Сенсационная новость стала известна на публичных слушаниях по проекту планировки центра Казани, состоявшихся в минувшую пятницу. К 2018 году у столицы Татарстана будет новый генплан, разработанный НИиПИ Генплана Москвы. Местный «Казгражданпроект», разработавший действующий документ, в конкурсе на 85,8 млн. рублей даже не участвовал. Как убедились корреспонденты «БИЗНЕС Online», взгляды московских и казанских архитекторов совпадают далеко не во всем.
Талия Мухаметшина |
КАЗАНЬ ПОЛУЧИТ ГЕНПЛАН ОТ КАРИМЫ НИГМАТУЛИНОЙ
На публичные слушания по проекту планировки «Центр», прошедшие в пятницу в управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани, собрались около 100 человек — как специалистов — архитекторов, строителей, так и простых горожан, которые пришли поддержать или поспорить о предлагаемых в проекте решениях. Слушания вела главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, основные предложения по планировке рассказывала руководитель ЦРГП ОАО «Институт «Казгражданпроект» Талия Мухаметшина. Газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала о проекте, поэтому остановимся на обсуждении.
Тем более что первое же выступление удивило пришедших громкой новостью. Прокофьева дала слово заместителю директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Александру Колонтаю, буднично сообщив, что данная организация будет разрабатывать генплан Казани.
В тот же день на сайте института спешно было размещено официальное сообщение, раскрывающее подробности. Оказывается, контракт на разработку генплана был заключен еще 25 ноября 2014 года. Казань заказала эти работы в связи с изменениями, которые произошли в рамках проведения Универсиады, сказано в пресс-релизе. Часть проектов, заложенных в генплане 2007 года, уже была реализована, расширилась территория города, по отдельным проектам произошли отклонения. Завершить все работы планируется в конце 2018 года.
==video4001==
Согласно данным портала госзакупок, институт Генплана Москвы стал единственной организацией, подавшей заявку на участие в тендере. Организация предложила выполнить работы за 85,8 млн. рублей, тогда как начальная (максимальная) цена контракта составляла 95,3 млн. рублей. Привлечение крупнейшего в стране института со штатом специалистов в 800 человек с хорошим запасом времени и довольно солидной суммой может говорить о ставке на качество документа. Напомним, что генпроектировщиком действующей версии генплана, принятой в 2007 году, выступал муниципальный институт «Казгражданпроект», который на этот раз даже не стал участвовать в конкурсе.
Дополнительную интригу контракту придает тот факт, что в последние годы в архитектурно-строительном комплексе Москвы бал правят татары. Вот уже два года институт Генплана Москвы в статусе и.о. возглавляет 30-летняя Карима Нигматулина, приглашенная на этот пост выходцем из Татарстана, вице-мэром Москвы Маратом Хуснуллиным. А ее предшественником на этом посту был не кто иной, как Эрнст Мавлютов — бывший главный архитектор Казани. Впрочем, дочь академика Роберта Нигматулина в интервью нашей газете рассказывала, что выросла в Уфе, училась в США, работала под началом Билла Гейтса, а в Казани лишь несколько раз бывала.
Генплан Казани разработает московский ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» |
«НЕПРЕРЫВНАЯ МАГИСТРАЛЬ ЛИКВИДИРУЕТ УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ — ВОЛГУ»
Но вернемся к слушаниям. Вышедший к микрофону Колонтай сообщил, что институт уже начал встречаться с архитекторами города для сбора информации. Что же касается проекта планировки центра, то он с ходу выделил в работе казанских коллег целый ряд моментов, которые, по его мнению, требуют доработки. Так, он предложил не спешить со строительством дороги между Волгой и железнодорожными путями (предлагается таким образом завершить Большое транспортное кольцо).
— Казань и Волга — неразделимы, у нас же Волга отрезана железной дорогой. Здесь необходимо понимать, что мы хотим получить: мгновенную связь с Горьковским шоссе, тем самым дать простор автомобилистам, или бесценную территорию Волги с уникальными картинами, которые нужны всей общественности? Непрерывная магистраль при всей очевидности транспортных проблем ликвидирует уникальное явление — реку Волгу, — сказал Колонтай.
Он поддержал интеграцию жилья и рабочих мест в центре, но предложил определиться, каким образом это будет реализовано: либо будет жесткое зонирование на жилые кварталы и общественно-деловые, либо первые два этажа будут отводиться под общественно-деловые функции, а выше — под жилье. Ему самому видится предпочтительным второй вариант. Еще один вопрос, который требует доработки, — это зеленая составляющая, которой не хватает сейчас городу.
