«Опытные предприниматели говорят мне: нам сейчас некогда стонать и переживать, мы работаем круглосуточно, у нас задача одна — выжить...» — дал слепок ситуации в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. В ходе беседы бизнес-омбудсмен рассказал, что ему удалось сделать за два года работы и в каких случаях стоит обращаться к нему за помощью.
Тимур Нагуманов: «В ситуации экономической нестабильности проблемы у бизнеса усиливаются, а мы должны адекватно и быстро реагировать» |
ЧАЩЕ ВСЕГО ЖАЛУЮТСЯ НА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ
— Тимур Дмитриевич, у вас есть рейтинг, кто из госорганов больше всего мешает работать предпринимателям?
— За прошлый год к нам поступило порядка 700 обращений от предпринимателей. Среди ведомств, на которые жалуются, лидируют контрольно-надзорные органы, второе место занимают вопросы земли и имущества, третье место пополам делят вопросы уголовного преследования и господдержки. В ближайший квартал мы составим «рейтинг» ведомств, на которые чаще всего жалуются предприниматели.
— Ведете ли вы мониторинг, сколько и какие бизнесы в Татарстане закрылись за 2014-й - начало 2015 года? Исследуете ли причины? Предпринимаете ли адекватные меры по их спасению? (Зуфар Хасаншин)
— Пока мы не обладаем точной информацией, цифрами о закрытии бизнесов, сокращении количества предпринимателей. Статистики госорганов пока нет, а результаты работы нашего колл-центра не дают полноценной картинки в цифрах, сколько точно и где закрылись субъекты бизнеса. Но у нас и нет задачи собирать статистику и считать — для этого есть такие органы, как госстат или министерство экономики. Мы должны выявлять проблемы, причины закрытия предприятий, видеть в них системную основу и бороться с ней.
Так мы и действуем: если предприниматель из нашей базы данных, которому мы позвонили, закрылся или собирается это сделать, мы выясняем причины, ищем первооснову и предлагаем пакет решений. С одной стороны, мы должны помочь конкретному предпринимателю, с другой — понять, насколько случай характерен для всей отрасли.
Многие бизнесмены не хотят рассказывать о своих сложностях или причинах закрытия. Но в ходе опроса поступает большое количество вопросов. Так, в рамках проекта «Бизнес и власть» для решения этих проблем у нас состоялись встречи с Патяшиной (Роспотребнадзор), Магдеевым (Челны), Груничевым (УФАС), Сидоровым (министерство экологии), Сергеевым (МЧС). И это тоже инструмент работы, помощи.
«САМО ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СБОР» — ЭТО ПЛОХАЯ ТЕНДЕНЦИЯ»
— Вам не кажется, что Госдума — это главный враг для предпринимателей? Почему там все время принимают законы, которые вредят бизнесу? Вот, например, муниципальный сбор...
— Приведу пример обсуждения в Госсовете РТ закона об обязательных квотах для трудоустройства инвалидов. В законопроекте сказано, что если в компании работают более 35 человек, то среди них должно быть 3 процента инвалидов. То есть если коллектив 35 человек, то ты обязан взять на работу одного инвалида. Мы, безусловно, за поддержку инвалидов, но предложенная инициатива была бы просто профанацией, невыполнимым требованием. Поэтому мы очень жестко выступали против этого закона. Но социальный блок оказался сильнее. В итоге закон приняли, а начнет ли он когда-нибудь работать — покажет время...
— Проще кому-то просто платить зарплату...
— Да, именно об этой профанации я и говорю. Это просто дополнительные расходы! Вот если инвалид пришел устраиваться на работу и он по объективным критериям подходит, а его не взяли, то это неправильно. Но чтобы сам предприниматель искал инвалида?! Сама основа закона ошибочна.
— В принципе, почему решили ввести муниципальный сбор, тоже можно объяснить — хотели укрепить местную власть. Но надо было просто перераспределить налоги в пользу муниципалитетов. Вот если бы большее количество налогов шло в муниципальную казну, главы бегали бы за предпринимателями, предлагая самые комфортные условия работы! Тогда бизнес и защищать не понадобится...
— Согласен с вами. А муниципальный сбор — это вообще нечто новое. Это сборы, причем это дополнительные сборы! Слава богу, этот закон не приняли. По сути, его трансформировали в торговый сбор, причем он не должен быть больше патента (и только для трех городов федерального значения) и вводится не с 1 января. С моей точки зрения, само введение понятия «сбор» — это плохая тенденция. Хорошо, что мы отстояли свою позицию.
— И неофициальных сборов с бизнеса у нас очень много...
— К сожалению, это факт. Это наша беда. И об этом тоже нельзя забывать. Некоторые бизнесмены говорят: скажите, сколько я должен отдать за год, чтобы вставить в свой бизнес-план...
«ПРОБЛЕМЫ У БИЗНЕСА УСИЛИВАЮТСЯ»
— Предусмотрены ли какие-либо дополнительные полномочия омбудсмену РФ или РТ в связи с кризисом и курсом руководства страны на развитие инновационной экономики за счет малого инновационного предпринимательства?
