Геннадий Кадыльский

«В БРАЗИЛИИ РЕБЯТ НАБИРАЮТ НА ПЛЯЖАХ, МЫ — В СУПЕРМАРКЕТАХ»

— Геннадий Андреевич, вы сейчас набираете себе 7-летних мальчишек в новую группу. Как отбираете среди сотен и тысяч ребят тех, из кого через несколько лет может получиться высококлассный футболист? Физические данные в этом возрасте, наверное, не самое главное?..

— Нет, «физика» в детском возрасте не главное. Да и в большом футболе тоже. Например, Йоханн Кройф в детстве особо высоким ростом не отличался. Тот же Месси разве высокий? На начальном этапе в основном смотришь на скоростные качества, ловкость, координацию. Многие сейчас не могут на одной ноге постоять! Сами родители говорят: «С удовольствием бы отдали, но внутричерепное давление, зрение, шумы в сердце, суставы болят». Но самое главное — у ребенка должно быть желание играть и способность мыслить в игре. Сейчас тяжело найти таких ребятишек. Ведь, например, мы, когда маленькими были, целые дни проводили во дворе, гоняя мяч. А у нас кроме футбола ничего и не было!

А сейчас для детей соблазнов много: телевизор, интернет, телефон. Спросишь у 10-летнего ребенка, каких футболистов он знает, он еле-еле несколько фамилий назовет. Если в Бразилии по пляжам ребят в спортшколу набирают, нам приходится ходить по супермаркетам и ловить родителей с детишками. Раздаю им визитки, буклетики, магнитики, уговариваю прийти к нам. Вот раньше как было? Зайдешь в класс и спросишь: «Кто хочет в футбол играть?» Весь класс визжал: «Мы!» А сейчас первый вопрос: «Сколько платить?» Или говорят: «Ой, далеко ехать — две остановки!» В свое время это не было преградой для занятия футболом. Например, у меня сын из Юдино ездил заниматься в Казань.

Я объясняю и ребятам, и их родителям, что футбол развивает мышление, внимание, трудолюбие, терпение, любопытство, дружелюбие. В футболе каждое препятствие — ступень, которая помогает забраться выше. Родители должны быть готовы к тому, что их дитя будет отдавать футболу всего себя, и должны довести эту мысль до ребенка. Надо же тренироваться и в летние каникулы. Да, порой приходится чем-то жертвовать, а как иначе? Хорошим футболистом не стать без упорного труда. Нужно уметь ставить себе цель и достигать ее. Я вот, например, поставил себе цель в жизни — реализовать себя как тренер.

— И как же вы не только завлекаете, но и удерживаете мальчишек у себя? В чем секрет успешной работы с детьми?

— Секретов никаких нет. Надо быть преданным футболу и никогда ему не изменять. Надо жить футболом! Я знаю, что рожден для футбола, и занимаюсь только футболом! Я стараюсь, чтобы занятия приносили детям радость, чтобы они для них всегда были праздником! Иногда прохожу мимо магазина, если в кармане деньги есть, накуплю им мячей, маек, других подарков, а потом устраиваю соревнования и раздаю как призы. У меня нет ни дачи, ни машины. Есть дом в Юдино, который мне от родителей достался, так я там сборы с ребятами устраиваю.

— Кого им ставите в пример?

— Был такой легендарный футболист — уроженец Юдино Виктор Колотов, капитан киевского «Динамо», сборной СССР. Он носился круглый день от одной бровки до другой как угорелый! Кроме футбола в жизни ничего не знал. У него руки-то были загорелыми лишь до локтей, а ноги только у колен, а все остальное тело белое как простыня! Потому что все время в форме тренировался, ему некогда было на пляже загорать! Мы с ним очень дружили с детства, хотя я и был помладше. Он всегда помогал мне советами, очень тесно общались вплоть до его ухода из жизни...

— А вот этих 7-летних мальчишек вы теперь будете вести 10 лет?

