Силовики накрыли крупную подпольную сеть по производству и сбыту фальсифицированного алкоголя

ПЯТЬ ПОДПОЛЬНЫХ ЦЕХОВ ЗАКРЫТО В ОДИН ДЕНЬ

Как официально сообщалось в конце прошлой недели, 24 июня силовики накрыли крупную подпольную сеть по производству и сбыту фальсифицированного алкоголя. В один день в трех районах города были закрыты 5 подпольных производств и 1 склад, задержаны 7 человек, изъято, по данным МВД, 45 т контрафакта.

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», в ходе спецоперации оперативники вышли на след фуры со спиртом, расфасованным в 5-литровые канистры. По документам в канистрах находился лекарственный препарат хлоргексидин, якобы предназначавшийся для отправки в Екатеринбург. Однако на деле канистры из фуры разгружались по небольшим грузовичкам, которые доставляли спирт в нелегальные цеха.

Проследив за передвижением этих машин, силовикам удалось накрыть подпольные производства, расположенные на улицах Восстания, Лебяжьей, Суворова, Селикатной и в гаражно-строительном кооперативе «Бережок». Кроме того, с обыском они побывали на складе по улице Инвентарной. В результате были обнаружены и изъяты как готовая поддельная алкогольная продукция, так и крышки, стеклотара с этикетками различных наименований и акцизными марками, устройства для укупорки, ингредиенты для приготовления коньячных напитков... Среди готового к продаже контрафакта обнаружились подделки под известные марки «Татспиртпрома», а также зарубежных производителей. По данным МВД, поддельный алкоголь злоумышленники сбывали в Татарстане и других регионах по ценам ниже рыночных в два раза. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МВД по РТ, спиртосодержащая жидкость доставлялась в Казань из Московской области и реализовывалась оптовикам.

В один день были закрыты 5 подпольных производств и 1 склад, изъято, по данным МВД, 45 т контрафакта

Спустя два дня после операции, 26 июня, следственный комитет РТ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении 46-летнего казанца Рустема Самерханова. По версии следствия, именно он организовал в Казани подпольное производство суррогатного алкоголя, действуя в группе лиц. Далее в ходе оперативно-разыскных мероприятий были задержаны еще 6 жителей Казани в возрасте от 22 до 58 лет. Все они обвиняются по ч. 2 ст. 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности»).

ГЛАВНЫЙ БУТЛЕГЕР ТАТАРСТАНА ЛЕЧИТСЯ В ИЗРАИЛЕ

Впрочем, по данным информированного источника «БИЗНЕС Online», главный организатор в семерку задержанных в Казани не вошел и пока остается на свободе. Речь идет о 42-летнем Станиславе Федорове, который сейчас находится на лечении в Израиле. Причастность Федорова к организации подпольных производств, которые на прошлой неделе были обнаружены силовиками, подтверждается тем, что для доставки алкогольной продукции использовались зарегистрированные на него грузовые автомобили DAF и «КАМАЗ».

В сфере продажи алкогольного контрафакта в Татарстане Федоров — один из главных игроков. По данным нашего источника, ранее на протяжении длительного периода оперативникам поступала информация о поставках в Казань поддельной алкогольной продукции из Северной Осетии. Причем объемы поставок были настолько велики, что алкоголь доставлялся не только фурами, но и грузовыми поездами. А деньги, заработанные на контрафакте, тратились на приобретение квартир через третьих лиц. При разработке полученной информации правоохранительные органы впервые вышли на след Федорова... Уголовное дело в отношении него было возбуждено в апреле этого года по той же 238 статье УК РФ.

Среди готового к продаже контрафакта обнаружились подделки под известные марки «Татспиртпрома», а также зарубежных производителей

Ранее Федорова уже судили за то же самое преступление. Однако в 2013 году суд отпустил его с миром, назначив смешной штраф в размере 200 тыс. рублей. Это, по всей видимости, только раззадорило бутлегера. По данным нашего источника, сейчас Федоров контролирует до 40% от общего оборота нелегального алкоголя в Татарстане. Косвенным подтверждением того, что это крупная рыба, служат данные о резком росте цен. Сразу после спецоперации силовиков стоимость спирта и фальсифицированной алкогольной продукции на черном рынке Казани подскочила в 1,5 - 2 раза из-за возникшего дефицита сырья.

Примечательно, что главный бутлегер Татарстана, видимо, от безнаказанности даже не скрывает своего реального имени, давая объявления о продаже дешевого спирта в интернете. Так, в некоторых объявлениях он выступает в качестве контактного лица ООО «Спиртпрод» и даже указывает номер своего мобильного телефона и адрес склада.

Отметим, что нынешнее изъятие — это то уже второй удар по бизнесу Федорова. В декабре 2014 года пресс-служба МВД по РТ сообщила о ликвидации самого крупного за последние годы в Татарстане производства суррогатного алкоголя. Оперативные мероприятия проводились одновременно в трех районах города, в результате оперативники изъяли более 50 т фальсифицированного алкоголя. Как выяснил «БИЗНЕС Online», к этому преступлению также был причастен Федоров.