— Институт бизнес-омбудсмена появился в стране два года назад. Тогда была сформулирована задача — защита предпринимателей и отстаивание интересов бизнеса. Эта задача актуальна по сегодняшний день. Каких-то новых полномочий нам не дают, но мы их и не просим.
— То есть полномочий хватает для эффективной защиты интересов предпринимателей?
— Полномочия предусмотрены законом, их достаточно много, они разносторонние, но не идут вразрез с деятельностью прокуратуры, суда и других государственных органов. За последнее время у нас были кое-какие новшества, в первую очередь на уровне федерального аппарата, но они связаны не с кризисом, а с усилением нашего института. Например, в прошлом году у нас появилось право участвовать в судебных заседаниях, чем мы начинаем активно пользоваться.
Персонально у Бориса Юрьевича Титова (уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей — ред.) появилось право приостанавливать действия ненормативного правового акта муниципального образования. Но по России этим правом пока еще ни разу не воспользовались, удается решать проблемы без этого. В прошлом году в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась статья, которая предусматривает ответственность за непредоставление нам информации в срок, за невыполнение наших законных требований и воспрепятствование нашей деятельности.
В ситуации экономической нестабильности проблемы у бизнеса усиливаются, а мы должны адекватно и быстро реагировать. В прошлом году у нас стартовал проект «Бизнес и власть: откровенный разговор», мы запустили опросы предпринимателей по наиболее актуальным для них темам. По итогам опросов запустили серию прямых встреч руководителей министерств и ведомств с предпринимателями. И сейчас мы усилили работу нашего колл-центра: если раньше мы опрашивали до 5 тысяч предпринимателей, то сегодня наша база возросла до 15 - 20 тысяч, а мы хотим довести число опрашиваемых до 50 тысяч. При том что всего в республике 140 тысяч субъектов предпринимательской деятельности.
«За период нашей деятельности мы сделали основной вывод: у нас отсутствует практика взаимодействия между бизнесом и властью. Поэтому мы сегодня и делаем упор на общение и разговор» |
«ПЛАНИРУЕМ ОПЕРАТИВНО МОНИТОРИТЬ СИТУАЦИЮ»
— То есть вы сами обзваниваете, а не принимаете звонки?
— У нас есть отдельная работа по приему обращений предпринимателей. Но наш колл-центр занимается прежде всего прямой работой с предпринимателями. Мы звоним, опрашиваем, информируем, мониторим обстановку. Например, планируется встреча с руководителем какого-то ведомства или муниципалитета, и мы спрашиваем, есть ли у предпринимателя к нему вопросы. После того как к нам поступает конкретный вопрос, мы определяем, действительно ли он относится к компетенции данного ведомства, и приглашаем либо не приглашаем на встречу данного предпринимателя.
Мы планируем оперативно мониторить ситуацию, для чего проводим опросы с периодичностью раз в две недели. Вопросы такие: есть у вас проблемы, планируете ли оптимизацию, собираетесь ли сокращать штат, наблюдается ли сокращение выручки, есть ли угроза закрытия предприятия? Как только мы получаем утвердительный ответ, специалист колл-центра задает более глубокие вопросы для дальнейшего анализа ситуации.
— Куда дальше идет эта информация?
— В наш оперативный центр, в который входят мои сотрудники и привлеченные эксперты. Исходя из каждого обращения, мы понимаем, что надо делать дальше: взять в работу, рассмотреть в рамках проекта «Бизнес и власть», изучить отдельно и донести эту информацию до президента РТ.
— Что показал ваш первый мониторинг предпринимательства? Как бизнес отреагировал на экономический кризис и западные санкции?
— Я не могу сказать, что на данном этапе мы обладаем базой респондентов в несколько десятков тысяч, но первый срез показывает, что сегодня у предпринимателей тревожные ожидания.
А ПРИШЕЛ ЛИ НА ОСВОБОДИВШЕЕСЯ МЕСТО НОВЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ?
— Ваш прогноз: в текущем году много бизнесов закроется? Удастся удержать долю МСБ в ВРП на уровне 25 процентов?
— Все-таки ВРП в первую очередь формируется крупными предприятиями, надо понимать, что очень большое количество малых и средних бизнесов напрямую или косвенно зависит от результата их деятельности. Президент республики поставил задачу мониторить ситуацию и на антикризисном совете разбирать ее, чтобы принимать оперативные меры. Это правильно, что есть отдельное внимание именно к крупным компаниям. Вы же понимаете, если начнутся проблемы, к примеру, у «Татнефти», «Оргсинтеза» или «Нижнекамскнефтехима», то это напрямую повлияет на всех. Даже на тех, кто носками торгует в переходе.
Часть компаний будет уходить с рынка, будет закрываться. Это факт. Но надо разбираться в причинах. Всегда есть бизнес, который не выдерживает условий конкуренции или требований рынка из-за плохого управления. Неэффективный собственник уходит с рынка, а на его место должен прийти новый. И здесь вопрос в том, пришел на это место новый предприниматель или нет. Я уверен, что будут успешными и выживут те, кто будет работать.