— У работы с детьми есть свои принципы: в маленьком возрасте с ними надо быть помягче, а с возрастом — пожестче. Вот в свое время Лобановский и Базилевич работали вместе. Первый был жестким, а второй искал везде компромисс. Талантливые ребята, как правило, капризные. Идеальным вариантом было бы дать поработать четыре-пять лет с детьми и доверить их потом другому тренеру. А лучше, чтобы у одной группы было два тренера. Пока один подходит к каждому индивидуально, другой занимается всей группой. Двум тренерам можно доверить две или три такие группы. Но сейчас многие работают не ради футбола, а ради денег. По-моему, если тренер набрал определенных ребят, то он же знает, кого и для чего взял. А сейчас в «Рубине» и других командах как? Наберут детей, поработают с ними два года, затем передают другому тренеру. Ну а что эти два года? Да, за два года ты только еле-еле нормальную группу набираешь.

«Я ПРИЕХАЛ В ЧЕЛНЫ ПОДНИМАТЬ ФУТБОЛ»

Как вы решили переехать из вашего любимого Юдино в Набережные Челны?

— Да случайно все, в общем-то, получилось. В начале 80-х годов я поехал в Чехословакию на чемпионат мира по хоккею поболеть за советскую команду. Там я встретился с Петром Калмышевым и Федором Кравчуком, которые на тот момент были педагогами-организаторами челнинских детских подростковых клубов. Они рассказали мне о развитии спорта в Челнах и предложили переехать к ним. Я и решился. Это был 1985 год. Я приехал только из-за футбола, его тогда здесь надо было поднимать. Мои родители были людьми обеспеченными, поэтому материальный вопрос для меня был не так важен.

Сначала пришел в «Турбину», была такая команда мастеров «Камгэсэнергостроя». Анатолий Бобер там играл, кстати! Планировал взять ребятишек 1974 года рождения. Дело в том, что мой сын этого возраста. Но руководство сказало, что я уже опытный, и предложило взять ребят постарше. Мне достался 1972 год. Мальчики — баламуты же, бывало такое, что даже костры жгли в раздевалке! Но со временем, конечно, приучил их к дисциплине. Начали усердно заниматься, что дало свои результаты — в первенстве Татарстана заняли третье место. В 1990 году набрал свою вторую группу — детей 1977 года рождения. Оттуда выросли уже заметные футболисты: Евгений Позолотин, Рашид Мурадымов, Сергей Ведутов и другие, кого позднее приняли в команду мастеров. Потом из-за экономических проблем «Турбину» расформировали. Финансировать футбол стал автогигант, денег было много, Четверик мог в «КАМАЗ» и Цвейбу взять, и Яремчука, а моим ребятам играть не давали! Например, такой отличный футболист, как Женя Позолотин, полировал скамейку запасных на протяжении пяти лет! Детский футбол тоже не финансировался. В общем, не сложились у меня отношения с «КАМАЗом» тогда...

— Как была организована спортшкола «Заря», в которой начинали путь в большой футбол Козлов и Игнатьев?

— «Камгэсэнергострой» отказал в финансировании спортшколы, предоставлял только стадион. Управление физкультуры и спорта мэрии города выделяло самые минимальные средства: зарплату тренеров, участие в первенство Татарстана. Название «Заря» придумал я. Был вариант назвать «Алга» (с тат. «вперед»). Но мне вспомнился фильм, который я несколько раз пересматривал в детстве, и в итоге остановились на «Заре». Для участия в детской футбольной лиге самим приходилось искать деньги у спонсоров. Дело непростое, но если ты будешь обращаться, писать письма, ходить, искать, то всегда можно найти деньги. Если даже в день тысячу рублей найдешь, то за месяц набирается 30 тысяч! Но, честно говоря, нужны, конечно, нормальные условия для работы, тренер не должен тратить 90 процентов своего времени на поиск спонсоров, он должен это время посвятить работе с ребятами. Одним словом, первую группу в «Зарю» я набрал ребят 1987 года рождения, и команда была весьма успешная. Она стала 4-кратным призером ДФЛ России. Мало кто может похвастаться таким результатом. Мне даже предлагали отправить игроков в Москву, но я не отпустил, потому что взяли бы не всех, а максимум 5 - 6 человек, но я ведь обещал им, что буду с ними до конца...

— Помните, когда впервые увидели Козлова?

