В итоговой коллегии республиканского управления службы судебных приставов принял участие глава российского ведомства Артур Парфенчиков

ГЛАВНЫЙ ПРИСТАВ: «НЕ НАДО ДЕМОНИЗИРОВАТЬ КРИЗИС!»

Сегодня на итоговой коллегии управления ФССПП РФ по РТ побывал главный судебный пристав России Артур Парфенчиков. Как стало известно «БИЗНЕС Online», он находится в Татарстане уже третий день, с пользой проведя праздники. Дело в том, что в июле прошлого года Парфенчиков лично вместе с приставами со всей России искал останки воинов, не вернувшихся с войны, в Орловской области. Медальон, найденный главным судебным приставом, принадлежал рядовому красноармейцу Ивану Шестерикову из Столбищенского (ныне Лаишевского) района Татарстана. Буквально в воскресенье Парфенчиков вручил медальон сыну Шестерикова, он до сих пор живет деревне Тарлаши, а останки на торжественном мероприятии с участием премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова были преданы земле.

С главным коллектором России удалось пообщаться корреспонденту «БИЗНЕС Online». По словам Парфенчикова, на фоне сокращений в силовом блоке (МЧС, МВД, Госнаркоконтроль) ни о каких «оптимизациях» в его ведомстве речи не идет — как-никак в условиях финансовой нестабильности роль взыскателей трудно переоценить.

— Кризис в глобальном масштабе мы на себе пока еще не почувствовали, — объяснил Парфенчиков «БИЗНЕС Online». — Для нас это инерционный процесс — должны пройти судебные дискуссии, не сразу к нам попадают исполнительные документы. Я уверен, что в этих условиях внедрение информационных технологий позволит нам мобилизовать свою работу. Что касается кредитных отношений — здесь вопрос не такой однозначный. Например, во взыскании алиментов, административных штрафов, возмещений вреда все проще. В случае с кредитами нет презумпции взыскания долга, мы должны зафиксировать, имеет ли возможность должник погасить долг, и изъять эти средства, либо констатировать неплатежеспособность и принять решение о невозможности взыскания.

Также Парфенчиков напомнил, что через несколько месяцев начнет действовать закон «О банкротстве физических лиц». По его словам, закон «очень своевременный». Напомним, основная цель этого закона — регулирование отношений банков-кредиторов и граждан, которые не могут выплатить взятые займы.

— Говоря о кредитах, мы не бросим все силы, чтобы забрать у человека последнее, — заявил Парфенчиков. — Закон очень четко определяет пределы, в рамках которых мы должны работать в такой ситуации. Важно ведь соблюсти и права должника, речь не идет о какой-то десоциализации человека! И, мне кажется, мы излишне демонизируем кризис. Конечно, будут сложности и с точки зрения того, что безработица, например, увеличится. Но она не в разы увеличится! А проблемы со взысканием кредитов были всегда. Да, мы ожидаем роста увеличения исполнительных документов, связанных с долгами по кредитам, так было в 2009 году. Но сейчас основная наша нагрузка связана не с этим, а с ростом количества административных штрафов.

Радик Ильясов и Ильдар Халиков

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ «НАГРУЗИЛА» ПРИСТАВОВ

На самом заседании итоги года озвучил руководитель службы судебных приставов по Татарстану Радик Ильясов (ранее он подробно рассказал о них в декабре в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online»). По его словам, на исполнении у приставов находилось 1,9 млн. исполнительных производств (увеличение составило 39%). При этом окончено было 1,3 млн. дел из них. Предмет гордости — рост перечислений в бюджет Татарстана на 47% до 2 млрд. рублей.

Среди ключевых тенденций в работе ведомства, во-первых, рост числа исполнительных производств в отношении нарушителей ПДД. Сейчас постановления Госавтоинспекции составляют 1/3 часть от всех поступивших на исполнение судебным приставам документов (также в тройке наиболее часто встречающихся задолженностей долги по налоговым сборам и госпошлина). Всего на исполнении у приставов в прошлом году находилось 754 тыс. исполнительных производств по линии ГИБДД, фактическим исполнением окончено 508 тыс. (то есть уровень исполнения по взысканию штрафов, наложенных Госавтоинспекцией, составил 93%).