Наша задача — сделать так, чтобы бизнесу не мешали. В прошлом году было несколько таких попыток, к примеру, на федеральном уровне решили ввести муниципальный сбор. Помню, мы с коллегами целую неделю работали нон-стоп: готовили аналитику, направляли ее Титову и нашим представителям в Госдуме и Совете Федерации. Уверен, такая же работа велась во всех субъектах Федерации. Все делалось для того, чтобы объективно доказать, что вводить муниципальные сборы нельзя. И нас услышали.
Или еще была попытка ограничить реализацию алкогольной продукции — уже готовился соответствующий законопроект. Тогда мы внесли свои замечания и предложения в Госсовет РТ, и депутаты нас услышали. Нас приглашают на второе чтение, и мы ожидаем уже другой проект закона, который не будет сильно бить по кафе и ресторанам.
Первое — сегодня надо сделать так, чтобы условия ведения бизнеса не ухудшились. Второе — надо научиться оперативно оценивать ситуацию, вовремя решать обостряющиеся проблемы, чтобы предотвратить, а не констатировать закрытие бизнеса. Что-то конкретное прогнозировать я сегодня не берусь, потому что слишком много переменных в этой матрице. Просто всем надо работать засучив рукава.
«На 2015 год запланировано 20 таких встреч, ближайшая из них — с мэром Казани Ильсуром Метшиным — состоится 26 февраля. Также уже согласовано участие президента РТ Рустама Минниханова» |
«У НАС ОТСУТСТВУЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ВЛАСТЬЮ»
— За время работы ваше понимание и восприятие проблем бизнеса изменилось? Или все было понятно изначально?
— За период нашей деятельности мы сделали основной вывод: у нас отсутствует практика взаимодействия между бизнесом и властью. Поэтому мы сегодня и делаем упор на общение и разговор, а не на классическую чиновническую работу с проблемами.
Мы видим, что в госорганах работают адекватные, грамотные люди, дураков среди них нет. Бизнесмены тоже все грамотные люди. Но почему-то между ними лежит пропасть. На наш взгляд, причина такой пропасти кроется в отсутствии каналов коммуникаций. Проблемы предпринимательства доходят до госорганов либо в виде обращений, которые они отписывают на рассмотрение исполнителям, либо в формате поручений, которые прилетают чиновникам откуда-то сверху, что воспринимается ими как прямой укор в том, что они сами этого не увидели. С другой стороны, зачастую предприниматели не умеют правильно и аргументированно формулировать вопросы к властям так, чтобы они были понятны чиновникам, зачем и почему им надо это делать.
Президент РТ Рустам Минниханов поддержал сделанный нами вывод о том, что надо налаживать систему прямой обратной связи. Но это надо делать не в форме «народного контроля», потому что вопросы бизнеса не так просты, они не «черное и белое», не «небо и земля», а их решение всегда находится где-то посередине. Поэтому мы начали проводить встречи.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ВСТРЕТЯТСЯ С МЭРОМ КАЗАНИ И ПРЕЗИДЕНТОМ РТ
— Какие встречи пройдут в ближайшее время?
— На 2015 год запланировано 20 таких встреч. Также уже согласовано участие президента РТ Рустама Минниханова в одной из весенних встреч с предпринимателями.
— На этих встречах предпринимателям даете слово? Или вы сами озвучиваете вопросы, которые выявили в ходе телефонного опроса?
— «Билетом» на такие встречи для предпринимателей служит их вопрос. Да, вопросы мы собираем, обобщаем и формулируем, но выступают с ними сами предприниматели: один задает вопрос по определенной теме, а другие участвуют в дискуссии. По итогам встречи готовится протокол, в котором фиксируются все вопросы и все решения либо поручения, которые были приняты. Затем выполнение протокола контролируется нами и всеми нашими партнерами: общественным советом, СМИ.
Вся информация скоро будет публиковаться на специальном портале bv.tatarstan.ru. Пока портал запущен в усеченном, информационном формате, мы его дорабатываем. Мы хотим не просто вывешивать протокол, а чтобы можно было постоянно отслеживать ход его выполнения. Пока там можно получить информацию о ближайшей встрече и задать свой вопрос, зарегистрироваться для участия в мероприятии.
— Какие стратегические цели вы ставите в среднесрочной и долгосрочной перспективе вашей деятельности? Ваш совет предпринимателям? (Дмитрий Гурин)
— Часто предприниматели говорят, что помогать им не надо, главное — не мешать. Сегодня основная наша задача состоит в том, чтобы бизнесу не мешали. Особенно важна работа по снятию административных барьеров и, конечно, персональная работа с каждым предпринимателем, который к нам обратился.