— Конечно помню! Я его взял в последний момент, чтобы укомплектовать спортивный класс, который я набирал в школе №56. Мне не хватало пяти человек. Везде было по 40 детей, а у меня 25, попросили хотя бы 30 набрать. Мы с семьей тогда должны были ехать на отдых, но я разорвал свой билет и сказал, что никуда не поеду. Футбол важнее! В итоге семья уехала без меня. Как раз в эти дни зашел я к Саше Григорьеву. Его мама должна была заполнить заявление для оформления пацана в спортивный класс. К нему подбежал другой. Спрашиваю: «В каком классе учишься?» «В пятый пойду», — говорит. Это, оказывается, его сводный брат — Леша Козлов. Ну я и позвал его. Он не очень хотел, но документы сдал. Начал просматривать документы — елки-палки! — оказывается, он 1986 года рождения, 25 декабря родился! А у меня же дети 87 года! По возрасту же он формально получается на год старше и не может в официальных соревнованиях за команду выступать.

Жалко стало пацана. Бегает, рвется вроде, а я его ставить не могу. Благо турниров тогда мы проводили много, и я при возможности в положение о соревнованиях вписывал пункт, что в команды 1987 года рождения можно включать двух-трех ребят 1986 года. Алексей сразу обратил на себя внимание тем, что это был сильный парень, с хорошей скоростью и заряженностью на борьбу, а вот с техникой были проблемы. Да и сейчас пас у него не совсем поставлен, недавно только научился толком подавать. Но характер у него сложный, он упертый очень. Пару раз приходилось даже выгонять с тренировок. Потом приходил обратно, извинялся. Так-то он простой парень, из очень простой семьи...

— Сегодня часто общаетесь с ним?

— Регулярно. Созваниваемся, встречаемся, когда есть возможность.

— Не спрашивали у Козлова, как он отнесся к тому, что его посадили на лавку, а начали выпускать сына президента клуба Ротенберга?

— Насчет этого не спрашивал. Но знаете, Алексей мне чем-то напоминает Колотова. Кстати, у меня есть футболка Колотова, которой я «благославлял» ребят, когда во время каникул привозил их в Юдино, где мы в моем родительском доме проводили сборы. Как я уже говорил, я всем ребятам привожу в пример Колотова, который был фанатично предан футболу и потому добился больших успехов. Алексей, как мне кажется, такой же. Из таких футболистов получаются хорошие игроки.

— Сейчас появляется много разных слухов о переходах игроков из клуба в клуб. Говорят, что Козлов может перейти в «Рубин». На ваш взгляд, он подойдет казанской команде?

— Козлов подходит «Рубину», он хороший исполнитель. Взрывной, сильный, смелый — все при нем. Если он «выключил» из игры Криштиану Роналду, то, естественно, подойдет любому клубу!

«У НАС В ЮДИНО ВСЕ ТАКИЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ПЬЯНИЦА, ИЛИ ВЕЛИКИЙ ФУТБОЛИСТ!»

— А где и как впервые увидели Игнатьева?

— Это было интересно! Я же хожу по школам, зову ребят заниматься футболом. Когда я в его школу пришел в первый раз, его не было, оказывается, он тогда болел. Я оставил их учительнице визитки. Видимо, она и передала визитку отцу Влада. Он очень хороший врач — кардиолог. Главное — он из Юдино! У нас в Юдино все такие: человек или пьяница, или великий футболист! Ну и четыре-пять хороших врачей есть. Все юдинские такие: или он хорошо отдаются работе, или пьянке.

Осенью мы начали собираться в спортзале школы №56. Подходит как-то ко мне мужичок. Спрашивает: «Кадыльский? Из Юдино?» Оказалось, что мой брат с ним еще до армии вместе в ансамбле играл. Говорит: «Земляк, сына тебе привел!» Посмотрел я на него — худенький мальчик. Но на поле что только не творил! И трюки разные, и через ногу перебрасывал — у него сумасшедшая техника! Одним словом, одаренный оказался паренек. Как Колотов бегал по бровке!

По характеру Влад на отца похож. Спокойный. Педант. Мама заведующей в кафе работала. В общем, простые люди они. Помню, Влад как-то на тренировку пакет с пирожками принес и ребятишек угощал...

— У вас есть еще два талантливых воспитанника 1996 года рождения — Борисов и Нурисов...

