ЗНАМЕНИТЫЙ КОСМОНАВТ СЧИТАЕТ, ЧТО РОССИИ ПОРА НЕ ПРОДАВАТЬ СЫРУЮ НЕФТЬ, А НА ДЕЛЕ ОВЛАДЕВАТЬ НАНОТЕХНОЛОГИЯМИ

Георгий Гречко, который трижды летал в космос, приехал в Казань как участник международной конференции "Астрономия и всемирное наследие: через время и континенты". В кулуарах дважды Герой Советского Союза ответил на вопросы корреспондента интернет -газеты "БИЗНЕС Online", в том числе о финансово-экономическом кризисе, о коммерческих полетах в космос, о полете американцев на Луну, о сроках полета человека на Марс…

В КОСМОСЕ ЛЮДИ НАЙДУТ БЕЗДНУ МОГУЩЕСТВА И ГОРЫ ХЛЕБА

- Георгий Михайлович, вы трижды летали, чуть ли не полгода были в космосе. А как вы относитесь к коммерческим полетам?

- Моя точка зрения на космический туризм – что не царское это дело. Должны быть туристы. Но раньше для этого было пять фирм, а сейчас чуть не сто, которые специально проектируют космические аппараты для туристов. Но мы, профессионалы, должны заниматься в космосе наукой. Потому что, как сказал, Циолковский, в космосе люди найдут бездну могущества и горы хлеба. А туристы ни бездны могущества не найдут, а если там горы чего-то, то не хлеба. Поэтому каждому свое. Государство в космосе должно работать с учеными, со специалистами. А частники могут возить кого угодно. Как говорят, любые капризы за их деньги.

ЗЕМЛЯ ОЧЕНЬ КРАСИВА, НО И ОЧЕНЬ РАНИМА

- Мы вернемся к тем временам, когда космонавтика у нас была сильнее, чем в других странах?

- Это провокация! (смеется). Я боюсь, что не вернемся. Потому что раньше мы обгоняли Америку, а других стран вообще не видно было. Сейчас нас практически обогнал Китай и обгоняет даже Бразилия – тратит на космос больше денег, чем Россия. И поэтому за державу обидно! Не вернемся… Но все-таки мы любим свою страну, и хочется надеяться на лучшее.

- Кризис сильно ударил по космонавтике?

- Не только по космонавтике. Вы знаете, что сейчас у нас тяжелое экономическое положение. Проблемы и с больными, и с детьми… и с моралью… Но можно надеяться, что выход есть. И даже два. Один реальный, а другой фантастический. Реальный – это прилетят инопланетяне и все за нас решат. А фантастический – что мы сами все решим.

- Космонавтика может помочь решить проблемы Земли?

- Чтобы это было понятно, надо просто хотя бы на час или на сутки выключить все приборы, работающие в космосе. И тогда кончится связь, корабли будут метаться по морю туда–сюда без навигации, никто не увидит ни футбола, ни других соревнований в трансляции из других стран… Вот тогда люди поймут, что, оказывается, они живут более-менее интересно только потому, что существует космонавтика. И закричат: скорее космонавтику включайте – жить невозможно!

Вообще, из космоса видно, что наша Земля очень красива, но и очень ранима. Когда едешь из Москвы, кажется, что Земля большая. А когда облетаешь ее за полтора часа, то видно, что Земля маленькая. И видно, как мы загрязняем реки и озера, как вырубаем леса, хотя даже в школе уже изучают, что леса – это легкие Земли.

НА МАРС ПОЛЕТИМ В ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ

- Скоро человек полетит на Марс?

