«ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО ЗЕМЛЯ В СОБСТВЕННОСТИ!»

Вчера на «Казанской ярмарке» прошел XV съезд фермерских хозяйств, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана. В конференц-зале выставки собрались около двух сотен в основном 40 - 50-летних немногословных мужчин с крепкими руками и обветренными лицами, одетых в свитера или в пиджаки и рубашки без галстуков.

Со вступительным словом выступил председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров. На удивление журналистов, он не стал сыпать отчетными цифрами, как это обычно происходит на таких мероприятиях, ограничившись общими рассуждениями о важности развития фермерства и сельхозпотребкооперации для развития социальной жизни села.

Основным тезисом его доклада стало требование упростить переход земельных наделов в собственность фермеров. «Поднимите руки, у кого земля в собственности, — обратился Байтемиров к собравшимся. — Не поднимайте, я и так знаю. Всем известно, что ничто не может так привязать к месту, как собственность. Но, по всей видимости, государство не хочет закрепить людей на данной территории. Сколько мы говорим о том, чтобы создать фонд из невостребованных земель, почему мы его не создаем?» По словам Байтемирова, в Татарстане 78 тыс. га земли находятся в подвешенном состоянии между бывшими нерадивыми собственниками и муниципальными районами, которые до сих пор не могут перевести их на свой баланс. «Причем на многих таких участках работают фермеры, почему они не могут выкупить эту землю?» — обратился он к присутствовавшему на съезде министру сельского хозяйства и продовольствия Марату Ахметову.

«ДАЙТЕ НАМ ГАРАНТИРОВАННУЮ ЦЕНУ И ОБЪЕМЫ!»

Выступивший следом глава КФХ «Земляки» Владимир Аппаков хотел было пропустить вперед на трибуну Ахметова, но министр со смехом сказал, что хочет сначала послушать участников съезда. Тема доклада Аппакова была «о роли господдержки в решении проблем импортозамещения». Но фермер начал с неожиданного пассажа. «У каждого времени есть свое мутное слово. Сейчас такое мутное слово «импортозамещение». Это какое-то массовое помешательство в головах...»

— Живем мутными словами, — продолжил его мысль Ахметов.

— Получается так. На съезде фермеров России, который прошел в Москве в середине февраля, наконец-то назвали правдивую цифру: 90 процентов выданных в прошлом году Россельхозбанком кредитов получили 25 крупнейших агрохолдингов России. Остальные 10 процентов — всем остальным. Они нам говорят: вы неплатежеспособны, мы не кредитуем фермеров и сельхозпредприятия. Зачем нам тогда субсидирование процентной ставки по кредиту, если мы его все равно не получаем?

Аппаков отметил, что никто не будет инвестировать в импортозамещение, пока не будет условий для долгосрочного планирования бизнеса. «Я звоню своим коллегам в Астрахань и Волгоград, спрашиваю, как дела? Отвечают, что раннюю капусту они сеют, а позднюю — нет. «Зачем? Через три месяца откроют границу, и нам всем будет хана», — объясняют. Понимаете? Если мы сейчас вложимся в развитие своего бизнеса, а потом опять на рынок хлынет импортный товар, то куда мы свою продукцию сбывать будем?» — пояснил Аппаков.

По его словам, фермерам не нужны дотации. «Дайте нам гарантированную цену и объемы! Доходит же до абсурда: банк заставляет разрабатывать бизнес-план, а в нем мы вынуждены писать липовые цифры. Вот мы и живем в липовых цифрах! Если бы мы сегодня знали, сколько нам нужно производить и сколько мы за это получим, тогда нам никакие бы субсидии нужны не были! Если это будет, то импортозамещение мы обеспечим», — подчеркнул фермер.

Камияр Байтемиров
Камияр Байтемиров

«МОНОПОЛИСТЫ-ПЕРЕРАБОТЧИКИ — СТАВЛЕННИКИ КРУПНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ»

Впрочем, поднявшийся за ним на трибуну съезда председатель ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Тукаевского района Минталип Минниханов не поддержал призыв к отказу от субсидий. Он высказался за утверждение твердых и прозрачных условий программ господдержки, чтобы можно было твердо рассчитывать на конкретные суммы вне зависимости от того, сколько человек принимает участие в конкурсе. «Я уважаю свое министерство сельского хозяйства и руководство республики, но надо сделать так, чтобы потом не ходили слухи о том, что кто-то ближе к «кормушке», а кто-то дальше от нее», — последние слова Минниханова потонули в аплодисментах фермеров.

— Монополисты-переработчики — ставленники крупных руководителей республики, они не с улицы появились. И кто бы к ним ни обратился из фермеров, они всех посылают на хрен, — продолжил обличительную речь Минниханов, вновь вызвав шквал аплодисментов. — В сентябре, когда мне за поставленную продукцию обещали заплатить, я мог бы купить семена картофеля за 10 рублей. А сейчас, когда мне все-таки заплатили, семена стоят минимум 30 рублей. Так чиновники ставят подножку общему развитию бизнеса в Татарстане. А должно быть по-другому, каждый чиновник должен такую мысль иметь в голове: сегодня я немного подтолкну сельхозпроизводителя, а завтра он еще больше будет производить продукции, еще принесет пользы людям!

