На этой неделе предлагаю поговорить о положительных сторонах современного экономического кризиса, в частности о фирмах и секторах, которые умеют зарабатывать и в кризис. Например, в июле продажи McDonald's Corp. увеличились на 4,3%. В Европе продажи McDonald's возросли на 7,2%, в Азии, на Ближем Востоке и Африке вкупе – на 2,1%.

В России бум переживают производители дешевых продуктов питания. Петербургское кондитерское объединение "Любимый край" (занимает 14% российского рынка фасованного овсяного печенья) начало производственную экспансию в кризис. У компании нет долгов, а рынок развесного и фасованного печенья имеет большой потенциал роста. Рентабельность бизнеса по операционной прибыли составляет 12-20%, говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. По словам президента холдинговой компании "Невские сыры" Альберта Суфиярова, растет объем продаж сыров экономсегмента (до 150 рублей за 1 кг) и сыров в нарезке. За первое полугодие 2009 года компания смогла увеличить объем продаж на 10%. Также в этом году "Невские сыры" закупили оборудование на $3,5 млн., ожидая роста производства в 2009 году на 12%. Производитель молочных продуктов "Юнимилк" ситуацию с критически низкими закупочными ценами (некоторые хозяйства отрасли оказались на грани разорения, поголовье молочного скота в России за последние несколько месяцев сократилось на 200 тыс. голов) на молоко пытается обратить в свою пользу, усиливая позиции в регионах. Компания объявила о запуске линии бюджетных молочных продуктов под новой маркой "Для всей семьи" в упаковке "эколин" – это пластик, держащий форму.

Согласно РОМИРу вырос в популярности в 2009 году народный безалкогольный напиток - чай. Если в 2008 году чай в качестве средства утоления жажды назвали 69% респондентов, то в этом году — 77%. В то же время популярность напитков, потребление которых до недавних пор демонстрировало уверенный рост, – соков, газировки и кваса, – за год несколько сократилась. Снижение продаж в России признают Coca-Cola и PepsiCo.

Что касается рынка непродуктовых товаров, извлек пользу из кризиса и шведский производитель косметики Oriflame. В результате притока из-за роста безработицы в компанию новых независимых распространителей косметики, продажи в странах СНГ и Балтии во втором квартале 2009 года выросли на 19%. В России, в частности, за этот период продажи увеличились на 16%. Продолжают хорошо продаваться смартфоны, объем продаж которых в мире во втором квартале 2009 года вырос на 27%, до 40,9 млн. штук, по сравнению с прошлым годом, подсчитали аналитики Gartner. Свою антикризисную "промо" лепту вносит новый российский дискаунтер "Авианова", обещая самые низкие в России цены: минимальный тариф на все направления – от 250 руб. в одну сторону. До конца года "Авианова" планирует перевезти 500 000 пассажиров и к декабрю увеличить парк до 3-4 самолетов.

Сокращение доходов и урезание зарплат вынуждает россиян все чаще покупать товары отечественного производства и делать дома запасы продовольствия, говорится в исследовании компании КОМКОН. Во втором квартале 2009 года к числу тех, кто предпочитает товары российского производства, отнесли себя 58,6% опрошенных, в первом квартале предпочитающих отечественные товары было 48,9%. Кроме того, по данным КОМКОН за первое полугодие 2009 года, 56% опрошенных стараются покупать некоторые продукты про запас. Согласно опросу, самыми запасливыми оказались жители Москвы (65%) и Санкт-Петербурга (63%). В меньшей степени склонны покупать продукты впрок жители Нижнего Новгорода (49%) и Чебоксар (34%).

Но наиболее реальная программа поддержи населения в период кризиса реализуется в Ленобласти, где началась бесплатная раздача земель для индивидуального жилищного строительства, обещанная еще осенью прошлого года. В течение трех лет после получения участка правообладатель должен будет построить на нем жилой дом. Только после этого земля оформляется в собственность.

КТО В КРИЗИС ВОСТРЕБОВАН

 Агентство "РБК. Рейтинг" совместно с проектом "Улов-Умов" составило рейтинг самых востребованных в кризис профессий (проанализировано 40 тыс. вакансий), где "любимые" в кризисный период экономисты заняли двадцать седьмую строчку. Юристы, востребованные даже во время войн, в эпоху кризиса занимают вторую строчку. Также пользуются популярностью аудиторы, менеджеры по персоналу, бухгалтеры, брэнд-менеджеры и бизнес-аналитики, а также врачи-стоматологи. А вот "синие воротнички" заняли в топ-листе 12% позиций. В тройку лидеров вошла профессия персонального водителя, а также востребованы повара, водители-экспедиторы, парикмахеры и электрики.

 В тоже время работодатели экономят на сотрудниках, как могут. По данным работников гостиничной сферы Казани, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, самой популярной мерой является закрытие имеющихся вакансий и сокращение штата, оставшимся на своих рабочих местах сотрудникам, почти во всех гостиницах урезали зарплату.

Но, по мнению британской Financial Times, проблема России не деньгах, а в их эффективном использовании. Как пишет Financial Times, главная забота российских властей – минимизация безработицы и обеспечение экономической стабильности – стабилизация курса рубля, поддержка банковской системы. При этом мало внимания уделяется вопросу реструктуризации экономики. Из-за регулярного невосполнения производственного оборудования со сроком службы свыше 20 лет, в 2008 году его доля в промышленности уже составила 50%. Т.е. российская экономика продолжает терять технологическую базу и с каждым годом все больше увеличивает свою сырьевую зависимость. Что не скажешь об экономике США, министр финансов которой направил в конгресс официальный запрос на увеличение законодательного предела федерального долга Соединенных Штатов сверх действующего - в $12,1 трлн. По прогнозам Тимоти Гайтнера, госдолг США может упереться в "потолок" уже в середине октября 2009 года. Экономист Рубини предостерегает США о массовой безработице, которая будет тормозить экономический рост. Рубини напоминает, что потребление составляет около 70% национального валового продукта США. Он допускает, что пик роста безработицы может прийтись на 2010-й и даже начало 2011 года, а на восстановление спроса на трудовые ресурсы потребуется несколько лет.

В еврозоне промпроизводство сократилось в июне на 0,6%, после того как в мае, впервые за девять месяцев, выросло на те же 0,6%. По сравнению с июнем прошлого года спад составил 17%. Сильнее всего снизилось производство товаров краткосрочного пользования (на 4,2%) и энергии (1,1%). Лидеры по падению – Дания (2,7%), Италия (1,2%) и Болгария (1,1%).

КАК НАМ ИЗ НЕГО ВЫБРАТЬСЯ? Я ДУМАЮ, ОТВЕТ - БОГ ЗНАЕТ

И закончить обзор хочется словами экономиста Пола Кругмана, лауреата Нобелевской премии. Он 10 августа заявил, что мировую экономику ждет затяжной спад, и "точно" назвал дату окончания и выход из кризиса: "Как нам из него выбраться? Я думаю, ответ – Бог знает".

(Использованы материалы российских СМИ)

18.08.09

 

Айрат Залялиев

Родился в 1972 году. Окончил в 1996 году факультет татарской филологии, истории и восточных языков КГУ,   в 2000 году экономический факультет Стамбульского университета.

Профессиональная специализация – кризисология.