- Хорошо бы. На Марс полет будет где-то, наверное, между двадцатыми и тридцатыми годами. И хотя Америка говорит, что они сами полетят, без нас, и китайцы говорят, что они сами полетят, но я-то уверен, что полет будет международным. Даже та тренировка, которая проходила, когда как бы имитировался полет на Марс, она была международной. И вот наша задача – к этим годам сделать то, о чем говорят наши руководители. То есть развить высокие технологии. Потому что на Марс полетят те, кто сделает что-то очень сложное лучше других. Пока что мы отстаем и делаем все более простое и хуже других. То есть гоним сырую нефть – и все. А вот если овладеем на деле, а не на словах нанотехнологиями, тогда… Раньше мы все делали лучше американцев и лучше европейцев. Сейчас они нас обгоняют. Поэтому, если мы хотим участвовать в международном полете на Марс, надо делать что-то лучше других.

 "АППОЛОН-13" – ЭТО БЫЛ СМЕРТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

- - Скажите, американцы все-таки были или не были на Луне? В Интернете много материалов о том, что на Луне никто не высаживался...

- Вы знаете, я бы с таким удовольствием, плохо скрываемым, подтвердил, что их не было на Луне… Но они не дали такой возможности. Они на Луне были.

Просто откуда эти все слухи? Вот я был первым официальным начальником почтового отделения в космосе. У меня было удостоверение от министерства связи, и мне было поручено погасить конверты для музеев мира – в космосе, космическим штемпелем. Потом этот штемпель уничтожается. И я гасил. Но в невесомости это оказалось сложно. Ты на него давишь, на конверт, а сам поднимаешься к потолку – и штемпель нечеткий. Ты по конверту бьешь – а в невесомости твоя рука ничего не весит, она отскакивает и второй раз бьет. А потом я приехал в один из музеев и думаю: посмотрю-ка на свои конверты. А они идеально отштемпелеваны!

Вот я и уверен, что все, что американцы на Луне плохо сняли, скажем, флаг американский, отпечаток ботинка – ну, подсняли потом в Голливуде. Отсюда и слухи. Но это не значит, что американцы не были на Луне. Они были.

Более того, я вам скажу про "Апполон-13", который не долетел до Луны, что практически это был смертельный случай. И только благодаря какой-то абсолютно высшей квалификации экипажа и центра (управления полетами), они вернулись живыми - здоровыми на Землю. То есть этот полет им тоже приходится засчитывать, как положительный. Вообще блестяще лунная программа была отработана. Ведь смотрите – у нас были трагедии в космосе, у них "Шатлы" гибли. А полет на Луну с посадкой – и все вернулись живыми - здоровыми.

Моя кандидатская диссертация, даже не докторская, как раз была посвящена оптимизации вертикальной посадки на Луну. То есть я там решал задачи, как посадить на Луну этот наш шарик, из которого потом вылезали уже сами аппараты. Он был рассчитан на удар на Луну не больше, чем 20 метров в секунду. И я создал целую новую методику расчета. По моим данным сделали высоту, скорость остаточную, и стали сажать – и никто не разбился. Тут я специалист, и я гарантирую…

А перегрузки там очень небольшие. Луна же очень слабо притягивает – чтобы уйти с Земли надо восемь километров в секунду, а с Луны – всего один.

 НЕ ХОЧУ БЫТЬ В ПОЛОЖЕНИИ МОРСКОЙ СВИНКИ

- Вы остаетесь коммунистом?

- Нет, я не член коммунистической партии. Но считаю, что при социализме было больше справедливости...

- Вы хотели бы еще полететь в космос?

- Нет. Мне 79-й год, и уже нет той памяти, той точности в движениях. Понимаете, я был очень даже неплохим космонавтом. Многие мне благодарны. За некоторыми рвоту убирал. Так вот, я не хочу теперь быть в положении морской свинки, за которой убирают. Каждому свое время.

Но я очень рад, что у Волкова Сани, с которым я был в космосе в 85-м, уже сын слетал в космос. У Юрия Романенко, с которым у меня был второй полет в 78-м году, а у него это был первый, теперь тоже сын летает в космос. Сегодня – их время.

Елена Чернобровкина,
фото Ильи Лавриненко