В ходе операции задержаны 7 человек

238-я статья УК РФ, по которой обвиняется Федоров и остальные задержанные, предусматривает максимальное наказание в виде 6 лет лишения свободы. Однако суды, как видно на примере Федорова, чаще прибегают к более мягкой мере и штрафуют осужденных по этой статье на 100 - 500 тыс. рублей, такое наказание также предусмотрено Уголовным кодексом. Поэтому наш источник не исключает, что в будущем силовики возбудят уголовное дело по 210-й статье («Организация преступного сообщества или участие в нем»), которая предусматривает куда более серьезное наказание. Так, за участие в преступном сообществе можно загреметь за решетку на срок от 5 до 10 лет, а за создание и руководство преступным сообществом можно схлопотать от 12 до 20 лет. Другой вопрос — сложность доказательства вины.

СМЕРТНОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ВЫРОСЛА В 1,5 РАЗА

О темпах роста бутлегерского бизнеса, как и борьбы с ним, говорит статистика. За весь 2011 год в Татарстане было изъято всего 12 т нелегального алкоголя, а уже в 2014 году эта цифра выросла до 287 тыс. литров. Получается, что за 3 года рост в 24 раза!

Резкое увеличение контрафакта тесным образом связано с сокращением объема рынка легальной алкогольной продукции. Вызвано это инициированной Дмитрием Медведевым антиалкогольной кампанией, в рамках которой за несколько лет более чем вдвое выросли акцизы, а следовательно, и розничные цены на крепкие напитки. Уже по итогам 2013 года общее снижение количества проданной в Татарстане водки превысило 1 млн. дал. Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков тогда заявлял, что такая ситуация «близка к чрезвычайному происшествию». Тем не менее в 2014 году объемы реализации водки снизились еще почти на 0,5 млн. дал. и составили менее 3 млн. дал.

Завершая коллегию республиканской Госалкогольинспекции в конце января этого года, премьер, констатируя, что по сравнению с 2012 годом продажа крепкого алкоголя в Татарстане снизилась на треть, сделал неутешительный вывод: «Мы прекрасно понимаем, что на 30 процентов меньше пить не стали, к сожалению». А значит, освободившуюся нишу заняли бутлегеры.

Впрочем, статистика 2015 года говорит о незначительном улучшении на рынке алкогольной продукции. Так, по данным Госалкогольинспекции РТ, в текущем году наблюдается положительная динамика продаж алкогольной продукции: если в январе 2015 года снижение по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составляло 11%, то по итогам 5 месяцев 2015 года — 5%. Аналогичная положительная динамика наблюдается и по объемам продаж водки: по итогам января 2015 года продано 82% к соответствующему периоду 2014 года, по итогам 5 месяцев 2015 года — 95%.

Впрочем, напрашивается вопрос: а может, на фоне кризиса народ стал больше пить? В этом смысле весьма неутешительна статистика Роспотребнадзора РТ: в Татарстане за 5 месяцев текущего года смертность от отравления алкоголем, по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, выросла почти в 1,5 раза: со 108 до 161 человека. Интересно, что наибольшее количество смертельных отравлений в расчете на 100 тыс. населения зафиксировали в трети районов, приграничных с другими регионами, что косвенно говорит о массовом ввозе контрафакта и суррогатов из-за пределов Татарстана.

По документам в канистрах находился лекарственный препарат хлоргексидин, якобы предназначавшийся для отправки в Екатеринбург

Так, больше всего показатели смертности выросли в Агрызском районе, граничащем с Удмуртией. Если годом ранее от суррогатного алкоголя в этом районе, согласно статистике, не умирали вообще, то в этом году уже 7 смертей. Негативно на смертности могло сказаться соседство Нурлатского района с Ульяновской и Самарской областями: в этом году здесь скончались уже 8 человек, в прошлом году — трое. Если в отдаленных от границ районах РТ статистика находится на неизменном уровне или склонна к снижению, то соседство опять же с Удмуртией косвенно могло повлиять на смертность в Менделеевском районе, где с начало года умерли 4 человека (в 2014 году — 2). Рост смертности зафиксирован в Апастовском районе, граничащем с Чувашией: в этом году из-за отравления алкоголем здесь погибли 2 человека, в прошлом — ни одного. Также выросла смертность в Бугульминском районе (граничит с Оренбуржьем и Самарской областью), Елабужском, Тетюшском и Лениногорском районах.

Однако отдаленность от границ Татарстана Набережных Челнов не помогла снизить смертность от алкоголя в городе — рост составил 48%, в Казани же количество смертельных случаев выросло незначительно — с 22 человек в 2014 году до 23 в 2015. Так что и версия о влиянии кризиса имеет право на жизнь. Потребность в спиртном у рабочих, оказавшихся в тяжелой ситуации, растет, а денег на легальную водку нет...

