КОМУ КРИЗИС НИПОЧЕМ

В состав правления «Татнефти» входят 16 человек (см. таблицу), в том числе гендиректор компании Наиль Маганов. На каждого в среднем пришлось 26,7 млн. рублей выплат. Еще 12 представителям совета директоров было выплачено 445,4 млн. рублей (интересно, что это на 15% меньше, чем в 2013 году) — каждому по 37,1 млн. рублей. В сумме получается, что на содержание своей верхушки крупнейшая компания Татарстана потратила более 872 млн. рублей. Элементарный расчет показывает, что ежедневно член правления нефтекомпании зарабатывал более 73 тыс. рублей, а член совета директоров — свыше 101 тыс. (подчеркнем, что здесь и далее из подсчетов исключены представители государства, которые по закону не имеют права получать выплаты от компаний). То есть суточная зарплата «усредненного» стратега «Татнефти» достигла ни много ни мало 85 тыс. рублей.

Рост выплат в «Татнефти» можно объяснить девальвацией рубля. В конце концов, у компании велика доля валютной выручки, которая в пересчете на рубли просто взлетела. Рост акций «Татнефти» с начала 2015 года более чем на 40% тоже можно привести как аргумент для повышения бонусов.

Однако этих аргументов нет у руководства «АК БАРС» Банка, зафиксировавшего по итогам 2014 года снижение чистой прибыли на 3,1% и рассчитывающего на докапитализацию за госсчет. У банка внушительные валютные долги, при том что валютной выручки, как у той же «Татнефти», нет.

Тем не менее члены правления банка, а всего их 8 человек, получили 205,6 млн. рублей, что на 30% больше, чем в 2013 году. Если говорить про совет директоров, тот тут рост в минувшем году составил 148%. Сумма выплат возросла с 19,4 млн. рублей до 48,1 млн. рублей на 11 человек.

Промышленники, в отличие от банкиров и нефтяников, предпочитают в кризис не жировать. Так, флагман машиностроения КАМАЗ вдвое снизил выплаты членам совета директоров и правления — до 75,7 млн. рублей (в 2013 году сумма составляла 141,9 млн. рублей). Правда, при этом вознаграждение 10 членам СД было увеличено в два раза: с 8,1 до 17,1 млн. рублей. Зато заработки 6 человек из правления рухнули стремительным домкратом: со 133,9 млн. до 58,6 млн. рублей.

Не балует свою команду и Альберт Шигабутдинов, руководящий группой «ТАИФ». К примеру, 10 членов исполнительной дирекции «Казаньоргсинтеза» получили лишь на 5% больше, чем в 2013 году — 65,3 млн. рублей, а 10 представителям совета директоров было выплачено почти на четверть меньше — 18,6 млн. рублей.

Выплаты совету директоров и правлению «Нижнекамскнефтехима» сократились на 19,5% до 219,9 млн. рублей. Совету директоров (9 человек) досталось 18,9 млн. рублей, что вдвое меньше, чем в 2013 году. Выплаты правлению (22 человека) были снижены на 14,1% до 201 млн. рублей.

СИДЯЩИЕ НА ЧЕРНОМ ЗОЛОТЕ

Все эти цифры могут вызывать раздражение и гнев, но лишь до той поры, пока мы не взглянем на заработки российских коллег тех же нефтяников. Для сравнения: у наших соседей в «Башнефти» зарплаты и бонусы правлению за год поднялись «всего» на 53%. Однако в денежном выражении сумма выплат 11 топ-менеджерам составила 1,73 млрд. рублей. Или по 157 млн. рублей на нос. Видимо, решили, почему бы не пошиковать напоследок? Напомним, компания в конце прошлого года вернулась под крыло государства из собственности АФК «Система».

Бонусы в «Башнефти» оказались даже больше, чем позволил себе главный «кормилец» страны «Газпром». Вознаграждение 17 членов правления газовой монополии составило в среднем «скромные» 149,6 млн. рублей. Общая сумма выплат при этом выросла на 43% до 2,54 млрд. рублей.

На этом фоне совсем скромно выглядят зарплаты руководства «Газпром нефти». Здесь выплаты правлению за прошлый год составили 903 млн. рублей, что лишь на 15,3% превышает показатель 2013 года.

Лучше всего в прошлом году жилось топ-менеджерам «Роснефти». Суммарно 13 человек получили без малого 2,8 млрд. рублей — по 215 млн. на брата. Сравнить данные с 2013 годом не представляется возможным: тогда «Роснефть» постеснялась раскрыть доходы правления (да и сейчас это было сделано по прямому требованию Владимира Путина). Однако в 2012 году выплаты составили 9,1 млрд. рублей, и это был рекорд для госкомпаний.

Таковы доходы топ-менеджеров госкомпаний нефтегазового сектора. А как обстоят дела у частников? Удивительно, но здесь совсем иная картина. А может, это и не должно никого удивлять и «своими» деньгами компании склонны распоряжаться более разумно, чем «ничейными», то есть казенными?

Например, вознаграждение членов правления «Лукойла» составило 1,53 млрд. рублей, вдвое сократившись по сравнению с 2013 годом. Таким образом, каждый из 14 боссов компании получил около 109 млн. рублей.

