные цеха и предприятия общепита, то их оборот мог бы вырасти более чем в два раза, и можно было получить соответствующий доход», — вдохновлял глава Татпотребсоюза.

Он отметил, что в связи с вступлением в силу технического регламента таможенного союза, появилась возможность серьезно заниматься забоем скота и реализацией мяса. Однако убойные пункты используются из рук вон плохо. «Не надо ждать, когда привезут скот на эти пункты, а самим идти в села, к личным подсобным хозяйствам и инвесторам. Для этого вам выделены спецавтотранспорт-скотовозы, — призвал Фаттахов и добавил с укором, — в большинстве населенных пунктах забой скота осуществляется в выходные и праздничные дни, а в это время вы отдыхаете!»

Он напомнил, что правительство РТ серьезно вложилось в модернизацию скотоубойных пунктов, но они работают с загрузкой всего 13%! «Только Актанышское и Рыбно-Слободское потребобщества используют программы по созданию новых пунктов. А куда смотрят другие районы, где нет предприятий по забою скота?» — недоумевал руководитель. Он напомнил также, что на заготовку кожсырья и шерсти предусмотрены субсидии, но желающих заниматься этим тоже немного. Отчасти Фаттахов сам пояснил такое отношение заготовителей — сбор шерсти сегодня экономически невыгоден, так как нет спроса. Но и здесь он нашел выход — надо заниматься ее первичной переработкой с целью продажи все тому же населению!

Непаханое поле для повышение доходов — заготовка лекарственного сырья. Причем привлекать к ней можно даже школьников. «Только за день сбора пустырника можно заработать 800 рублей, а на березовых вениках до — 1,5 тысяч рублей, это огромные деньги для сельского жителя», — сказал Фаттахов. Продавать травы можно как фармацевтическим, так и ликероводочным предприятиям. Но этим мало кто занимается. В РТ создан цех по переработке, фасовке и хранению лекарственных трав на территории казанской «Универсальной базы», — напомнил глава Татпотребсоюза, но он загружен только на 30%. «А ведь он создан с учетом ваших пожеланий и обещаний обеспечить сбор лектехсырья», — недоумевал он.

Махмут Фаттахов
Махмут Фаттахов

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ — КАЗАНСКИЕ БЕРЕГА

С закупками молока ситуация не лучше. «Осенние ярмарки всем нам показали, у городского населения на молоко ажиотажный спрос! — заявил Фаттахов. — Кто вам мешает зарабатывать на этом виде заготовок? Это же экономически выгодно!» За год, по его данным, в РТ с каждого двора было закуплено 453 кг молока. Но и здесь, как обычно, есть передовики и аутсайдеры. В числе последних — Тетюшский, Бугульминский, Балтасинский, Камскоустьинский и Елабужский райпо. Повысить заработки на молоке Фаттахов предложил путем создания современных молокоприемных пунктов, покупки молоковозов, охладителей, приборов для определения качества молока.

Министр Ахметов позже объяснил журналистам суть идеи — молоко населению Казани, Набережных Челнов и других крупных городов РТ будет поставляться на разлив в бочках по 450 - 500 литров. По словам министра, стоит такой агрегат порядка 160 тыс. рублей, причем часть этих средств будет компенсироваться из бюджета.

Еще одна цель, к которой необходимо стремиться, — это повышение в объемах продажи доли продукции собственного производства, считает Фаттахов. Но пока она занимает лишь 27% на прилавках райпо. При этом производственные мощности недозагружены — ряд предприятий, как выяснилось, используют свои мощности лишь на 30%, но даже и у ударников производства эта цифра порядка 70%. Взять колбасные цеха — они выполнили план лишь на половину. «В дни ярмарок покупатели ждут нашу продукцию из-за ее высокого качества. Наше слабое место — это упаковка и фасовка», — продолжал критиковать Фаттахов. Но тут же отчасти сам объяснил причину такого явления — техника устарела, износ 80%. «Для выпуска конкурентной продукции необходимо, уважаемый Рустам Нургалиевич, ваше положительное решение, с включением в протокол сегодняшнего собрания», — намекнул Фаттахов, что для решения этой проблемы необходима помощь из бюджета.

ГОЛОД — АЛКОГОЛЬНЫЙ И КАДРОВЫЙ

Серьезные опасения вызывает у Фаттахова долг райпо перед «Алкоторгом» (эксклюзивный дитрибьютор ОАО «Татспиртпром») — 37 млн. рублей. Он напомнил, что предприятие и так пошло навстречу — поставило горячительную продукцию под реализацию. «Некоторые вообще встали на путь обмана, открывая временные ООО без имущества, получают товар и не платят!» — возмутился он. И предупредил, что «Татспиртпром» больше не станет отпускать продукцию без оформленного имущества для передачи под залог. В итоге многие райпо сейчас испытывают «товарный голод».

