Почти каждый предприниматель знает о необходимости бизнес плана, однако, далеко не всякий бизнесмен понимает, что следует включать в этот документ и его главную цель. Желательно включить в него информацию об опыте, образовании в данной сфере, кроме того необходимо вносить сведения о финансовых ресурсах – личные либо заемные средства. Далее следует отразить идею, в простой и понятной форме, что вы будете предлагать на рынок и чем данная услуга, либо продукт привлечет внимание потенциального клиента. Неплохо также отразить конкуренцию в этой сфере и маркетинговую кампанию. Не мене актуален вопрос, о том, что не стоит включать в бизнес-план. Ответ на него достаточно прост. Нежелательно вносить сведения, цифры, выводы, которые не имеют отношения к проекту. Важно, чтобы документ был достаточно лаконичным, избегайте долгих рассуждений в тексте и громоздких вычислений. Не стоит завышать прогнозы продаж. Важно, чтобы документ был объективным. Хороший бизнес-план, например бизнес план отеля, должен содержать четыре раздела: - Описание услуги или продукта и спроса на них; - Информация о сумме вложений, расчет прибыли, издержек и окупаемости; - Стратегию рекламы и других методов привлечения внимания к проекту; - Способы решения проблем, в том случае, если что пойдет не так как планировалась, например, уменьшение количества продаж в связи с сезонностью. Цифры должны быть точными, особенно если бизнес-план нужен для получения гранта, так как в противном случае документ запутает собеседника и скорее всего в сотрудничестве будет отказано. Важно помнить, что план является средством, отражающим ряд действий, которые необходимы для получения прибыли, потому не следует давать волю фантазии, сознательно преуменьшая издержки и увеличивая сумму прибыли, например, для привлечения внимания инвесторов к проекту, потому как такие действия неизбежно приведут к конфликтным ситуациям.