В Казани проходит Всероссийский форум в сфере государственных и муниципальных закупок

ТАКАЯ ТРАДИЦИЯ — ВСТРЕЧАТЬСЯ В КАЗАНИ С ДРУЗЬЯМИ

Всероссийский форум в сфере государственных и муниципальных закупок открылся накануне в учебно-методическом центре татарстанского УФАС. Наверное, проведение столь специфичного форума именно в этом центре символично, ведь антимонопольщики представляют в системе госзаказа ту самую третью силу, которая призвана пристально следить за тем, чтобы все контракты проводились в строгом соответствии с законом. Напомним, что федеральный закон о контрактной системе в сфере госзаказа (ФКС) ФЗ-44 пришел на смену ФЗ-94 в апреле 2013 года. Принимался он долго и мучительно и так же мучительно приживался. ФКС не ругал только ленивый: ее обвиняли в «тяжеловесности», необходимости оформления обилия документов, непонятных широкому кругу заказчиков трактовках позиций… В общем, участникам форума было о чем поговорить, тем более что вот уже год, как закон заработал в полную силу, и испытать его действие довелось многим.

Зал центра был полон — на форум пригласили 350 человек со всех регионов страны, в основном чиновников, представителей министерств, научных учреждений, специалистов в области госзаказа. Из «наших» были министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин (минстрой — в лидерах ведомств-госзаказчиков), министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев, главы близлежащих Сабинского и Зеленодольского районов Раис Минниханов и Александр Тыгин. Из «дальних» краев приехал мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Врио президента РТ Рустам Минниханов, с утра слетавший в Уфу на международный форум «Большая химия», уже к обеду прибыл на открытие форума госзаказчиков.

Главным спикером выступил заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин. Свое выступление он начал весьма оригинально: «Помните фильм про традицию встречаться с друзьями в бане? Вот и у нас традиция — ежегодно мы с друзьями встречаемся в Казани для того, чтобы обсудить проблемы контрактной системы. Поэтому я совершенно не удивился, когда в телефоне раздался голос Рустама Нургалиевича, который пригласил меня и моих коллег поучаствовать в этом замечательном форуме».

ОБЪЕМ ГОСЗАКУПОК — 20% ВВП

Игривость старта мероприятия не исключала серьезности самой темы. С этого и начал Минниханов: «Федеральный закон о контрактной системе действует больше года. Сейчас мы можем с уверенностью говорить, что он позволяет решать основные задачи в данной сфере. А это увеличение эффективности закупок, борьба с коррупцией, эффективность использования бюджетных средств. В Татарстане заключено более 280 тысяч контрактов и договоров, объем закупок составил 86,1 миллиарда рублей — это один из самых больших показателей в нашем федеральном округе. Республика занимает первое место в округе по стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентного способа определения поставщиков». Рассказал Минниханов и о создании региональной информационной системы «Электронный магазин», он напомнил, что электронная площадка Татарстана — ЭТИС — еще в 2009 году приобрела статус федеральной (создавалась агентством по госзаказу под руководством мэтра в сфере закупок Якова Геллера). Несмотря на эти в общем-то позитивные моменты, Минниханов нашел что предложить федеральному гостю: «В сегодняшней ситуации система госзакупок должна быть направлена прежде всего на импортозамещение и поддержку отечественного товаропроизводителя. Мы предлагаем рассмотреть возможность предоставления преференций для российских товаропроизводителей при проведении закупок, дать регионам возможность для принятия нормативно-правовых решений по поддержке местных производителей. В реализации данных предложений мы надеемся на вашу поддержку», — обратился он к Елину.

Замминистра рассказал о том, что в России годовой объем госзакупок составил 23 трлн. рублей или, как он с гордостью отметил, более 20% ВВП. При этом Елин отметил, что ФКС позволила снизить объем неконкурентных закупок (то есть закупок у единственного поставщика) более чем в 2,5 раза. «Мы можем сказать, что как минимум это не ухудшило ситуацию», — обнадежил Елин и передал слово для выступления сотруднику аппарата президента РФ в ПФО Сергею Козлову, который зачитал приветствие полпреда президента РФ в Приволжском округе Михаила Бабича, а также представителю ФАС Татьяне Демидовой (она передала благодарность Минниханову от главного антимонопольщика страны Игоря Артемьева). Причем выступление Демидовой замминистра предварил довольно экстравагантным высказыванием: «ФАС — и участник госзаказа, и жесткий критик. Если вдруг раздается звонок, и из телефона слышится: «Вы там что, совсем идиоты?!» — мы понимаем, что звонит ФАС».

На этом приветствия завершились, и Минниханов, попрощавшись с участниками форума и, видимо, предполагая, что вслед за ним из зала ринутся и подчиненные, указал: «Главы, министры, просьба — не расходиться, вникнуть во все вопросы, раз уж вы приехали». А вникнуть было во что: в рамках форума предполагалось обсудить последние изменения в ФЗ-44, ознакомиться с практикой выявления нарушений и даже узнать, как общественный контроль влияет на вскрытие коррупционных проявлений.

На форум пригласили 350 человек со всех регионов страны, в основном чиновников, представителей министерств, научных учреждений, специалистов в области госзаказа

ЧЕРЕЗ ЭТО НАДО ПРОЙТИ...

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением некоторых участников форума о том, насколько успешно осваивается на местах федеральная контрактная система.

Айдар Метшин — мэр Нижнекамска:

— Проблемы есть, но это рабочий процесс: внедрение всегда сопровождается некоторыми трениями, доработками. Надо шлифовать, дорабатывать, ведь идеальной системы не может быть: она в любом случае для одной из сторон будет казаться невыгодной. Очень важно найти баланс, мы ведь только начали этим заниматься. Согласитесь, год для внедрения такой системы — немного. Это же миллиардные закупки, огромное количество по ассортименту товаров, услуг! Это долгий процесс, но через него надо пройти.

Александр Тыгин — глава Зеленодольского района:

— Любой новый нормативный акт, безусловно, влечет перенастройку всей системы, бюджетная же сфера огромная — сотни заказчиков, поэтому не все успевают ориентироваться. Есть вещи в новой системе, которые сделали работу лучше, прозрачнее и качественнее, да и в целом использование бюджетных средств эффективнее. Но есть многие вещи, которые, как мне кажется, мы еще не до конца поняли, как «расшифровывать». Хорошие изменения есть. К примеру, для сельских поселений расширили лимиты приобретений, в образовательных учреждениях дали лимиты до 400 тысяч рублей. А это огромные возможности не забюрократизировать процесс. Но есть и другие моменты. Как угадать цену при такой инфляции, к примеру, на продукты? Как угадать, какой будет цена через два месяца? То есть определенные сложности вносит и экономическая ситуация. Но в целом грандиозных непреодолимых сложностей нет.

Форум завершает работу сегодня.