ЗАРИПОВ БУДЕТ РАБОТАТЬ С БЛОГЕРАМИ

Открывал коллегию руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов, который на эту должность был назначен всего лишь месяц назад. Очевидно, что пришедший из республиканского Роскомнадзора Зарипов еще осваивает огромное хозяйство, возможно, поэтому его доклад был довольно кратким и без острых углов.

Как будто в подтверждение этих слов он сообщил, что сегодня Татарстан является одним из самых медианасыщенных регионов — в РТ на 1 февраля работают 1043 СМИ. Это 89 радиостанций, 73 TV-компании, 665 газет и журналов, 15 информационных агентств, 137 электронных СМИ. Кратко обозначил, что в ближайшее время в республике начнут вещать радиостанции «Наше радио» и «Комсомольская правда», а телекомпания KZN перешла на собственное круглосуточное вещание, намереваясь расширить линейку собственных программ. По окончании коллегии генеральный директор телекомпании Мадина Тимерзянова уточнила газете «БИЗНЕС Online», что собственное вещание началось со 2 февраля, «телеканал можно найти на тех же кнопках — как в эфире, так и в кабеле» (подробнее о расставании телеканала с федеральной «Звездой» мы писали ранее).

Никакие цифры, раскрывающие финансовые результаты работы ведомства, Зарипов не сообщил, но отметил, что «как в России, так и в Татарстане произошло снижение рекламных доходов, что является серьезным риском» для газет и журналов. А отказ с 1 июля 2014 года от субсидирования подписки привел к «значительному увеличению тарифов», вследствие чего редакциям СМИ пришлось самим «проводить комплексную работу по подписной кампании». Впрочем, итог глава «Татмедиа» назвал неплохим, приведя такой аргумент: насыщенность периодическими изданиями в РТ составляет 339 экземпляров на 1 тыс. человек, тогда как в целом по России — всего 152 экземпляра (более точные данные по тиражам печатных СМИ «БИЗНЕС Online» планирует опубликовать в ближайшее время).

Мадина Тимерзянова и Леонид Толчинский

Продолжая обрисовывать положение дел в отрасли широкими мазками, он напомнил, что в прошлом году на всех мощных телецентрах республики завершился запуск второго мультиплекса цифрового эфирного телевидения и на конец года охват им составил 70%. К концу года планируется этот показатель довести до 75%. Что касается интернета, то «у сильных редакций охват электронной аудитории сопоставим с тиражом бумажной версии» и тенденция к росту продолжается. Выделил Зарипов и относительно новое для ведомства направление — надо более тесно работать с блогерами, заявил он, приглашать их на знаковые мероприятия.

АМИНОВ ПРЕДЛОЖИЛ СОЗДАТЬ «ТАТАРСТАНСКОЕ ВГТРК»

Более эмоциональным было выступление генерального директора ТНВ Ильшата Аминова. Еще бы... Сначала он напомнил о противостоянии между региональными телеканалами и федеральными лоббистами, когда последние попытались вытеснить первых из кабеля. Но благодаря в том числе усилиям Татарстана удалось принять на федеральном уровне поправки к закону «О рекламе», которые разрешали рекламу на кабельных региональных каналах. Причем депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов «буквально на флажке» внес поправку, разрешающую вещание с 25% иностранного контента, и эта поправка была принята. Российского контента не так много на рынке, как хотелось бы.

ELG_2080.jpg

Но расслабляться рано, поскольку «это не значит, что нас не хотят опять загнать в глубокое подполье», заявил Аминов. Перед телевизионщиками РТ стоит задача обеспечить вещание региональных каналов на эфирных цифровых мультиплексах.

— Я считаю, что этот вопрос не закрыт, у нас есть все основания и возможности для того, чтобы создать региональный мультиплекс. Если этого не произойдет, если эта среда станет для нас недоступной, то это приведет к существенному сокращению аудитории каналов, — заявил Аминов. О том, что это означает для самих телекомпаний, можно было понять по печальной тишине в зале.

