Все мы начали наблюдать за изменением образ а жизни (через потребление) людей в кризисных условиях. Надо понимать, что изменение потребительских привычек зависит как от менталитета народа, так   и от того, как экономика конкретного государства переживает кризис. Исследование, проведенное по заказу американского журнала U.S. News and World Reports, показало, что одним из самых популярных товаров в США стали никотиновые жвачки, а первое место по потреблению в США заняли теперь товары для сада и огорода.

История британского девелопера Дункана Джонса вполне ясно показывает, как легко может отказаться любой человек от имиджевых игрушек. Покупателя на свой особняк с шестью спальнями он захотел привлечь с помощью люксового автомобиля, пообещав подарить покупателю дома свой почти новый Ferrari F430.

Пустеющие рестораны   - еще одна примета времени, об этом свидетельствуют результаты исследования Heineken, согласно которому большинство респондентов отдают предпочтение домашним вечеринкам, благодаря уютной неформальной атмосфере, а также благодаря тому, что организация вечеринки обходится дешевле, чем празднование в кафе или баре. В Москве и Петербурге набирает обороты настоящий бум домашних вечеринок, а также всевозможных оригинальных приспособлений для их проведения, об этом говорят исследования Heineken. Судя по операционным результатам компании "Росинтер" за первое полугодие, слабый рост выручки (всего 4%), а также падение продаж в сопоставимых ресторанах на 16% — все это свидетельствует о сокращении трафика. Отток посетителей из ресторанов и кафе по сравнению с прошлым летом составил 40%.

Рейнхард Допфер -   глава Европейского совета по моде и текстилю прогнозирует к концу года закрытие трети из 42 тыс. российских ритэйлеров одежды. Крах российских продавцов одежды и снижение заказов на поставку отразится на производителях в Европе. Исследование, проведенное EFTEC, показало, что немецким производителям одежды этим летом не удастся реализовать 35% их поставок в Россию. За первый квартал этого года экспорт немецких предметов одежды в Россию упал на 6% до 162 млн. евро.

В 2009 году   прогнозируется падение на 13% продаж телефонных трубок, одного из атрибутов гламура. К такому выводу эксперты пришли эксперты, проанализировав активность на общемировом рынке сотовых телефонов во втором квартале 2009 года. По словам россий­ских аналитиков, отечественный рынок больше пострадает от кризиса и покажет спад на уровне 20—30%.  

ЛЮДИ НЕ РОБОТЫ  

Экономическими факторами и менталитетом не исчерпывается объяснение изменения потребительских привычек людей. Проблема лежит глубже. Проблема в общепринятой формулировке предмета экономики, которая напомню, звучит как "безграничные человеческие потребности и ограниченные ресурсы", которые, видимо посредством бизнес структур, ФРС, США и т. д., и т. п. в условиях рыночной экономики "справедливо" "сводят" спрос с предложением.  

Экономическая наука через эту формулировку легилизует и стимулирует жесткую борьбу за ресурсы.   Можно констатировать, что "борьба за ресурсы",   это экономическая подоплека теории Дарвина "борьбы за выживание".   Которая превратилась в цель жизни современного homo economicus и в ситуации сбоя данной парадигмы приводит к профанации истинных человеческих целей.   По словам ведущего советника по вопросам здравоохранения в области профилактики самоубийств управления наркологических и психиатрических служб США (SAMHSA) Ричарда Маккеона, в прошлом году количество звонков от потенциальных самоубийц в кризисные центры резко возросло. Только в июле текущего года их поступило более 57 тыс. Примерно 25% обращений было связано с экономическими проблемами. В США по всей стране работает 140 кризисных центров в области профилактики самоубийств.  

Роберт Скидельски, член палаты лордов и Британской академии считает, что э кономическая наука слишком углубилась в математику, забыв, что люди – не роботы.   И предлагает п ерестройку экономики начать с университетов. "Во-первых, высшее образование в этой области должно быть более широким. Девизом должны стать слова Кейнса о том, что "экономика – это этическая, а не естественнонаучная дисциплина". В программу необходимо включать не только стандартные курсы элементарной микро- и макроэкономики, но и экономическую и политическую историю, историю экономической мысли, этику и политическую философию, а также социологию. Очевидная цель такой перестройки – защитить макроэкономику от засилья математических методов и привычек. Только с помощью такого расширения кругозора мы можем дать необходимое образование тем, чья польза для общества будет связана с философской и политической грамотностью не меньше, чем с математическими способностями".  

А В ЭТО ВРЕМЯ В АФРИКЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ ИЛИ...  

Пустыня Сахара из-за глобального потепления может превратиться в цветущий оазис. Как пишет National Geographic, ученые уже заметили признаки озеленения. Это связано с увеличением осадков. Устойчивость дождей может оживить засушливые и опустошенные районы и сделать их пригодными для сельского хозяйства .. . Или это глобальные инвесторы готовят научную подоплеку для "созыва" капитала на Африканский континент, где можно будет   надуть очередной финансово-инвестиционный пузырь и отсрочить крах мировой капиталистической системы.

11.08.09

 

Айрат Залялиев

Родился в 1972 году. Окончил в 1996 году факультет татарской филологии, истории и восточных языков КГУ,   в 2000 году экономический факультет Стамбульского университета.

Профессиональная специализация – кризисология.