Предпринимателям сегодня можно посоветовать только одно: в период кризиса надо активизироваться. Другого рецепта нет. Отдыхать и размышлять о стратегических планах, конечно же, хорошо, но не во время кризиса. Опытные предприниматели мне так и говорят: нам сейчас некогда стонать и переживать, мы работаем круглосуточно, у нас задача одна — выжить... Кто будет более активным и эффективным, тот справится с этой задачей. А наша задача — этим бизнесменам помочь, поэтому мы выходим на более оперативные форматы сбора информации и решения проблем.
«ОДНО ОКНО» ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ЗЕМЛИ И ИМУЩЕСТВА
— Строительство всегда являлось одним из драйверов экономики. Однако даже при сегодняшней ситуации оперативно пройти согласование в управлении архитектуры и строительства, а также в комитете земельных и имущественных отношений Казани невозможно. До сих пор толком не используется программа межведомственного взаимодействия, рассмотрение заявки делается на 29-й день обращения, и зачастую мы получаем промежуточные ответы, а не результат. Жаловаться на данные структуры строители опасаются, а вот если бы вы провели независимый аудит их деятельности, то вся сложность ситуации была бы налицо. (Семен)
— Как я уже сказал, второе место по «популярности» занимают вопросы земли и имущества, с которыми к нам обращаются бизнесмены. Без конкретных примеров решать проблему невозможно, потому что аудировать можно только прохождение конкретных документов. А бояться жаловаться — это неправильно. Пока все боятся, мы ничего не сделаем. Мы должны понимать, где есть проблемы, где застревают документы.
Есть идея не аудита, а создания одного окна по прохождению всех этих процедур не только в Казани, но и во всех муниципальных образованиях, чтобы все было прозрачно, объективно и наглядно. Мы с коллегами работаем над проектированием этой системы, но уже на первом этапе консультаций с другими госорганами получили массу негативных откликов. Нам постоянно пытаются объяснить, почему это нельзя делать. Например, почему нельзя в автоматическом режиме выдавать технические условия на подключение — отсутствуют базы данных, отсутствуют схемы, какая-то другая информация. Но мы продолжим разработку проекта и в ближайшие месяцы внесем его на рассмотрение президенту РТ. Если наше предложение поддержат, то его реализация начнется уже в 2015 году. Кроме всего прочего, такая система позволит в оnline-режиме контролировать исполнительскую дисциплину госорганов по рассмотрению документов.
— Можете ли вы соблюдать секретность в работе с предпринимателями? (Александр)
— Да, мы можем решать проблемы, сохраняя анонимность заявителя. Все органы власти обычно отчитываются, что у них все быстро и качественно. Бизнесмены же говорят об обратном. С такими вопросами нам также приходится сталкиваться.
И часто встречается ситуация, что когда для уточнения мы просим предпринимателя предоставить конкретику, данные, документы. Но нам говорят: нет, нет, я вопрос сам разрулю, но вы имейте в виду... Хорошо, я имею в виду, но что я с этим сделаю? Мы не можем оперировать анонимными слухами! Самый эффективный способ — работать с конкретной ситуацией нарушения законных прав.
— Предлагаю по РТ сделать сайт по земле, которую могут получить предприниматели Татарстана для развития предпринимательства. (Ришат)
— Это предложение как раз укладывается в тот проект, о котором я только что сказал. Кроме того, у агентства инвестиционного развития РТ есть задача сделать работающим инвестпортал, в рамках которого будет адекватная информация о земле. В принципе, эта информация есть и сегодня в кадастровой карте, но земля — это настолько сложный ресурс, что не так просто разобраться. Поэтому стоит задача сделать это максимально удобно и прозрачно, и мы работаем над ее решением.
«РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ И КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ»
— Много возмущений в предпринимательской среде вызвал новый расчет налога на недвижимость. Ваша оценка?
— Налог в Татарстане ввелся с 1 января 2015 года, и мы принимали участие в подготовке его проекта. Новая норма сбора налога с юридических лиц в нашей республике ввелась достаточно мягко: только для торговли, только для площадей свыше 3 тысяч квадратных метров, только в четырех городах. А можно было по новой схеме обложить огромное количество помещений. Нам же удалось добиться принятия наиболее мягкой формы.
Но проблема в том, что торгово-развлекательные центры, гостиницы, где есть торговля, облагаются налогом как целиком торговые помещения. Мы неоднократно предлагали создать комиссии по оценке фактического использования площадей, но нас пока не услышали. Хотя такой механизм в законе прописан — комиссионно определять площади торговли. Если торговлей занято менее 20 процентов площадей, то торговой она не является. Для «Корстона», к примеру, решение этого вопроса было бы большим плюсом. Но в Татарстане такая комиссия не создана по той причине, что федеральный закон такую возможность допустил, но правила работы не прописал. А наши законодатели хотят подождать, когда федералы определятся с «правилами игры», и только тогда создать свою комиссию.
Еще мы считаем объективным то, что стоимость, которая определяется сплошной оценкой, зачастую не соответствует рыночной. Эту проблему озвучили «Бахетле» и «Корстон». Согласитесь, старые помещения с минимальной инфраструктурой не могут стоить столько же, сколько новые. То есть рыночная стоимость и кадастровая оценка — это все-таки, к сожалению, часто разные вещи.