Во-вторых, Ильясов похвастался внедрением электронного документооборота между его ведомством и ключевыми государственными-взыскателями: отделение пенсионного фонда, Госавтоинспекция и налоговые органы.

В-третьих, приставам помогла система электронного документооборота с 25 банками. Приставы направляют запрос о наличии лицевых счетов в банк, который в соответствии с законом предоставляет информацию о должнике.

— Сейчас у нас на исполнении находятся 900 тысяч исполнительных документов и получено 780 тысяч положительных ответов от банков, — рассказал Ильясов. — Это значит, что счета у этих должников есть. Впрочем, на многих из них нет денежных средств: деньги имеются на 380 тысячах лицевых счетов, а на 140 тысячах лицевых счетов есть сумма, подлежащая взысканию. Когда нам поступает информация о наличии счетов, мы незамедлительно посылаем постановление об аресте и списании денежных средств.

Халиков, который присутствовал на коллегии, сказал, что попросит дать особую рекомендацию Нацбанку РТ.

— Эту работу надо наладить со всеми банками Татарстана, — сказал Халиков. — Не думаю, что эти меры кто-нибудь оспорит в нашей банковской системе.

«СРЕДИ НАШИХ ДОЛЖНИКОВ МАССА ЧИНОВНИКОВ»

Приставы по-прежнему активно пополняют список невыездных должников. Напомним, в августе прошлого года курьезная ситуация произошла в международном аэропорту «Казань» — там из-за долгов по квартплате в 80 тыс. рублей на пограничном пункте развернули бывшего тренера футбольного клуба «Рубин» Курбана Бердыева. Долг он тут же погасил, но самолет улетел без него, дело в том, что даже если должник погасит долг, как только узнает о нем в аэропорту, бюрократических проволочек не избежит. Система следующая: должнику надо предъявить приставу-исполнителю платежный документ, подтверждающий оплату задолженности. Затем пристав выносит постановление об отмене временного ограничения на выезд и направляет документ в территориальное управление федеральной службы судебных приставов, где данные вводятся в единый реестр. Этот документ поступает в пограничную службу ФСБ РФ и в территориальный орган ФССП. Копии постановления об отмене временного ограничения на выезд отправляются в миграционную службу и должнику. Каждый из этих органов отправляет информацию не сразу. Соответственно, чтобы должника исключили из черного списка, необходимо минимум 10 дней, а то больше.

Наболевший вопрос об этих проволочках сегодня почему-то особенно взолновал Халикова.

— В прошлом году приставы Татарстана вынесли 28 тысяч ограничений на выезд из страны, — напомнил он и обратился к Парфенчикову. — Артур Олегович, мы просим вас ввести более оперативные меры по снятию ограничений после того, как должник погасил задолженность. Эта проблема есть, необходим какой-то механизм. С момента фактического платежа до снятия ограничения должно проходить минимальное время — в идеале, конечно, снимать запрет на выезд автоматически.

Парфенчиков пояснил, что между этими электронными процедурами все равно присутствует человеческий фактор, но пообещал: вскоре должник будет исключаться из черного списка невыездных за несколько часов.

Как всегда, на коллегии рекламировали базу данных исполнительных производств, с помощью которой каждый может проверить, не числится ли за ним задолженность. Главный судебный пристав заявил, что, к сожалению, в этой базе легко отыскать госслужащих.

— Целая масса фактов, когда должниками по нашим исполнительным производствам являются государственные чиновники различных уровней, буквально всех ведомств, — заявил главный судебный пристав России. — Это недопустимая ситуация! Если это небольшое взыскание, штраф или налог, то это говорит о каком-то безалаберном отношении к своей кредитной истории и правопорядку. Если это крупные долги, то возникает вопрос: зачем чиновнику такие крупные долги и как он собирается их отдавать? У меня всегда возникает вопрос: если ты в год условно получаешь 1 миллион рублей, то зачем берешь в долг 10 миллионов рублей? Совершенно правильно журналисты следят за этой базой, это здоровый общественный контроль, — подчеркнул Парфенчиков.