Представители модной индустрии рассказали «БИЗНЕС Online», что цены на весенне-летние коллекции повысились минимум на 20%. Клиенты предпочитают недорогую и практичную одежду и обувь, которую часто приобретают в рассрочку, а то и на возвращающих былую популярность одежных «развалах». Между тем модные сети сокращают число торговых точек или вовсе уходят из России. Отечественный производитель пока не воспользовался возможностью потеснить иностранных конкурентов.
(фото: inkazan.ru) |
ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯНУЛИ НОЖКИ
Эксперты свидетельствуют: спрос на одежду средней ценовой категории этой весной снизился примерно на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Обувь стали покупать меньше на 20 - 40% в зависимости от ценовой категории. Впрочем, модный товар за исключением его люксовых образцов достаточно неплохо защищен от кризиса. Потребитель может отказаться от покупки нового автомобиля, но никак не от сезонной обуви, если старая вконец износилась, или одежды для ребенка, поскольку из имеющейся он вырос.
Некоторые собеседники «БИЗНЕС Online» из числа представителей торговых сетей даже говорили о том, что не прочувствовали еще всей глубины кризиса. При этом они признают, что им удается привлекать покупателей лишь ценою существенных потерь в марже. «Мы не замечаем сильного снижения покупательского трафика, так как постоянно проводим акции, но мы теряем в собственной марже, не повышая цены», — отмечают в казанском представительстве крупного одежного ретейлера Sela.
Не особенно помогает сохранить прибыль даже наличие собственного производства. Дело в том, что у таких российских сетевых брендов, как та же Sela или, например, O’Stin и FunDay, линии по пошиву одежды размещены в Китае, поэтому торгуют они, по сути, импортом, номинированным в подорожавших долларах. Недавнее снижение курсов валют к рублю кардинально ситуацию не исправило. Рубль все равно стоит дешевле процентов на 40, чем еще год назад.
Еще хуже дела обстоят у производителей и продавцов дизайнерской одежды. Российские представители высокой моды шьют свои коллекции, как правило, в Италии, а значит, ее ценники выставлены в евро. Еще в прошлом году одежда категории люкс (в основном европейского производства) подорожала в рублях в полтора-два раза. В результате российский фешен-рынок в целом опустился в более низкую ценовую категорию. Дорогую одежду и обувь практически перестали покупать.
Кстати, казанские обувные ретейлеры не скрывают снижения объемов продаж. «Мы наблюдаем снижение спроса, правда, не столь сильное, как прогнозировали в конце 2014 года. По итогам первых месяцев 2015 года продажи сократились на 10 - 15 процентов, хотя мы ожидали 20 - 25 процентов. При этом по сопоставимым магазинам (тем, которые работают более года) идет прирост продаж в рублевом выражении на 12 - 16 процентов, правда, прежде всего за счет увеличения цен», — говорит заместителя директора по связям с общественностью компания «Обувь России» Наталья Паули. По ее ожиданиям, снижение спроса по обувному рынку в этом году составит 15 - 20%, при этом ситуация в разных сегментах будет отличаться. «Больше всего просядет сегмент средний плюс и дорогой — здесь падение может достигать 30 - 40 процентов. В сегменте экономкласса, где уровень потребления близок к уровню физического износа обуви и составляет две пары на человека в год, сокращения спроса, скорее всего не будет. В среднеценовом — на 15 - 20 процентов», — приводит данные PR-менеджер компании, добавляя, что спрос будет постепенно восстанавливаться с начала 2016 года, когда покупатели, которые откладывали покупку в 2015 году, просто будут вынуждены пойти в магазины за новой обувью.
«Большая часть ретейлеров продолжает испытывать давление экономического спада и ощущает снижение товарооборота. Покупательская активность значительно снизилась, при этом еще не достигла дна, что также говорит не в пользу ретейлеров. По нашим оценкам, такая тенденция на рынке продолжится», — говорит Елена Задорожная — руководитель направления услуг ретейлерам компании JLL. Ее слова подтверждает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин: «Прогнозирую, что в долларовом выражении ключевые рынки легкой промышленности значительно сократятся».
СМОТРИТЕ КТО УШЕЛ
«По обуви я ожидаю падение примерно на 35 процентов, по одежде — на 20 - 30 процентов», — говорит Нигматуллин. Это приведет к уходу с рынка до четверти соответствующих магазинов розничной торговли. В частности, о значительном сокращении сети недавно объявили даже такие крупные игроки рынка, как Adidas».
Исход из России крупных торговых сетей, специализирующихся на продаже одежды и обуви, начался еще в прошлом году. Сначала компания «Маратекс» заявила о закрытии всех своих 64 магазинов в России. Принадлежавшая польской EM&F Group фирма торговала одеждой таких раскрученных брендов как, Esprit, OVS и River Island. Российский рынок также покинули английский бренд New Look и немецкий Gerry Weber,
Известная финская торговая сеть Stockmann в конце 2014 года убрала из России бренд Seppala, заявив, что сосредоточится на продвижении другой своей одежной марки Lindex. Однако в феврале этого года было объявлено о закрытии всей торговой сети Lindex, состоявшей из 19 магазинов.