— Но зато это заставляет собственников сносить старые объекты и строить современные со всей необходимой инфраструктурой — парковкой и т.п.
— Да, такова логика федерального законодателя. Как экономист я с ней согласен. Это либеральный подход: выживает сильнейший, здоровая конкуренция и т.д. Но на практике бывают перегибы и перекосы. Тем более сегодня, когда на повестке дня — эксплуатация существующих объектов, а не снос и строительство новых. У бизнеса сегодня просто нет на это ресурсов.
«НАШИ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОЗВУЧИЛ ПУТИН В СВОЕМ ПОСЛАНИИ»
— Каких наиболее важных результатов удалось вам добиться за столь недолгое время пребывания в должности? (Дмитрий Гурин)
— Считаю, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей на сегодняшний день состоялся. За два года от предпринимателей нам поступило свыше 1000 обращений. Наш институт признан и на республиканском уровне, и на федеральном. Нас все уже знают и оперативно с нами работают. По итогам 2014 года наша практика по работе со СМИ, по налаживанию диалога между предпринимателями и властью была признана одной из лучших, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов рекомендует ее перенимать другим регионам.
— Сколько дел вы довели до суда?
— А у нас нет задачи довести до суда, наша задача — решить проблему оперативно, в досудебном режиме. Результаты по обращениям бизнесменов можно разделить на три части: первая часть — это устные обращения за консультациями по проверкам и возможному нарушению прав предпринимателей. Таких обращений более 60 процентов. Второе — это письменные обращения за консультациями и разъяснениями. Это еще около 20 процентов потока. Остальное — это проблемы, которые потребовали срочного вмешательства и оперативного решения.
У нас по ряду вопросов ведется системная работа. В прошлом году мы готовили предложения президенту Российской Федерации. Я докладываю Госсовету РТ, правительству и президенту республики. Титов направляет свои предложения президенту России. И вот в докладе, который готовили мы с коллегами всей страны в адрес президента, было достаточно много конкретно наших предложений, в частности, по теме проверок бизнеса. Наши выводы и предложения он озвучил в своем послании Федеральному Собранию.
ПО ДЕЛУ ПАВЛА СИГАЛА ОБРАЩАЛИСЬ АЖ К ПУТИНУ!
— Какие резонансные дела вспоминаются?
— Резонансные дела — это, как правило, уголовные дела. Это, например, Казанский экологический комплекс. Это конфликт предпринимателей четы Мустафиных, когда муж подставил жену, чтобы она была осуждена по уголовной статье и получила условный срок. Мы добились того, чтобы приговор в отношении нее был отменен в Верховном суде РТ.
Как я уже сказал, в прошлом году мы получили право участвовать в судебных заседаниях и стали им активно пользоваться. Буквально на днях Арбитражный суд на основании наших заключений признал необоснованными и чрезмерными требования МЧС к бизнесменам. В суде мы не занимаем одностороннюю позицию, мы не являемся адвокатами предпринимателей, наша задача — предоставить суду объективную картину, на основании которой он примет взвешенное решение. И нам это часто удается. Но, к сожалению, далеко не все предприниматели хотят, чтобы их проблемы становились публичными.
— Интересно узнать вашу оценку дела Сигала. С таким шумом его арестовали, сначала фигурировали огромные суммы, а в итоге отпустили по истечении срока давности. Как-то глупо получилось. Или это правоохранительная система так отреагировала на многочисленные обращения общественных организаций, в том числе федерального омбудсмена Титова. Что все-таки произошло? (Антон Юрьев)
— Когда с ним случилась, мягко говоря, эта неприятность, я сразу же обратился за поддержкой к Борису Титову. Честно говоря, его первая реакция меня разочаровала — он сказал: «Это же связано с обналичиванием материнского капитала, зачем нам туда лезть?» Но я убедил его, что в этом деле все совершенно не так, как это преподносят федеральные СМИ, Сигал ничего противоправного не делал, а материнский капитал — это только повод. Тем же вечером я к нему зашел и предоставил документы, которые у нас были. Его специалисты проанализировали материалы, и буквально через несколько дней Титов сообщил мне, что Сигала надо защищать и мы будем этим заниматься. Я знаю, что Борис Юрьевич обращался к Владимиру Владимировичу Путину по поводу дела Павла Абрамовича. И это было одним из ключевых факторов успеха в той истории. Здесь мы сработали все вместе.
«ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОДСКАЗАЛ»
— Что вам НЕ удалось сделать за два года работы?
— Я всегда критически смотрю на результаты нашей деятельности, и недостатков довольно много, но они связаны с тем, что нам не удалось убедить чиновников и бизнесменов договориться в конкретных вопросах. Бывает так, что бизнесмен обращается к чиновнику с вопросом, решение которого не целиком лежит в правовом поле, просто чиновник не идет навстречу предпринимателю. В таких случаях мы всегда стараемся развернуть угол зрения чиновника, чтобы он пошел навстречу.