Правление крупнейшего в России независимого производителя газа компании «Новатэк» получило 1,67 млрд. рублей, что лишь на 3,3% больше, чем годом ранее. Однако в правлении «Новатэка» только 8 человек, включая совладельца компании Леонида Михельсона. Так что в среднем на человека выплаты составили 207,8 млн. рублей — больше, чем в компании Алексея Миллера.

Впрочем, надо иметь в виду, что сравнительно низкое довольствие правления «Татнефти» вполне может окупаться через побочные бизнесы, а также участие в работе дочерних и зависимых структур. К примеру, как мы писали в нашем последнем обзоре в рамках проекта «БИЗНЕС Online-300», у бывшего шефа «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова в собственности крупный пакет «ТаграС-Холдинга», лишь крупнейшие компании которого имеют суммарный оборот 61,3 млрд. рублей и чистую прибыль в 2,9 млрд. рублей.

«НАДО ПОРАДОВАТЬСЯ ЗА НЕФТЯНИКОВ...»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов, насколько оправданы такие выплаты в кризис.

Фарид Мифтахов — генеральный директор ООО «Булгар Синтез»:

— Акционерное общество принимает решение о повышении зарплат на собрании акционеров. Думаю, им виднее, что делать и как быть. В любом случае, ответственность за состояние компании в условиях кризиса лежит на них.

Думаю, сокращать зарплату топ-менеджерам нежелательно. В кризис люди и так меньше ходят по ресторанам, по магазинам, покупательский спрос падает, соответственно, те, кто работает на этих объектах, тоже не зарабатывают.

Вообще, в нынешних условиях, когда нефть падает, а «Татнефть» имеет возможность поднимать зарплаты, наверное, нужно радоваться за таких успешных нефтяников нашей республики! А акционеры могут помочь этими средствами менее обеспеченным слоям населения.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Меня больше всего задевает, когда дело касается государственных компаний. В том числе и Сбербанка, где большая доля государства. Когда государственная компания повышает зарплаты — РЖД, «Ростехнологии», «Роснефть», Сбербанк, это однозначно было бы неправильно. А по частным компаниям нужно сначала смотреть, рассуждать осторожно. Но я думаю, что выплата таких больших премий — результат недальновидной политики, сейчас это происходит скорее по инерции. В нынешних условиях кризиса любая компания, в том числе и частная, должна смотреть на этот вопрос с оглядкой на расслоение. Если повышают выплаты всем, включая рабочих, — это одно дело. А если только «избранным» — уже другое. Что касается «Татнефти», то там 100-процентного государственного участия нет, это частная компания, так что это дело акционеров — принимать решения о таких выплатах. Но, на наш взгляд, с точки зрения делового сообщества, сейчас не то время, когда можно повышать бонусы. Что же касается риска потерять ведущих менеджеров... Я думаю, никто никого не потеряет. В нынешней ситуации риска потерять ведущих менеджеров не будет.

Хафиз Миргалимов — депутат Госсовета РТ, первый секретарь татарстанского регионального отделения КПРФ:

— «Татнефть» — это акционерное общество. У них есть внутренние регламентирующие документы, например, устав. То, что они предпринимают, повышают или понижают зарплату — это их внутренние дела. Конечно, руководство не должно забывать и о рабочих, которые трудятся на вышке, стоят возле нефтяных труб. Недаром Карл Маркс сказал, что чувство меры — очень ценное человеческое качество. Во всем должна быть мера!

А вообще, если даже Медведев говорит о сложной ситуации с зарплатами, то руководство компании, принимая такое решение, должно учитывать и внешние факторы, нестабильную ситуацию на нефтяном рынке. Акционерное общество «Татнефть» многими нитями связано со своими поставщиками, потребителями. Если бы все дивиденды и бонусы распределились между сотрудниками пропорционально занимаемым должностям — это было бы неплохо. Если они распределяются только между руководителями — это, конечно, не будет приветствоваться остальными сотрудниками.

Александр Сергеев — бизнесмен, основатель компании «Александр ЛТД»:

— Не надо забывать, что «Татнефть» добывает и продает нефть, которая не имеет рублевой стоимости. Таким образом, увеличение бонусов топ-менеджерам в два раза означает уменьшение бонусов относительно прошлого года на 30 процентов. Исходя из этого, у таких предприятий есть два пути: либо они оплачивают своих топ-менеджеров в соответствии с уровнем оплаты в других компаниях, в том числе и зарубежных. Либо они все оставляют как есть, и тогда появляется вероятность, что эти топ-менеджеры уйдут в другую компанию. И это касается не только «Татнефти».

Отдаленные последствия кризиса, которые наше правительство сегодня не учитывает, — это уменьшение зарплат людей, которые работают в реальных секторах экономики. Эти люди, получая сейчас зарплату в три раза меньшую, чем в прошлом году, сидят и думают: «Не пора ли нам поменять работу и уехать в страну, где зарплата осталась прежней?» И если они такое решение примут, это для России будет беда.