Но и с «кабелем не все так просто», продолжил гендиректор ТНВ. По его данным, в недрах минсвязи РФ готовится новый законопроект с условным названием «2+1», который предполагает, что каждый кабельный оператор будет обязан транслировать два региональных канала и один местный. Если, скажем, в Сабах проблем нет, то в Набережных Челнах, где местных телекомпаний намного больше, встанет вопрос: кто останется?

С другой стороны, Аминов сообщил еще об одном законопроекте, который готовит ассоциация кабельных операторов России (причем, по его словам, они якобы уже получили одобрение), о том, что местные каналы будут не обязательны для распространения в кабельных сетях.

— Если такой закон примут, то все будет на усмотрение кабельного оператора — захочет, не захочет, по какой цене. Настолько это все туманно. Естественно, мы не можем допустить принятие этого закона. В понедельник состоится заседание правления национальной ассоциации телевещателей, посвященное именно этой проблематике, — заявил Аминов.

Еще одна проблема — качество контента. Как образно он выразился, «деревенский житель давно не сидит у лампового телевизора под лампочкой Ильича, во многих сельских домах на стенах висят огромные плазмы». Нужно качество, а качество стоит дорого. На ТНВ час собственного вещания стоит от 10 тыс. до 100 тыс. рублей. На центральных каналах стоимость того же самого часа начинается от $100 тыс., например, один выпуск программы «Голос» стоит $1 миллион. В результате приходится «показывать третьесортный мусор, чтобы забить 24 часа вещания». Кому именно приходится, Аминов не уточнил.

— Положа руку на сердце, могу сказать, что региональные телекомпании могут более или менее производить новости и новостные программы различных форматов. Для производства всех остальных, сложных, форматов нужна и концентрация ресурсов, и изменение в телевизионной оргструктуре. Вынужден признать, что существующая структура затратна. Поэтому нам когда-нибудь придется создавать вертикально и горизонтально интегрированную республиканскую структуру телевещания по типу ВГТРК. Другого пути по экономии ресурсов и по увеличению качества контента у нас просто нет, — заявил Аминов.

ELG_2060.jpg

По его мнению, данная структура должна объединять и республиканские, и региональные телекомпании, которые должны «работать на один общий результат».

В тему прозвучала информация и о создании нового телевещательного комплекса, представляющего услуги всем телерадиокомпаниям республики, в том числе по производству программ, аренде студий и техники. О создании данного комплекса уже давно говорит Аминов, но «мы только вчера заключили договор на проектирование этого комплекса».

— Заметьте, не я сказал о том, что надо создавать интегрированную TV-вертикаль, а Ильшат Аминов, — прокомментировал это предложение руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, являющийся председателем совета директоров ОАО «Татмедиа». — Понятно, что он говорил как депутат Госсовета, а не как нанятый менеджер у ТАИФа. Очень правильное и своевременное предложение. Мы этот вопрос берем в работу.

Вообще, 20-минутное выступление Сафарова, курирующего во властных структурах медиаотрасль (который, кстати, не читал подготовленный доклад, а говорил «вживую»), можно назвать программным.

САФАРОВ О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОТРАСЛИ: «ВЫ ГОТОВИТЕ, МЫ ЗАВОРАЧИВАЕМ»

Сафаров начал с того, что назвал Татарстан одним из наиболее насыщенных СМИ регионом, власти которого вкладывают в медиаотрасль «серьезные инвестиции, в том числе на модернизацию, на продвижение на международной арене».

— Много или мало? Вам кажется — мало, нам — достаточно, хотя понятно, что когда мы ставим задачи, то под них должны быть соответствующие ресурсы. По возможности своего кошелька надо определять перспективы. На сегодня надо довольствоваться тем, что у нас есть, — осторожно сказал Сафаров, напомнив про портфель антикризисных мероприятий, который рассматривается в кабинете министров. Правда, он поспешил успокоить — пока финансирование остается на прежнем уровне, хотя минфин РТ для покрытия выпадающих доходов предлагает секвестр бюджета. Тем не менее витать в облаках не стоит.