— А почему не идут навстречу? Из вредности или для собственной безопасности?
— По-разному бывает: или подставляться не хочет, или из вредности, или из-за принципиально иной точки зрения на конкретный вопрос. Порой нам не удается повернуть чиновника лицом к предпринимателю, и интересы последнего не учитываются. Честно говоря, не всегда даже у меня есть уверенность, что в той или иной ситуации предприниматель прав на все 100 процентов. Это, скорее, его желание, его идея, его цель. Но мы понимаем, что не всегда желание бизнесмена может исполняться. Это тоже реалии нашей жизни. Если все желания предпринимателей будут исполняться, то от этого население может пострадать.
— Например, когда защищают бизнес от контролирующих органов, могут пострадать потребители их товаров и услуг...
— Мы, конечно, понимаем, что совсем без контроля нельзя, поскольку от этого зависит безопасность населения. Но есть пределы контроля. Например, в 2013 году торговую компанию «Эссен» проверили 368 раз за год! Это за 247 рабочих дней...
— Это были реальные жалобы потребителей или организованные?
— Не знаю. Могут быть и организованные, в том числе самими же контролирующими органами на уровне исполнителей. Причем грозили штрафами в 75 миллионов рублей и приостановкой деятельности на некоторых объектах! В итоге «Эссен» суммарно из наложенных 75 миллионов рублей заплатил всего 500 тысяч рублей штрафов, доказав в судах надуманность большого числа претензий к ним.
Да, проверки нужны, но у нас проверки — это пришел, увидел, наказал. Мы же говорим, что надо делать по-другому: пришел, увидел, подсказал. Дал реальный срок на устранение недочетов и объяснил, как это лучше сделать. И если человек после этого ничего не сделал, только тогда наказать. МЧС дает предписание, правда, от инспектора зависит, насколько реальны замечания и сроки для их устранения. А многие органы, например административно-техническая инспекция Казани, приходят и сразу наказывают. Мне рассказывали такой случай: в 8 часов утра в магазин приходит инспектор АТИ и штрафует за не вычищенное от снега крыльцо, в то время как ему навстречу уже идут с лопатой... Для чего это нужно?!
— Городской бюджет таким образом пополняют!
— Есть такое мнение... Но все проверки должны быть объективными и эффективными, а проверяющие должны играть роль консультанта. Недавно на встрече с главным госинспектором по пожарному надзору Сергеевым для нас обоих было открытием, что предприниматели задавали вопросы, ответы на которые буквально лежат на поверхности. Например, как здание XIX века привести в соответствие с современными противопожарными нормативами. Можно ли к этому случаю подойти индивидуально, применить нестандартные решения? Да, это можно! Мы считаем, что проверяющие органы именно так должны работать — консультировать и подсказывать.
«Эссен» суммарно из наложенных 75 миллионов рублей заплатил всего 500 тысяч рублей штрафов, доказав в судах надуманность большого числа претензий к ним» |
«В 90-Е БИЗНЕСМЕНЫ ЗАКАЗЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА, А СЕГОДНЯ МОГУТ ЗАКАЗАТЬ ПОЖАР...»
— Ваша должность обязывает вас защищать права предпринимателей, однако предприниматели Вьетнамского рынка этой защиты от вас не увидели. Более того, вы очень некрасиво себя показали сейчас, когда Вьетнамскому рынку грозит повторное закрытие. Когда же вы за два года своей работы на посту начнете защищать права предпринимателей? (Раис Сулейманов)
— По вопросу Вьетнамского рынка у нас состоялось уже несколько встреч. Ситуация сложная в силу того, что пожаром уничтожен торговый павильон, было принято экстренное решение переместить торговцев в близлежащее здание, которое к тому моменту не было достроено. Проблема в том, что этот объект первоначально проектировался и строился как склад. Соответственно, вся проектная документация проходила проверку, исходя из норм и требований, предъявляемых к складу, а не к торговому залу. До сих пор объект не введен, эксплуатировать его нельзя. Никто никаких дополнительных препон не чинил, что мы видим, исходя из документов, которые запросили.
Вторая проблема — объект можно ввести, но эксплуатировать склад как торговый центр без доработки нельзя. Ситуация сложная, и ее решение требует активности всех сторон: и госорганов, и предпринимателей, и собственников. Мы можем попытаться, чтобы контролирующие органы закрыли глаза. Но это неправильно! Речь идет о безопасности людей. Рынки в Татарстане, к сожалению, горели уже не один раз, страшно подумать о последствиях, если пожар произойдет в здании, которое не приспособлено для быстрой эвакуации большого количества людей. Я считаю, вопрос надо снять раз и навсегда, а для этого нужно проговорить план-график работ по приведению этого объекта в нормативное состояние.
У меня в этом вопросе четкая позиция: я буду защищать права всех предпринимателей Вьетнамского рынка, но никогда не поставлю своими действиями под угрозу жизнь будущих посетителей этого рынка.
