«ВАЛЬС» ХАЧАТУРЯНА, «ЗИМА» ВИВАЛЬДИ И «ДЕТСКАЯ СИМФОНИЯ» ГАЙДНА

Юные участники молодежного симфонического оркестра Татарстана открыли на этой неделе серию концертов «Уроки музыки с оркестром». Под управлением дирижера ГСО РТ Михаила Мосенкова, который взял на себя и роль ведущего, выступление превратилось в познавательную лекцию для пришедших на концерт зрителей — таких же юных, как участники оркестра.

Отвлечь большинство нынешних школьников от гаджетов и компьютерных игр не так-то просто, и некоторые присутствовавшие на концерте, увы, это подтвердили. К счастью, большинство все же с интересом наблюдало за своими сверстниками на сцене. Тот, кто не был увлечен игрой на планшете и селфи, не только познакомился с произведениями известных композиторов, но и узнал историю происхождения таких инструментов, как флейта, ксилофон, кларнет, скрипка, виолончель, малый барабан и так далее, а также выяснил, откуда происходят их названия и из чего они изготавливаются. Например, скрипка и виолончель произошли от такого инструмента, как «виола», что в переводе означает «лиловый цвет» или «цветок фиалки». Флейта, несмотря на то, что обычно делается из дерева, также может изготавливаться из золота, платины и серебра. А знаменитый русский композитор Николай Римский-Корсаков называл кларнет скрипкой среди деревянных духовых инструментов.

Любопытно в исполнении юных музыкантов прозвучали сочинения французского композитора Камила Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» — «Птичник», «Ископаемые», «Слон», произведение знаменитого венецианца Антонио Вивальди из цикла «Времена года» «Зима», в котором соло на скрипке исполнил один из самых юных участников оркестра Эмиль Мухаметшин — лауреат многих конкурсов, невзирая на столь юный возраст. Также прозвучали произведения Йозефа Гайдна «Детская симфония» и бессмертный «Вальс» Арама Хачатуряна из драмы «Маскарад», написанный к спектаклю с одноименным названием, в литературную основу которого легла драма Михаила Лермонтова. Кстати, на вопрос, кто написал драму, ответить смог только кто-то из взрослых.

В завершение первого урока музыки дирижер поинтересовался, не хочет ли кто-нибудь подирижировать оркестром. Желающих оказалось много, почти каждый из присутствующих поднял руку. Счастливчиком оказался мальчик по имени Степан. Под его руководством оркестр исполнил произведение австрийского композитора Иоганна Штрауса «Марш Радецкого».

ВМЕСТО ШКОЛЬНЫХ УРОКОВ МУЗЫКИ

Проект «Уроки музыки с оркестром» был создан в 2012 году руководителем ГСО РТ Александром Сладковским при поддержке министерства образования республики, когда еще никакого юношеского оркестра не было. Сегодня же в состав молодежного симфонического оркестра Татарстана входят 75 ребят от 9 до 17 лет из обычных музыкальных школ Казани. Идея оркестра заключается в том, чтобы приобщение детей к классической музыке велось посредством возрастного соотношения.

«Когда на сцене сидят и что-то играют взрослые дяди и тети, детское восприятие в этом случае страдает, — рассказала PR-директор Государственного симфонического оркестра РТ Елена Черемных. — Куда активнее оно работает, когда ребята видят на сцене своих сверстников». Сейчас же оркестр покоряет свои вершины. Например, в прошлом году в Праге МСО РТ завоевал первое место на моцартовском конкурсе. На очереди — поездка в Италию. Для того чтобы она свершилась, юные музыканты должны будут не только сфокусироваться на регулярных симфонических выступлениях, но еще и собрать средства для поездки, — сообщила Черемных. — Любой вывоз оркестра, а это все-таки многонаселенный коллектив, чреват большими финансовыми затратами. И в данном случае ГСО РТ, придумав проект «Дети-детям», пробуждает интерес детей к классической музыке и отказу от гаджетов обозрением совершенно другой среды».

По словам PR-директора, на будущий год задумано отдать весь цикл «Уроки музыки с оркестром» юным музыкантам, чтобы их работа на сцене вдохновляла детей в зале, которые приходят на концерты вместо обычных уроков музыки.