«В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ЛЕГАЛЬНУЮ ВОДКУ УЖЕ НЕ ПЬЮТ»

Прокомментировать результаты одной из крупнейших за последние годы спецопераций «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Ирек Миннахметов — генеральный директор ОАО «Татспиртпром»:

— Это одно из крупнейших изъятий подделок под торговые марки «Татспиртпрома» за последние годы. Его объем в десятки тонн говорит прежде всего о том, что рынок нелегальной продукции растет. За последнее время это уже не первый факт обнаружения правоохранительными органами продукции, имитирующей наши бренды. В частности, в марте были изъяты две крупные партии подделок под «Граф Ледофф», «Усадскую престижную», «Старую Казань», «Казанскую престижную», насчитывавшие тысячи бутылок. Мы рассматриваем такие действия подпольных производителей как попытку подрыва репутации нашей компании.

Рост объемов контрафактной и поддельной продукции несет большую угрозу здоровью потребителей. И мы призываем их быть более внимательными и ответственными. Не стоит покупать продукцию в сомнительных местах, ориентируясь на низкую цену и утверждения лжепредпринимателей о том, что это якобы неучтенный товар с наших заводов. Система контроля в «Татспиртпроме» настолько жесткая, что подобные схемы на наших предприятиях невозможны. Мы просим жителей республики информировать нас о любых случаях появления продукции, вызывающей сомнения, и помнить, что полностью легальный и качественный товар находится на полках крупных сетевых магазинов и нашей фирменной сети.

За весь 2011 год в Татарстане было изъято всего 12 т нелегального алкоголя, а уже в 2014 году эта цифра выросла до 287 тыс. литров

Герман Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

— До 2013 года на территории постсоветского пространства было два заповедника — Татария и Белоруссия, где не было нелегальной водки. В силу того, что мощная государственная структура контролировала рынок. Плюс к тому была определенная гармония между уровнем доходов населения и ценой на бутылку водки. За два с половиной года Татарстан потерял треть объема продаж легальной водки в магазинах. Все это теперь употребляется, производится, продается в виде нелегальной суррогатной продукции казахского и российского производства. Миллион с лишним декалитров водки и вино-водочных изделий... Я думаю, что у вас в республике в прошлом году было продано миллионов 20 с лишним бутылок нелегальной водки.

В этом году продолжается снижение легального рынка все по той же причине. В 2010 году бутылка легальной водки в России стоила 100 - 110 рублей. Сегодня по 185 рублей продают со скрипом, а реально 220 - 230 рублей — минимальная стоимость легальной бутылки. Она выросла в два с лишним раза. За это время ни уровень жизни, ни качество жизни, ни зарплаты реально не выросли. Только по статистике средняя зарплата по России выросла — и все. Поэтому в сельской местности в России практически уже не пьют легальную водку, а там 40 процентов населения проживает.

Бороться с суррогатным рынком бесполезно. И Татарстан не сможет побороть эту ситуацию. Во-первых, слишком дорогой алкоголь для населения. Наш алкоголь примерно в 7 раз дороже, чем на Западе. Безработный во Франции, Италии, Германии может купить на пособие порядка 200 бутылок крепкого алкоголя. Американец — тоже. У нас одна зарплата в регионах без НДФЛ 10 - 12 тысяч рублей. Это 50 бутылок легальной водки. Там 200 на пособие по безработице, а здесь 50 на зарплату.

Поэтому западный мир регулирует алкогольный рынок, руководствуясь одним главным принципом — доступность качественного легального алкоголя для всех слоев населения. Тем более что средний житель Евросоюза пьет примерно столько же спирта, сколько и средний житель России: 12,5 литров в год. Другое дело, что мы пьем разные вещи, у нас в этом объеме основой идет нелегальная и суррогатная продукция. Почему Запад это допускает, почему они не утонули в алкоголе? Почему они держат такие низкие цены, в 5 - 7 раз меньше, чем у нас? Я думаю, что они понимают, что борьба с последствиями употребления нелегальной суррогатной продукции обойдется во много раз дороже, чем с последствиями употребления качественного легального алкоголя. Их задача — обеспечить доступ к легальному алкоголю всех слоев населения, даже бомжей...

Поэтому в России мы обречены на эту ситуацию, когда невозможно бороться с нелегальным алкоголем. Для того чтобы победить нелегальный рынок в России, надо сделать либо два шага, либо один из двух: снизить цену на водку для маргиналов до 50 рублей или минимальную зарплату поднять до 20 тысяч рублей, а она у нас сейчас 5,6 тысячи. Но ни то, ни другое решение принято не будет. Поэтому ситуация останется прежней. Единственное, что возможно сделать, — это вытеснить нелегальную продукцию из легальной розницы, применяя систему ЕГАИС.

В результате в 2018 году, я думаю, объем продаж крепкого алкоголя в легальной рознице составит примерно 900 миллионов литров, а в альтернативной системе продаж (с рук, по интернету, с доставкой и так далее) — 1,2 миллиона, не меньше...