63-летний житель Набережных Челнов Александр Антонов убил двух своих сыновей – 26-летнего Вадима и 36-летнего Эдуарда
63-летний житель Набережных Челнов Александр Антонов убил двух своих сыновей: 26-летнего Вадима и 36-летнего Эдуарда

«МОИ СЫНОВЬЯ ВЕЛИ АМОРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ…»

Эта шокирующая история произошла в новогодние праздники, 6 января. 63-летний житель Набережных Челнов Александр Антонов убил двух своих сыновей: 26-летнего Вадима и 36-летнего Эдуарда. Зарезав их кухонным ножом, он сам вызвал полицию и, сменив окровавленную одежду, сразу же признался в двойном убийстве. Следующие полгода Антонов провел в СИЗО.

В этом неоднозначном деле решил разобраться лично заместитель председателя Верховного суда РТ Максим Беляев. Ранее он выносил приговор по не менее резонансным делам, и никакой мягкости к убийцам он не допускал. В июне прошлого года Беляев приговорил жителя Нурлата Антона Фадеева, убившего своих родителей и младшего брата, к 19,6 года лишения свободы. А в марте прошлого года в легендарную колонию «Черный дельфин» отбывать пожизненный срок отправился житель Казани Евгений Игошин. Он был осужден за жестокое убийство своей любовницы Алии Гариповой и ее 7-летней дочери Зарины.

Беляев назначил Антонову стационарную судебно-психиатрическую экспертизу и поставил перед медиками 9 вопросов. В результате психологи установили, что отец во время убийства сыновей находился в состоянии аффекта.

— На протяжении долгих лет мои сыновья вели аморальный образ жизни, не работали, употребляли алкоголь и наркотики и постоянно терроризировали меня и провоцировали на скандалы и драки, — сказал сегодня в своем последнем слове Антонов. — Понимаете, накипело у меня, и так вышло — убийство двух сыновей…

Максим Беляев
Максим Беляев изменил квалификацию действий Антонова. Изначально ему было предъявлено обвинение по ст. «Убийство двух и более лиц», но в итоге он был признан виновным по ст. «Убийство двух и более лиц, совершенное в состоянии аффекта»

Беляев удалился в совещательную комнату и вскоре вынес решение. Он изменил квалификацию действий Антонова. Изначально ему было предъявлено обвинение по ст. 105 ч. 2 п. «а» УК РФ «Убийство двух и более лиц», но в итоге Антонов был признан виновным по ч. 2 ст. 107 УК РФ «Убийство двух и более лиц, совершенное в состоянии аффекта». Максимальный срок наказания за данное преступление — пять лет лишения свободы. Суд назначил подсудимому наказание в виде трех лет лишения свободы, но применил амнистию в честь 70-летия Победы. В результате Антонов был выпущен на свободу прямо в зале суда.

При назначении наказания суд учитывал характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности несудимого, его многолетний трудовой стаж (он много лет работал шкипером в челнинском речном порту), положительные характеристики, а также влияние назначенного наказания на исправление и условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признал активное способствование Антонова раскрытию и расследованию преступления, признание вины, раскаяние, противоправность и аморальность поведения потерпевших, а также пенсионный возраст, состояние здоровья подсудимого и его родственников.

Антонов был выпущен на свободу прямо в зале суда

ГРЕК И ВАТСОН ТЕРРОРИЗИРОВАЛИ СЕМЬЮ

Это беспрецедентный для Татарстана приговор. Никогда еще подсудимый, обвиняемый в двойном убийстве и признавший вину, не уезжал домой прямо из зала суда. Чтобы разобраться, как наступил тот самый «аффект», зафиксированный психологами, достаточно выслушать свидетелей и потерпевшую.

А потерпевшей стала Альфия Антонова — супруга подсудимого, мать убитых им детей. Она рассказала историю семьи. Вадим и Эдуард родились в Набережных Челнах, роды прошли без осложнений, дети были здоровыми, без патологий. После детского сада они пошли учиться в школу №17. Но быстро пополнили ряды отъявленных прогульщиков и на уроки толком не ходили. Эдуард не смог окончить даже 9 классов, поэтому аттестата у него не было. Вадим с грехом пополам окончил среднюю школу. Зато оба с восьмого класса стали прикладываться к бутылке…

Вадим
Вадим

После школы сыновья Антонова сразу пошли по наклонной и, совершив ряд преступлений (грабежи и кражи), оказались в местах лишения свободы. Впоследствии Вадим был судим дважды, его брат и вовсе семь раз, на свободе они бывали редко. Эдуард даже обзавелся на зоне специфическими татуировками, набив смерть в капюшоне и кота в цилиндре (аббревиатура КОТ расшифровывается как «коренной обитатель тюрьмы»). В местах лишения свободы Эдуард получил кличку Грек, а Вадим — кличку Ватсон. Каждый раз, возвращаясь с зоны в родительский дом, сыновья нигде не работали, уходили в запой, употребляли наркотики и жили за счет отца-пенсионера, который кормил их и одевал.