«ЗАКОНЫ ПИШУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОШИБАТЬСЯ»

«Отдуваться» на такие обвинения пришлось представителю министерства экономики РТ, руководителю гарантийного фонда РТ и фонда финансовой поддержки Сергею Болотаеву. Он сразу заявил, что прозвучавшая в выступлениях фермеров критика в адрес разработчиков госпрограмм конструктивная и уместная. «Законы пишут люди, которые могут ошибаться, могут чего-то не знать. То, что можно на нашем, республиканском уровне поправить, это мы, конечно, оперативно сделаем. Мы вас слышим. Но есть некоторые моменты, которые решаются исключительно на федеральном уровне. И точно так же как вы просите нас что-то изменить, так же и мы просим в Москве что-то изменить. В каких-то моментах у нас получается достучаться, в каких-то — нет», — перевел стрелки Болотаев. Затем он рассказал о действующих в 2015 году программах поддержки предпринимательства.

В выступлении Ирека Хамадишина из Муслюмовского района прозвучал призыв к фермерам и сельхозпроизводителям объединяться под флагом некоей аграрной партии для совместной борьбы за свои интересы. «Вместе мы преодолеем любые трудности», — заявил он.

«ВЫ ЧТО, ХОТИТЕ НАС К ПУТИНУ ОТПРАВИТЬ ХОДОКАМИ?»

Впрочем, в выступлениях других участников съезда эта любопытная тема развития не получила, хотя критики действий татарстанского и российского правительств было много. Так, пожилой но очень бойкий и острый на язык фермер из Высокогорского района Рафиль Гильмутдинов прошелся по антикризисной программе правительства, которая предусматривает субсидирование тех крестьянских хозяйств, которые обязуются держать цены на уровне 2014 года. «Удобрения прибавили в цене, запчасти прибавили, зарплаты выросли, налоги выросли, цены в магазине выросли. Нам рекомендуют снижать цены, а как же нам прибыль получать? Нет, так невозможно работать! — под смех и аплодисменты зала высказал он свою позицию. — Вы что, хотите нас к Путину отправить ходоками? — ни с того ни с сего обратился он к Ахметову. — Почему где угодно покупаем сельхозпродукты, а у себя не производим?»

После таких критических выступлений Байтемирову пришлось вновь взять слово. Он еще раз обозначил необходимость решить проблему с собственностью на землю, назвав такой шаг первым пунктом в решении проблемы импортозамещения.

— Так или не так, уважаемые коллеги? — обратился он к залу.

— Так, так! — ответили фермеры.

— Мы знаем те структуры, которые специально ищут возможность специально сделать так, чтобы фермеру земля через аукцион доставалась подороже. Но с 1 марта начинают действовать поправки в федеральный закон об обороте земель сельхозназначения, который отменяет конкурсы при передаче земли в аренду или собственность фермерам. Так что эта кормушка закрывается, — рассказал он. — У государства много недостатков. Мы можем на каждом шагу поскользнуться и упасть. Но ведь кто-то должен отвечать, что в данном месте образовалась наледь?

«МОЖНО ДАЖЕ ПЕРЕСТАТЬ УВАЖАТЬ САМОГО СЕБЯ ИЗ-ЗА БЕССИЛИЯ»

По всей видимости, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Ахметов принял эти претензии близко к сердцу, так что в своем заключительном выступлении он признал, что на встречах с фермерами ему часто приходится краснеть и испытывать чувство стыда.

— У вас должно быть понимание, что мы с вами — люди одной судьбы. Мы с вами одну и ту же задачу решаем. Понимание этой задачи есть, но реальных рычагов влияния у меня недостаточно. Даже мне это не удается делать с моими административными ресурсами. Поэтому не ждите от меня ответов на злободневные вопросы. Можно даже перестать уважать самого себя из-за бессилия, — сказал Ахметов, назвав свои слова криком души.

Демонстрируя, что он с фермерами находится по одну сторону баррикад, Ахметов призвал (по всей видимости, федеральное правительство, не себя же) к пересмотру государственной политики в области поддержки сельского хозяйства. «Мы руками и ногами завязаны на федеральные программы поддержки», — отметил он, напомнив, что из 9 млрд. рублей федеральной поддержки села, которые он получил в прошлом году, 8 млрд. рублей ушло на обслуживание кредитов, выданных еще в 2005 - 2008 годах крупным агрохолдингам.

— Да, привлекая инвесторов, которые имели огромные залоги, мы тогда смогли привлечь в сельское хозяйство большие кредитные ресурсы на 5 - 7 лет. А сроки окупаемости проектов оказались 10 - 15, а то и больше лет! Да еще засуха ударила, цены на сельхозпродукцию заморозились. Сейчас мы как заложники собственной судьбы продолжаем обслуживать эти кредиты из федерального и республиканского бюджетов, — посетовал министр. — И то из республиканского бюджета на эти цели мы закладываем очень мало. Если бы мы отдавали на погашение всю необходимую сумму, то республиканский сельхозбюджет ушел бы на обслуживание того долга. И у нас бы не было никакой программы модернизации, ни программ поддержки.

Министр завершил свою «революционную» речь пожеланием того, чтобы делу обеспечения продовольственной безопасности Владимир Путин уделял столько же внимания, столько увеличению обороноспособности страны.

— Путин очень много вложил в обороноспособность страны за последние 10 лет. Если бы этого не случилось, то в событиях, связанных с Украиной, Запад с нами бы так не разговаривал. Но нам с вами хочется, чтобы хотя бы пять лет такое же особое отношение было к обеспечению продовольственной безопасности. Россия, которая владеет 40 процентами чернозема планеты, 20 процентами запасов пресной воды и 2 процентами населения мира, не должна производить только 1,5 процента продовольствия. Стыдно, что мы завозим продовольствие!

В заключение Ахметов поблагодарил всех за нужную работу и пожелал фермерам больших закупочных цен.