Дмитрий Пузырев: «Давайте поступим креативно, подняв воду, сделаем Булак пешеходным, организуем там современной сквер» |
ВМЕСТО БУЛАКА — ТОННЕЛЬ ОТ ЦИРКА ДО ГОСТИНИЦЫ ТАТАРСТАН
Выступающий далее Дмитрий Пузырев, советник по архитектуре и градостроительству компании «Ак Барс Девелопмент», донес боль всех девелоперов, раскритиковав планы ограничить этажность в центре Казани четырьмя этажами. Он попросил оставить хотя бы пять, указав, что, например, на Привокзальной площади уже есть несколько пяти- и даже шестиэтажных зданий, которые никто сносить не будет.
— По-моему мнению, центр Казани уже давно стал пятиэтажным, и нужно как минимум его таким же и оставить. Четырехэтажным он был 100 лет назад, и нет смысла к этому возвращаться, — считает Пузырев.
Другое его предложение касалось улицы Лево-Булачной, причем он сразу оговорился, что предложение может показаться сумасшедшим.
— Протока Булака — это давно не протока, это одна большая лужа, которая замкнута со стороны Казанки. Давайте поступим креативно, подняв воду, сделаем Булак пешеходным, организуем там современной сквер. Да, воды там, может быть, будет немного. Под этой пешеходной частью мы сделаем транспортный тоннель, который начнется в районе цирка, где мы будем в него нырять, и выскакивать за улицей Татарстан. Таким образом, мы убьем трех зайцев — получим транспортный тоннель, пешеходную часть и воду.
С тем, что Булак превратился в лужу, не согласился Виталий Логинов, председатель союза архитекторов РТ.
— Стоит под цирком открыть два вентиля, и сегодня же он наполнится водой. Помните, как-то на праздновании 30 августа Минтимер Шаймиев ехал на катере по этому Булаку, — напомнил Логинов. И перешел к транспортным вопросам, в частности к велосипедным дорожкам. Развитие велодвижения, конечно, хорошо, но ездить на работу на велосипеде нашему человеку мешает зима, поэтому сравнение с европейскими городами тут не всегда уместно.
— На строительство развязок для Универсиады, мы потратили миллиарды рублей. Но учитываем ли мы сейчас ошибки, которые не учли тогда? Почему по улице Тихомирнова постоянно пробки? Потому что не был построен всего один мостик. Сейчас институту дорожного хозяйства нужно признать свои ошибки и написать правительству о некоторых недочетах. Затраты на исправление ситуации не такие уже и большие, — укольнул коллег Логинов.
Логинов Виталий: «Институту дорожного хозяйства нужно признать свои ошибки и написать правительству о некоторых недочетах» |
Судьба Булака вообще стала чуть ли не главной темой обсуждения. Категорически против идеи сделать улицу пешеходной выступила молодая девушка, назвавшая себя представителем собственника здания по Лево-Булачной, 30 (по этому адресу располагается ресторан MontBlanc). А депутат Казгордумы Ильдус Янышев передал Прокофьевой предложение от «молодых казанских архитекторов», которые предлагают благоустроить Булак, дополнив его склоны велодорожками.
ПЕРЕНОС ПРЕДПРИЯТИЯ ОЗНАЧАЕТ СМЕРТЬ
Пришел на слушания и генеральный директор «Таткрахмалпатоки» Альберт Прокопьев, который не согласился с предложением перенести его предприятие с ул. Камала за пределы исторического центра. По его мнению, судьба фабрики «Заря», Казанского мясокомбината и производителя квасов и лимонадов доказывает, что вывод, по сути, означает закрытие предприятия, а сегодня это рентабельная компания, которая за последние два года заплатила налоги в бюджеты всех уровней на 90 млн. рублей, в ней работают 100 человек.
Предприниматель Рустем Камалов считает, что новые улицы должны быть дополнением к уже существующим, однако фактически они «убивают» старинные, богатые историей улицы. Улицы Ульянова, Волкова, Калинина фактически превратились в тупики, ездить по ним, особенно в час пик, очень сложно.
— Когда планируется строительство новых улиц, кто думает о наших старых улицах, их функциональности, что с ними происходит? Они ведь деградируют, — вздохнул Камалов.
Александр Колонтай с ходу выделил в работе казанских коллег целый ряд моментов, которые, по его мнению, требуют доработки |
Представитель компании «Сувар Эстейт» заявил, что если будет принято решение расширять ул. Салимжанова, то необходимо делать пешеходный переход — уже сегодня, по их подсчетам, улицу без пешеходного перехода на пересечении с Хади Такташ в течение дня перебегает почти 2 тыс. человек. Не ровен час, случится беда.
В целом публичные слушания продолжались три часа, и к концу мероприятия из собравшихся в зале 100 человек осталось менее половины. По окончании Прокофьева сообщила газете «БИЗНЕС Online», что теперь у проекта планировки «Центр» может быть две судьбы. Либо он будет принят до того, как московские проектировщики разработают генеральный план Казани. Все-таки ждать до 2018 года довольно долго. Либо проект, не принимая, передадут им, чтобы он стал основой для разрабатываемого документа по этой части города.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.