Асоциальный образ жизни сыновей, согласно заключению психологов, привел к «психотравмирующей ситуации»

Соседи Антоновых были невольными свидетелями постоянных потасовок в семье. Многие из них вынуждены были даже переехать — кому захочется каждый день встречаться в подъезде с бузотерами Вадимом и Эдуардом? Оба частенько были под кайфом, кидая использованные шприцы прямиком на лестничную площадку, они выливали потоки нецензурной брани и неустанно терроризировали всех жильцов дома.

Виталий, еще один сын Антоновых, живущий отдельно от родителей, рассказал о том, что младшие братья не стеснялись даже приводить в родительский дом женщин легкого поведения и часто били Александра Михайловича.

Эдуард
Эдуард

Альфия Зиннуровна объяснила следователям: сами сыновья своим аморальным поведением толкнули ее мужа на тяжкое преступление. При этом супруга подсудимого охарактеризовала мужа как трудолюбивого семьянина: не пьет (в 2000 году Антонов, который ранее злоупотреблял спиртными напитками и часто уходил в запои, «закодировался»), не курит, конфликтов всегда старался избегать. Но скандалы в семье закоренелых уголовников, которые постоянно поднимали руку на отца, были неизбежны. Асоциальный образ жизни сыновей, согласно заключению психологов, привел к «психотравмирующей ситуации».

Антонов признался: старшего Эдуарда убил, опасаясь его мести за убийство Вадима

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

В ноябре прошлого года Вадим, вновь вернувшись из мест не столь отдаленных, жестоко избил отца, после чего тот оглох на одно ухо. Местный отдел полиции даже возбудил в отношении младшего сына очередное уголовное дело (но из-за смерти сыновей дело прекратили). А 6 января отец обнаружил сыновей на лестничной площадке. Отпрыски, сидя на корточках, пили пиво из металлической банки. Они ехидно встретили отца словами: «Вот пахан нарисовался».

Антонов молча спустился во двор, чтобы почистить машину супруги от снега, вскоре она уехала на работу. Вслед за ней ушли и сыновья, которые в тот день употребляли фенобарбитал (запрещенное психотропное вещество). Глава семейства, дожидаясь домочадцев, готовил ужин, а затем смотрел по телевизору велогонки. В 4 часа домой вернулся Эдуард — он сразу же отправился к себе в комнату. А через несколько минут послышался грохот на лестничной клетке. Домой пришел младший сын.

Отец открыл Вадиму дверь и сразу понял, что тот недавно употреблял наркотики (во время допроса Антонов вспоминал этот «дикий взгляд»). Сын стал возмущаться, что ему долго не открывают дверь. «Ты че борзый, что ли?» — кричал он, обращаясь к отцу и с силой толкая его. А удар, надо полагать, у сынка был не слабый — он весил 100 кг при росте около 190 см, а его отец, человек среднего телосложения, при росте в 169 см весит 67 килограммов.

В какой-то момент Антонов оттолкнул Вадима в сторону подъезда и резко захлопнул дверь. Сын снова с остервенением начал стучать по металлической двери ногами и кричать. Сложно представить, что чувствовал в этот момент Александр Михайлович, но сам он признался: «Я испугался за свою жизнь». Тогда он побежал на кухню, схватил столовый нож и, выйдя из квартиры, нанес сыну 15 ударов. Антонов был в состоянии потрясения, что-то вроде горячки, он плохо помнит это свое состояние, но оно было похоже на ослепляющую ярость.

В этом состоянии, не видя ничего вокруг, он кинулся в спальню старшего сына. Эдуард лежал на кровати, отвернувшись к стенке, и не видел, как вошел отец. Антонов в том же порыве начал наносить ему удары ножом в область спины и шеи. Закричав от боли, сын перевернулся на спину и отец схватил его за горло так, чтобы не сопротивлялся. Когда тот перестал подавать признаки жизни, Антонов за ноги потащил его в зал. Повсюду на полу была кровь. Старшему сыну было нанесено ровно столько же ударов — 15.