Русские считают: да, им увеличили зарплату в рублях. Ребята, если люди производили продукт, который не имеет рублевой цены, о какой рублевой котировке зарплат можно вести речь? Рассуждая об этой тематике, не надо забывать, что сейчас граждане этой страны стали беднее в два или три раза, чем они были в прошлом году. Уровень доходов у людей сократился. И как сейчас подтянуть зарплаты до того уровня? Сейчас у нас люди получают зарплату в 200 - 250 долларов. И уровень жизни населения соответствует тем доходам, которые они имеют. Это же смешно! Даже африканцы больше получают! А теперь представьте себе, скажем, программиста из Казани. Раньше он в Москву ехал работать, потому что там в рублях больше платят. А теперь московский программист получает неизмеримо меньше, чем во Франции или в США. И люди начинают думать: что делать дальше? Сейчас телевидение сообщает, что в Москве цены на аренду офисов упали на 10 процентов, и показывает офисного оператора, который говорит: «Да, упали. Стоили 660 долларов, стали стоить 600». Но ведь в рублях они не упали, в рублях они стали дороже в два раза!

Наталия Хисматуллина — директор кадрового агентства «Экспресс»:

— Запросы на позиции топ-менеджеров нефтяных компаний с открытого рынка бывают крайне редко. Как правило, эти должности занимают аффилированные лица. В любом случае это достаточно закрытый поиск. Даже если есть такие вакансии, то их очень немного, даже в целом по России.

Может ли управленец перейти в другую компанию из-за зарплаты? Если это суперспециалист и речь идет о его «переманивании», то зарплата формируется в том числе и исходя из его ожиданий. Грубо говоря, если он сегодня зарабатывает 200 тысяч рублей, то он может уйти на 200 с лишним — 250 - 280. Также способствовать его переходу может какой-то суперпроект, суперзадача, например, он отвечает за коммерческую часть завода, а ему интересно заниматься и производством, и коммерческой частью. Или это новый завод с современным оборудованием, тогда кандидат может уйти и на ту же зарплату, и на меньшую, но в любом случае с перспективой роста заработка в дальнейшем.

Совет директоров ОАО «Татнефть»

ФИО

Год рождения

1

Минниханов Рустам Нургалиевич (председатель)

1957

2

Маганов Наиль Ульфатович

1958

3

Штайнер Рене Фредерик

1964

4

Воскресенская Мария Леонидовна

1955

5

Гайзатуллин Радик Рауфович

1964

6

Гош Сушован

1957

7

Ибрагимов Наиль Габдулбариевич

1955

8

Лавущенко Владимир Павлович

1949

9

Муслимов Ренат Халиуллович

1934

10

Сорокин Валерий Юрьевич

1964

11

Сабиров Ринат Касимович

1967

12

Тахаутдинов Шафагат Фахразович

1946

13

Тазиев Миргазиян Закиевич

1947

14

Хамаев Азат Киямович

1956

15

Хисамов Раис Салихович

1950

Председатель правления ОАО «Татнефть»

ФИО

Год рождения

Маганов Наиль Ульфатович

1958

Правление ОАО «Татнефть»

ФИО

Год рождения

1

Воскобойников Владлен Александрович

1965

2

Гарифуллин Искандар Гатинович

1960

3

Городний Виктор Исакович

1952

4

Ершов Валерий Дмитриевич

1949

5

Ибрагимов Наиль Габдулбариевич

1955

6

Лавущенко Владимир Павлович

1949

7

Нурмухаметов Рафаэль Саитович

1949

8

Рахманов Рафкат Мазитович

1948

9

Щелков Федор Лазаревич

1948

10

Юхимец Александр Трофимович

1949

11

Мухамадеев Рустам Набиуллович

1952

12

Тихтуров Евгений Александрович

1960

13

Глазков Николай Михайлович

1960

14

Вахитов Анвар Васихович

1951

15

Сюбаев Нурислам Зинатуллович

1960

Правление ОАО «АК БАРС» БАНК

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

  1. Миннегалиев Роберт Хамитович

1972

  1. Гараев Зуфар Фанилович

1972

  1. Шагитов Марат Фаатович

1968

  1. Саляхутдинов Радик Ильдусович

1971

  1. Губайдуллин Ильфан Экзамович

1975

  1. Давлетшин Булат Сагидович

1974

  1. Баязитов Айрат Кеазымович

1971

  1. Саттарова Гульнара Рашидовна

1969

Председатель правления

Миннегалиев Роберт Хамитович

1972

Совет директоров ОАО «АК БАРС» БАНК

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

1. Аванесян Игорь Григорьевич

1953

2. Алексеев Сергей Владимирович

1966

3. Волкова Фарида Рахимовна

1957

4. Лаврентьев Александр Петрович

1946

5. Левин Юрий Львович

1953

6. Миннегалиев Роберт Хамитович

1972

7. Тихтуров Евгений Александрович

1960

8. Хайруллин Артур Наилевич

1974

9. Шагиахметов Мидхат Рафкатович

1969

10. Шибаев Сергей Викторович

1959

Председатель совета директоров

Сорокин Валерий Юрьевич

1964