Компания Mexx признана банкротом и сегодня распродает остатки коллекции.
Волна закрытия одежных и обувных ретейлеров докатилась и до Татарстана. Сеть Camelot заявила о том, что магазины в республике перестали быть рентабельными. В феврале-марте закрылись торговые точки компании в двух торговых центрах Казани — в «МЕГЕ» на проспекте Победы и в «Парк Хаусе» на проспекте Ямашева. Также прекратил работу магазин сети в ТЦ «Торговый квартал» в Набережных Челнах.
Что касается Adidas, то транснациональному гиганту российский кризис, конечно, нипочем. Тем не менее и ему пришлось оптимизировать бизнес: объявлено о закрытии в этом году 200 из более чем тысячи российских торговых точек производителя спортивной одежды и обуви. Впрочем, в Adidas сохраняют планы открыть в 2015 году в нашей стране еще 100 торговых точек, объясняя общее сокращение их количества не кризисом на рынке, а неудачным расположением конкретных магазинов.
«ДАЖЕ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТКАНЕЙ ПОД ШУМОК ПОВЫСИЛИ ЦЕНЫ»
Девальвация рубля автоматом привела к росту цен на одежду и обувь, поскольку на этом рынке в России доля импорта составляет примерно 70%. Да и собственное производство целиком зависит от поставок импортных тканей, фурнитуры и швейного оборудования. Однако конкретные цифры на ценниках во многом зависят от того, в какой категории находится тот или иной бренд.
«Повышение цен произошло с поступлением весенней коллекции на 20 процентов. Как показывает практика, новая цена достаточно комфортна для наших покупательниц», — заявила «БИЗНЕС Online» бренд-менеджер компании Serginnetti Елена Сабельникова. «Наше производство находится на территории Российской Федерации. В основном повышение произошло в связи с закупкой импортных тканей и фурнитуры, используемых в производстве», — отметила она. Рост цен на коллекцию весна-лето 2015 подтвердила и Юлия Зефирова — PR-менеджер ретейлера Sela. «Из-за скачка валют цены пришлось повысить процентов на 20 в среднем в зависимости от позиций», — отметила она. Вместе с одеждой выросла в цене и обувь. Так, по словам представителя компании «Обувь России» Паули, в среднем цены на весенне-летнюю коллекцию 2015 года увеличились на 20 - 25% на импортную обувь и на 10% — на обувь российского производства. «Сейчас на российском обувном рынке доля импорта превышает 70 процентов. Если говорить об обуви отечественного производства, то на нее также растут цены, поскольку в себестоимости доля импортных комплектующих составляет 50 - 70 процентов», — отметила она.
Казанский дизайнер и основатель одноименного бренда Рената Дорофеева рассказала, что цена на готовое изделие фактически выросла на повышенную стоимость ткани, однако итальянские ткани, которые она использует в своих работах, подорожали гораздо сильнее. Цифру 20%, говоря о повышении, называет и директор мастерской головных уборов Sorokina Артем Исрафилов. «Даже российские производители тканей под шумок повысили цены на свое сырье. Причем если мы закупаем ткань в Китае, то конечная цена все равно значительно выше той, которой была до кризиса, — поставки и перевозки исчисляются в валютном выражении», — добавляет Исрафилов.
В МОДЕ ТО, ЧТО ДЕШЕВО И ПРАКТИЧНО
Методы борьбы с кризисом у всех ретейлеров и производителей одинаковы: уменьшение торговой наценки, поиск альтернативного сырья, партнерские отношения с поставщиками, позволяющие рассчитывать на дисконт при закупке товаров, а также переориентация на более практичные модели как обуви, так и одежды.
«Благодаря многолетней работе с нашими партнерами на коллекцию весна-лето мы получили хорошую скидку, с такой же скидкой была приобретена уже следующая, осенне-зимняя коллекция», — прокомментировали ситуацию в компании Podium Group. Правда, по мнению Задорожной из компании JLL, эта тенденция уже постепенно меняется — ретейлерам все сложнее сдерживать цены из-за колебаний курсов валют и соответствующего увеличения цен на импорт.
Другой вариант — использовать оставшееся от прошлых коллекций сырье для создания новых. «Вот, например, нашли качественное сырье из прошлых коллекций, из него запланировали сделать новые модели шикарных джемперов по бросовым ценам», — отметила Зефирова. Она также отметила, что акцент компания Sela сейчас делает на практичных и качественных вещах. С ней согласилась и Паули, рассказав, что компания «Обувь России» в закупке товара уменьшила долю более дорогой модельной обуви, увеличив долю классической комфортной обуви универсальных цветов.