15.jpg

Позже отец признался: старшего убил, опасаясь его мести за убийство Вадима. Так сюжет в духе Достоевского закончился по-гоголевски: «Я тебя породил, я тебя и убью…»

Через пять минут Александр Михайлович вызвал полицию и скорую помощь.

Супруга подсудимого плакала, слушая приговор, ее поддерживал старший сын Виталий. Когда конвой выпустил Александра Михайловича из клетки, женщина кинулась к нему с объятьями. С журналистами семейство Антоновых отказалось говорить, объяснив: «Мы и так настрадались».

— В этой истории все звезды так совпали, — объяснил «БИЗНЕС Online» старший прокурор отдела уголовно-судебного управления прокуратуры РТ Марат Нуриев. — Мало того что мы пришли к выводу, что убийство было совершено в состоянии аффекта, то есть является преступлением средней тяжести, так еще и амнистия удачно подвернулась. Если бы не было хотя бы одного из этих компонентов, такое решение было бы невозможно!

«ЭТО НЕ АБСТРАКТНЫЙ ГУМАНИЗМ, А СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ»

Инна Рыбак — адвокат:

Дело в том, что все произошедшее абсолютно соответствует закону. Если человек совершил убийство в состоянии аффекта, то там и срок предполагается гораздо меньше. Учитывая низкий срок и все обстоятельства дела, суд и счел возможным освободить его по амнистии. Просто очень редко врачи признают состояние аффекта, но никакой сенсации здесь нет. На моей памяти были два таких случая освобождения в 90-х годах. Обычно для психиатров о состоянии аффекта говорит тот довод, что человек не помнил произошедшего, не может восстановить события, что у него был некий провал в памяти. А технически вопрос о состоянии аффекта очень хорошо прописан в законе и у медиков. Просто очень редко такое состояние встречается у людей. Лично я думаю, что если отец убил двух сыновей и потом у него было состояние аффекта, то, скорее всего, его просто довели до того, что он стал невменяемым. И суд оценил все эти обстоятельства. Но это не абстрактный гуманизм, это соблюдение законности.

Вениамин Чубаренко адвокат:

Случай, конечно, достаточно редкий. Потому что мы говорим об очень тяжком преступлении. Но здесь надо исходить из тех норм закона, которые были применены в этом случае. Законодатель в лице государства предусмотрел, что если есть состояние аффекта, то человек не отдает отчет своим действиям, не управляет собой. Это глубокое душевное внутреннее волнение, разовая такая вспышка, которая длится достаточно короткое время. И это, наверное, было чем-то обусловлено. И по совокупности этих моментов суд и принял такое решение. А если квалифицировать состояние аффекта, то он не подлежит уголовной ответственности, да и амнистия, наверное, наложилась… А вообще, доказать состояние аффекта очень сложно.

Сегодняшнее решение суда, на мой взгляд, показывает, что наша правовая система работает. Суду было бы проще осудить его с учетом возраста на небольшой срок и отправить его в места лишения свободы. Но судьи взяли на себя ответственность и, руководствуясь нормами закона, освободили его.

Эрик Валеев адвокат:

Состояние аффекта устанавливается заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы, которую подписывают 5 - 6 человек. Если суд посчитал, что экспертиза проведена законно и обоснованно без нарушения Уголовно-процессуального кодекса, суд обязан переквалифицировать действия подсудимого, и в таком случае человек автоматически подпадает под амнистию. Состояние аффекта — это определенный момент времени, небольшой по продолжительности, когда человек не осознает характер своих действии. Обычно установить, действительно ли человек находится в состояние аффекта, очень сложно: он должен как минимум не помнить о произошедшем, и мне известны случаи, когда после такого состояния человек засыпает на какой-то промежуток времени.

Решение суда, конечно, абсолютно не рядовое. На мой взгляд, в нашей стране и в частности в Татарстане начинает шаг за шагом действовать законность. Раньше доказывать невиновность было очень сложно, а доводы защиты вообще никого не интересовали. Сейчас же суд начал прислушиваться к мнению адвоката. Данное решение суда, я считаю, как раз иллюстрирует тот факт, что законность начинает действовать, но важно отметить, что оно не было бы вынесено без заключения судебно-медицинской экспертизы.