— Ровно год назад началась острая фаза мирового финансового кризиса, которая перешла в экономический кризис. Татарстан стал одним из наиболее пострадавших от кризиса регионов России, хотя ранее считался локомотивом экономического роста. В чем причины такого противоречия? Разделяете ли вы точку зрения, что при завершении кризиса Татарстан быстрее всех восстановит свой рост?

— Как я уже отмечал, экономика Татарстана экспортоориентирована — 60% промышленной продукции республики продается на внешних рынках. Разумеется, падение спроса на нашу продукцию не могло не отразиться на экономике республики и ее предприятиях. Как ни парадоксально, но причина проблем многих татарстанских предприятий кроится в их агрессивном росте до кризиса. Предприятия инвестировали колоссальные средства в свои программы развития, которые выводили их на новый качественный уровень. Для этого наши компании активно занимали средства у банков. Сейчас ситуация изменилась. Из-за девальвации рубля существенно выросли долговые обязательства предприятий, они фактически попали в долговую зависимость от банков. Показательный пример — ОАО "Казаньоргсинтез". Предприятие, которое выпускает востребованную на рынке продукцию и которое втрое увеличило свои мощности, некоторые российские банки пытаются обанкротить. Их не останавливают даже государственные гарантии, выданные предприятию на 15 млрд руб. Впрочем, это не удивительно — "Казаньоргсинтез" является лакомым кусочком, банкам нужны не деньги, а предприятие, чтобы с выгодой перепродать его другим компаниям. Сейчас собственник ОАО "Казаньоргсинтез" — ОАО ТАИФ — ведет сложные и порой успешные переговоры с банками по реструктуризации задолженности.

Что касается второй части вашего вопроса, то у меня не вызывает сомнения, что, как только восстановятся внешние рынки, экономика Татарстана "выстрелит" вверх. У нас есть к этому все предпосылки.

где Деньги