— Ходят упорные слухи, что рынки Казани жгут, чтобы всех «загнать» в «Новую Туру»...
— Это уже вопрос правоохранительных органов, и они с ним разбираются. Хотя и в «Новой Туре» ситуация сегодня неоднозначная. Могут ли таким образом бизнесмены бороться с конкурентами? Да, возможно. В 90-е годы они заказывали друг друга, а сегодня могут заказать пожар, организовать рейдерский захват, «натравить» кредиторов или госорганы...
«Рынки в Татарстане горели уже не один раз, и страшно подумать о последствиях, если пожар произойдет в здании, которое не приспособлено для быстрой эвакуации большого количества людей» |
«ЕСЛИ НЕТ ВИНЫ ГОСОРГАНОВ, ЭТО НЕ НАШ ВОПРОС»
— Центром Универсиады-2013 был стадион «Казань Арена», на сегодня по этому объекту существует задолженность перед предпринимателями РТ. Заказчиком была компания «Интекс» из Москвы и их дочернее предприятие «Главстрой», которые по завершении строительства стадиона просто решили с нами не рассчитываться. Кто выступит в защиту предпринимателя РТ? Если даже не исполняются судебные акты. (Александр Михайлович)
— Надо изучить документы на предмет участия в этом конфликте государственных органов. Может быть, госорганы были причиной конфликта, не решают эту проблему, может быть, судебные приставы работают неэффективно. Но если там нет никакой вины госорганов, то это не наш вопрос. Это конфликт хозяйствующих субъектов, в который мы никогда не вмешиваемся. Им надо обращаться либо в суд, либо к судебным приставам. Поймите, мы не коллекторы, мы защищаем законные права предпринимателей во взаимоотношениях только с госорганами. Обращайтесь, нужно анализировать документы.
— Является ли темой вашего разбирательства «рейдерский» захват производственного предприятия? (Айрат Вафин) Какими полномочиями обладает институт омбудсмена по защите предпринимателей при рейдерских захватах? Вы ведь можете отменить незаконное судебное решение? (Евгений)
— Если в подобном действии есть участие какого-либо госоргана либо конкретного чиновника, то это наша «история».
— Но «след» чиновника может быть замаскирован...
— Для нас, может быть, и замаскирован, но не для правоохранительных органов. Но нас интересует даже не столько этот чиновник, сколько действия или бездействие госорганов в этой ситуации. Если кто-то из них «дернул ниточку» или, наоборот, вовремя не отреагировал и ситуация начала разворачиваться в неправовом русле, то это наш вопрос.
— Я автор и владелец интернет-проекта «Виртуальная Россия». Необходима встреча с предпринимателями Казани, чтобы представить проект. Это очень большие возможности для привлечения инвестиций. (Василь)
— Автору предлагаю прислать нам более развернутую информацию о проекте. Если там есть соприкосновение с нашей деятельностью, то мы готовы оказать ему содействие. Если это исключительно коммерческий проект, то мы, конечно, маркетинговые услуги не оказываем.
— В 2012 году заключил договор на оказание услуг спецтехники с ООО «ТОТ» из Ижевска. Заказчик рассчитываться за проделанную работу не спешит, в результате чего я не смог оплатить налоги до 31.12.2014 (до сих пор не рассчитались за ноябрь 2014 года). Да и из разговора с руководителем предприятия Мироновым А.А. стало ясно, что выплат в ближайшее время не будет. Как мне быть? Почему я должен оплачивать пени и штрафы, если моей вины нет? Подскажите, как быть и с чего начать? (Taty73)
— Еще раз говорю: если это спор двух хозяйствующих субъектов, мы туда не вмешиваемся. Самый правильный выход из ситуации — обратиться в Арбитражный суд. А вообще налоги надо платить независимо от того, заплатил тебе заказчик или нет. Так всегда было и будет, государство никогда не поставит выплату налогов в зависимость от успешности бизнеса. Да, бизнес — это риск, и если ты не сумел «вытащить» деньги у заказчика, то это твоя частная проблема.
— Если в роли заказчика выступает государство и оно не платит, то надо обращаться к вам?
— Да, это к нам. Но таких обращений практически нет.
— А говорят об этом многие...
— И мне говорят, но официальных обращений не делают. Если в документах все нормально, как правило, долгов не бывает.
«НЕЛЕГКО, НО ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ИНТЕРЕСНЕЕ»
— Легко ли вам было перейти из Дрожжановского района сразу на работу в Казань? Ведь сферы совсем разные? (Виктор)
— Ответ: и да, и нет, потому что сферы действительно разные, масштабы и цели тоже разные. И вопрос не в территории — Дрожжаное и Казань, а в должности — глава района и уполномоченный. Но в этом-то и заключается интерес в работе! Я считаю, что эффективный управленец должен уметь справляться с любой поставленной задачей и максимально оперативно вникать в нее. Это качество необходимо для любого управленца. И в моей карьере было не впервые, когда надо было быстро перепрофилироваться и искать себя на новом поприще. Да, было нелегко, но от этого только интереснее.