Чтобы сгладить негативный эффект от роста цен, ретейлеры прибегают также к разработке новых программ лояльности: предлагают скидки, устраивают распродажи в середине сезона. «Для клиентов мы разработали новую программу лояльности. Если раньше у нас работала система бонусов, то сейчас мы перешли на «живую скидку», — отмечают в Podium Group. Запускают новый проект — дисконтную карту, которая дает покупателю возможность получать скидку в 20% на новую коллекцию в течение всего года, в компании Sela.
Есть и совсем уж экзотические антикризисные варианты. Одежду и обувь начали более активно продавать в рассрочку. «Предлагаем разные программы по стимулированию спроса. Например, это услуга продажи обуви в рассрочку. Мы ее запустили в кризис 2009 года. В последние 3 - 4 месяца доля продаж в рассрочку в наших сетях увеличилась с 50 до 65 процентов, сейчас услуга особенно востребована. Покупатель сразу на месте в магазине оформляет договор рассрочки, приобретает обувь, а оплачивает ее в течение нескольких месяцев (сейчас максимальный срок предоставления рассрочки — до 10 месяцев)», — говорит Паули.
ВМЕСТО РОССИЙСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ — СЕРЫЙ ИМПОРТ
Отдельной программой по борьбе с кризом значится переориентация на отечественного производителя, а также поиск сырья или партнеров, базирующихся на территории России или стран СНГ.
«Чтобы снизить валютные и импортные риски, мы в январе 2015 года сократили объемы импорта на 20 процентов. При этом переориентировались на российские фабрики и увеличиваем объемы собственного производства, которое у нас расположено в Новосибирске и Черкесске. На собственном предприятии ведем работу по поиску российских поставщиков комплектующих», — отмечает Паули. Так, с февраля компания «Обувь России» начала сотрудничать с отечественной компанией Compoly, которая производит гранулят для изготовления полимерной обуви и подошв из материала ТЭП. Ищет новых производителей тканей в России и мастерская головных уборов Sorokina. По словам Исрафилова, на территории РФ есть фабрики, которые вполне могут производить качественное и достойное сырье, правда, их не так много и о них практически никто не знает.
Вот только расчет на импортозамещение в легкой промышленности, всегда являвшейся слабейшим звеном отечественной экономики, оправдываться не торопится. «Для швейного производства и легкой промышленности сегодняшний кризис — практически катастрофа, — уверен руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации Андрей Арно. — В России почти не производят качественные ткани и фурнитуру, кроме того, все швейное оборудование, за редким исключением, импортное».
Если взглянуть на сухие цифры статистики, то по крайней мере на примере Татарстана слова эксперта о «катастрофе» в легкой промышленности подтверждаются на все сто. Республиканское отделение Росстата неумолимо: за первый квартал этого года по сравнению с тем же периодом предыдущего текстильное и швейное производство в РТ рухнуло почти на 80%.
По отдельным видам одежды и обуви картина не столь удручающая, но до искомого импортозамещения местным производителям далеко как до Луны. Выросло лишь производство пальто (примерно в два раза) и головных уборов (на 20%). Речь идет о дешевых моделях, без использования в отделке меха и кожи. Все остальное — в глубоком минусе. Костюмов сшили на 42% меньше, юбок — на 51%, брюк — на 54%. С обувью тоже беда. В целом ее производство снизилось на 24%, ну а кожаной обуви в Татарстане выпустили на целых 53% меньше, чем в первом квартале 2014 года.
Вряд ли при таких показателях может идти речь о переориентации потребителей на одежду и обувь российских марок. Скорее уж покупатели вернутся на одежные и обувные развалы и толкучки, где им могут предложить недорогую (но и низкокачественную) продукцию из так называемого серого импорта. Или же сшитую в подпольных цехах на территории России трудовыми мигрантами (как правило, этим занимаются вьетнамцы).
Кстати, легальные поставки одежды и обуви в Россию также снижаются небывалыми, как минимум за десятилетие, темпами. «По данным ФТС, в последние месяцы в РФ наблюдался резкий спад импорта товаров легкой промышленности ввиду негативной экономической конъюнктуры и ослабления рубля. В частности, за последний отчетный месяц (февраль) импорт в РФ из стран дальнего зарубежья трикотажного полотна сократился на 48 процентов до 20,7 миллиона долларов, трикотажной одежды — на 38 процентов до 189,8 миллиона долларов, текстильной одежды — на 36 процентов до 234 миллионов долларов, готовых текстильных изделий — на 30 процентов до 53,1 миллиона долларов, обуви — на 40 процентов до 263,6 миллиона долларов», — приводит цифры аналитик «Финам» Нигматуллин.Он также отметил, что переход с импортной продукции на отечественную — достаточно длительный процесс, строительство и вывод на полную мощность новых производств занимает несколько лет. А пока суть да дело многим придется донашивать старое.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 87
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.