Не обошлось и без разговоров про «кадровый голод», но от этой темы Фаттахов виртуозно перешел к другой — проблеме закрепления выпускников на селе. Он попросил президента рассмотреть возможность получения для выпускников подъемных и льгот на жилье. Позже президент согласился, что эту тему надо бы проработать. Фаттахов также напомнил, что в следующем году союз потребительских обществ отметит 100-летний юбилей! Он предложил в честь этого события возобновить музей потребкооперации, издать книги и помочь с проведением праздника. А предвидя возможный отказ в связи с дефицитом бюджета, Фаттахов как истинный политик напомнил, что впереди выборы (президентские в том числе — прим. ред.), и на этой многозначительной фразе поблагодарил за внимание.

«В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ У НАС ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ...»

Впечатлениями от услышанного и увиденного в конце совещания поделился президент. Минниханов с теплотой вспоминал про свою работу в Сабинском районе: как важно было вовремя завезти хлеб, заготовить продукцию... Минниханову знакомы все тяготы потребкооперации, ведь по второму высшему образованию он товаровед высшей квалификации, поэтому даже критиковал президент по-отечески и с оттенком ностальгии. Особенно досталось тем 16 районам, в которых система кооперации успешно похоронена. Минниханов напомнил главам этих районов, что восставить райпо — их прямая обязанность. В помощь он призвал главу минэкономики РТ Артема Здунова — попросил посодействовать с выделением техники по системе лизинг-грант.

«В условиях санкций у нас появилась прекрасная возможность получить новые рынки, представить наши товары на потребительский рынок, и в рамках новых обстоятельств надо изменить наше отношение», — призвал президент. В частности, по его заданию потребкооперации предстоит штурмовать прилавки не только татарстанских, но и московских магазинов и крупных торговых сетей. Также он заявил о необходимости создать свою торговую марку по аналогии с известными финскими продуктовыми марками, которые на самом деле объединяют десятки мелких фермерских хозяйств.

«ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ НАПИСАН РУКАМИ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ»

На пресс-подходе к Ахметову журналисты подняли и другие насущные проблемы, волнующие население. К примеру, о том, будут ли расти цены на продукты, спросил сотрудник местного телеканала. Министр ответил, что в системе потребкооперации, поскольку нет посредников, заготовительные цены относительно стабильные и низкие, а продукция, которая производится и реализуется предприятиями потребкооперации, оказывается дешевле той, что представлена в крупных торговых сетях и больших магазинах.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главы райпо пожаловались на сложность входа в такие федеральные сети, как в «Пятерочка» и «Магнит». Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Ахметова, как будет решаться проблема. «Эту задачу без внесения изменения в закон о торговле решить невозможно, — заявил он в ответ. — Закон написан руками торговых сетей и заинтересованных лиц, пока не внесут кардинальных изменений в этот закон, эту задачу решить невозможно!»

«ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ ГОРАЗДО НИЖЕ СТАНОВИТСЯ»

Проблемы, с которыми сталкиваются райпо, прокомментировали для «БИЗНЕС Online» участники собрания потребительских обществ.

Олег Вельматов — руководитель Елабужского райпо:

— Проблемы у потребкооперации одни и те же — повышение цен. Закупочные цены на молоко, мясо, сахар, муку и другое сырье, из которого потребкооперация производит свою продукцию (выпечка, пельмени), — сильно выросли. Все это отразилось и на конечном потребителе. Мы ориентированы на самых малообеспеченных граждан и пенсионеров, а их пенсия не сильно повысилась. Покупательская способность гораздо ниже становится. Хотя у нас существует регламентированная наценка в 12 процентов на товары, которые являются социально значимыми: это молочные и хлебобулочные изделия. Но мы верим в светлое будущее. Мы закупали автолавки для торговли в малонаселенных пунктах. Для нас это однозначно убыточный проект, но потребкооперация, созданная 100 лет назад, как раз и призвана была для обеспечения села продукцией, так что этот проект имеет социальное значение.

Шавкат Гайнутдинов — председатель Сабинского райпотребсоюза:

— У нас общий оборот — 15 миллионов в месяц, годовой оборот — 260 миллионов рублей. Радостно, что у нас есть производство, мы макароны сами делаем, пельмени, мясорубочный цех есть, рыбу солим, заготовками от населения занимаемся, есть инкубатор, теплица, молоко от населения собираем. Будущее у потребкооперации однозначно есть. По качеству мы можем конкурировать с товарами, которые продаются в торговых сетях, у нас натуральный продукт. Но мы даже не обращались в сети, так как у нас оборачиваемость продукции 18 дней. В районе у нас 48 магазинов, продаем продукцию и на рынках в Казани.