Затем Сафаров остановился на горячих темах, которые пересекаются с событиями в мире и по сути должны стать ответном местных СМИ на информационную атаку, которой подвергалась страна. Задачи у медиаотрасли РТ — духовное и нравственное воспитание, что особенно важно в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

— Информацию надо подавать с учетом того, что у нас в последнее время появились оппоненты, а события в мире демонстрируют, что есть силы, которые стремятся пересмотреть историю, чуть ли не превознося фашистскую идеологию, — сказал Сафаров. В качестве идеи руководитель аппарата президента РТ предложил создать спецпортал, где была бы в полной мере представлена информация о роли Татарстана в войне, о подвигах выходцев из районов РТ.

Крайний слева – генеральный директор ОАО "ТАТМЕДИА" Фарит Шагиахметов

Еще одна тема, которая требует особого подхода, — тема радикализма.

— Происходят попытки создания негативного информационного фона вокруг республики, разжигание национальной розни. Но межнациональное, межрелигиозное согласие — это одна из наших самых главных ценностей, это наше преимущество, которое обеспечивает стабильность, — заявил Сафаров. Отсюда важное значение приобретает работа в интернете, особенно в соцсетях, которые являются мощным инструментом формирования общественного мнения, продолжил он. Их преимущество — оперативность и большой охват, минусы — анонимность и безнаказанность при обвинениях. Нужно максимально эффективно использовать потенциал соцсетей в интересах республики.

И тут Сафаров призвал не переусердствовать в демонстрации чернухи и кризисных явлений, которые, по его признанию, могут затронуть каждую семью. Татарстану действительно есть чем гордиться, на это необходимо сделать упор — это многочисленные соцпрограммы, это инвестпроекты, это, как называли в советское время, герои труда. Показывать их надо, но вот не так топорно.

— Важно доносить до людей не только успехи министерств и ведомств — коллегии идут, и вы о них рассказываете, но важно доносить для людей, какую пользу лично для них принесет организация тех или иных проектов, которые у нас реализуются, какой труд в них вложен. Важно избегать лобовой, назойливой информации, надо пытаться вести равноправный диалог. Важно формировать у жителей чувство сопричастности к процессам, происходящим в республике.

Так, например, Сафаров призвал больше рассказывать о разрабатываемой в Татарстане долгосрочной стратегии развития до 2030 года, к которой подключены ведущие ученые РФ. Республика является одним из немногих регионов, если не единственным, где подобная программа разрабатывается, заявил он.

Из знаковых событий он выделил 95-летие со дня образования ТАССР, 25-летие образования новой государственности, а еще выборы в сентябре — президента РТ и муниципальные. Важнейшие события для Татарстана.

Александр Терентьев и Марат Муратов

И вот тут не обошлось без критики. Решение всех задач невозможно без кадров, высокопрофессиональных журналистов, о необходимости подготовки которых неоднократно говорили, однако заметных результатов нет, констатировал Сафаров. Он напомнил, что в прошлом году на итоговой коллегии Рустам Минниханов поставил задачу разработать стратегию развития медиаотрасли РТ и концепцию развития телерадиовещания.

— Долго мы документ готовим. Тут в какой-то степени и вина аппарата, Александр Михайлович, наша с тобой вина (Терентьев — руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политикиприм. авт.). Вы готовите, мы заворачиваем. Но это говорит, к сожалению, о персональной подготовленности тех людей, которые этот документ готовят. Ляпов, прожектов очень много, а конкретики нет.

Сафаров сообщил, что документ находится на завершающей стадии, но...

— Айрат Ринатович (Зариповприм. авт.), сколько времени надо, чтобы мы этот документ смогли с вами подготовить? Месяц? Два? Три?

И потом продолжил, не дождавшись ответа:

— Сегодня утром я докладывал Рустаму Нургалиевичу о том, что буду на коллегии в «Татмедиа». Сказал, что ваше поручение, к сожалению, не выполнено — документ готов, но... Он спрашивает: сколько? Я попросил месяц.

Зарипов кивнул.

Завершилась коллегия традиционным награждением. На этот раз почетное звание «Заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ» было присвоено заместителю главного редактора журнала «Чаян» Ринату Абзалову и начальнику отдела по развитию журнала «Чаян» Аделе Багаутдиновой. Вот такой «наш ответ Шарли» получился, что в свете поставленных Сафаровым по отражению медиаатаки задач тоже весьма символично.

ELG_2211.jpg