— Вы с очень молодого возраста занимаете руководящие должности. Не считаете ли вы, что наломали дров? Что вы изменили бы в своих методах управления? Какие советы можете дать начинающим управленцам? (NIYAZ)
— Есть понимание, что я не всегда правильно поступал в управлении коллективом, по отношению к каким-то конкретным людям, с которыми работал. Но мудрость и понимание в межличностных отношениях приходят с годами.
Начинающим управленцам я посоветовал бы в первую очередь ставить себя на место тех людей, относительно которых ты принимаешь решение. Чтобы понимать, как твое решение будет кем-то воспринято, надо себя ставить на их место. Если ты считаешь, что твое решение будет воспринято нормально, то это достаточная мотивация для его принятия. Если ты считаешь, что оно будет воспринято негативно, то надо понимать, как правильно сделать, чтобы результат был хорошим.
— Вы прислушиваетесь к мнению своих подчиненных?
— Конечно! Более того, я считаю, что у каждого члена команды должно быть собственное мнение. Человек ценен именно своим мнением. Исполнитель, который просто делает свою работу «от звонка до звонка», на самом деле никакую пользу не приносит.
— Многие руководители не держат при себе умных людей, боясь, что они его «подсидят»...
— Это их большая ошибка! Я никогда не расценивал людей с той позиции, могут они меня «подсидеть» или нет. Наоборот, я всегда стремился привлечь наиболее умных. Пусть они будут умнее меня, пусть они предлагают гениальные идеи — это же идет на общий результат! Если руководитель старается вокруг себя держать тихих исполнителей, то на него ложится двойная ответственность: тогда он должен вдвойне больше и эффективнее предлагать. Считаю, легче сформировать команду, которая будет предлагать решения. У меня всегда работа строилась именно так.
— Проводите «мозговые штурмы»?
— «Мозговые штурмы» больше проводим сейчас, когда требуются нестандартные решения. Но мнение специалистов надо знать всегда. Именно в состязательном процессе рождается истина. А если руководитель сам лично принимает решения, то ведь все равно он видит проблему однобоко, не зная многих аспектов и нюансов.
«Конечно, войти в этот состав очень приятно и почетно, но это не говорит о том, что я собираюсь менять место работы» (фото: business16.ru) |
В 2014 ГОДУ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ОТ РТ ПОПАЛ ТОЛЬКО НАГУМАНОВ
— Вы писали в Twitter, что вошли в кадровый резерв. Вы собираетесь покинуть должность уполномоченного? Кто будет назначен после вас? (Рамиль Б.)
— Насколько я помню, я не писал об этом в Twitter, но в прессе об этом информация была... В декабре 2014 года был опубликован новый состав кадрового резерва президента России, в который вошли 144 человека со всей страны. Как я понимаю, этот состав резерва будет действовать как минимум год. По-моему, от Татарстана в кадровый резерв попал один я.
Конечно, войти в этот состав очень приятно и почетно, но это не говорит о том, что я собираюсь менять место работы.
— В Москву работать не приглашали?
— Пока нет даже таких намеков, поэтому не хочу на эту тему даже размышлять.
— Как вообще происходит выдвижение в кадровый резерв, как вам сообщили о таком решении?
— Процедура выдвижения проста и понятна: регионы выдвигают большое количество кандидатур. После происходит отсев по базовым параметрам — уровню образования, возрасту, конкретным фактам биографии и т.п. Остается некий шорт-лист, который в этот раз содержал порядка 2 тысяч человек. Их приглашают в Москву на ассессмент, который проходил в Академии народного хозяйства. Я тоже ездил. Там идет глубинное тестирование на компьютере, интервьюирование перед видеокамерами. Как я понимаю, результаты отправляются в администрацию президента РФ. Но потом никто не говорит, вошел ты в кадровый резерв или нет. Лично я узнал о себе из открытых источников.
— Тимур Дмитриевич, спасибо за разговор. Успехов вам!
Справка
Тимур Дмитриевич Нагуманов родился 23 февраля 1983 года в Казани. Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт (2006).
2002 - 2004 — коммерческий директор ООО «Остин», Зеленодольск.
2004 — начальник финансового отдела ОАО «Буинский сахарный завод».
2004 - 2005 — генеральный директор ООО «Новые сахарные технологии» Буинского района РТ.
2005 - 2006 — заместитель гендиректора по экономике и финансам ОАО «Заинский сахар».
2006 — генеральный директор ОАО «Бурундуковский элеватор» Дрожжановского муниципального района РТ.
2006 - 2007 — исполнительный директор ОАО «Бурундуковский элеватор» ООО «Управляющая компания «Приволжская продовольственная корпорация» Дрожжановского района РТ.
С июля по август 2007 года — первый заместитель руководителя исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района РТ.
С августа по декабрь 2007 года — руководитель исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района РТ.
2007 - 2013 — глава Дрожжановского муниципального района РТ.
С 25 января 2013 года — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.