— Отец Ильи Борисова, Андрей, 1977 года рождения, тоже в свое время играл у меня. Парень был хороший, одаренный, бегал от штрафной к штрафной от начала и до конца игры. Но потом забросил футбол, там были свои проблемы, но не будем о грустном. Как-то раз пришел он ко мне и попросил взять к себе в группу сынишку. А Илья был еще только в детском саду. Первое время отец его на тренировки сам приводил, а потом по определенным причинам не смог, но вот что значит характер бойца — он всю зиму один ездил на тренировку через весь город, хотя еще в школу не ходил. Характер едкий у него. Начнешь объяснять, он не слушает до конца и все по-своему делает. Другим игрокам надо «вдалбливать», а у него талант от бога, ему все свыше дается. У него очень нестандартная манера игры. Бегает, обводит, крутит финты, пасует, бьет! Сам не понимает и не знает, что делает, а все хорошо получается! Спросишь, о чем он думает, он ответит: «Я не думаю, я бегу. Ноги сами все делают». Единственный минус — склонность к травмам. Еще надо бы игровую дисциплину подправить. Парень, конечно, хороший, но на поле установку тренера не всегда выполнял. Делал все как сам хочет.

Их с Ильмиром взяли в «Рубин». Бердыев, когда просматривал их, мне сказал: «Молодец, Геннадий Андреевич! Давай, ищи таких же еще там, в Челнах!» Два года они вдвоем жили в старом интернате, затем переехали в новый, который построили в Соцгороде. Жили в комнате вдвоем. Там для них созданы все условия. Как-то раз пришла уборщица, женщина в возрасте, а у них все вещи были разбросаны по комнате. Она и попросила их прибраться. А они ей выдали: «Ты получаешь за это деньги, вот ты и убирай!» Мальчишки же! Сколько раз я им говорил, что агрессию и злость надо проявлять только на поле?! Уборщица тут же нажаловалась, об этом стало известно Бердыеву, а он всегда говорил: «Футболистом можешь ты не стать, а человеком быть обязан!» Уважение к старшим у него на первом месте. Так их и отправили обратно. Тогда они учились еще в 6 классе.

Осенью они приехали в Челны, а зимой уже выиграли зимнее первенство. Потом заняли первое место в турнире, который проходил в Нижнекамске. После этого я сказал Нурисову, что их надо разделить с Борисовым. Потому что Ильмир — парень такой спокойный, тихий, простой и трудолюбивый, а Борисов — бунтарь. Нурисов поехал в Москву, в «Чертаново», а Борисов — в «Краснодар». Но недолго они были в разлуке, сейчас Нурисов тоже переехал в Краснодар, только вот в «Кубань».

«СО СБОРНОЙ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ»

— Сейчас много споров о том, должен ли Фабио Капелло продолжить работу со сборной. На ваш взгляд, кто должен быть у руля национальной команды — иностранец или отечественный специалист?

— Понимаете, у нас свой менталитет. Пока игроку пенька не дашь, он не побежит. А у иностранцев свой взгляд на это. Поставь отечественного специалиста, результат в любом случае будет лучше. Хотя, с другой стороны, проблема в том, что у нас везде и всюду пытаются протиснуться по договоренности. Я это не приветствую. Лично у меня играют только те, кто на сегодня достоин. А сейчас у нас что? Играет тот, чей папаша больше денег даст. Поэтому у нас в России и нет футбола.

Какое место, на ваш взгляд, займет «КАМАЗ» по итогам предстоящего сезона в ФНЛ?

— Я человек узкой специализации — работаю больше с детьми. Поэтому давать какие-то прогнозы не возьмусь. Конечно, хотелось бы, чтобы команда для начала прочно обосновалась в ФНЛ.

В сегодняшнем «КАМАЗе» есть ваши воспитанники?

— Саша Бухаров. Только не путайте с его тезкой, который сейчас в «Ростове». Мне часто его приписывают.

— Геннадий Андреевич, а можете привести пример, когда из талантливого юноши мог вырасти большой футболист, но по каким-то причинам не срослось?

— Я вам могу привести другой пример. Был у меня один башковитый пацан, просто отлично играл до окончания школы. Но я ему сказал: «Тебе не нужен футбол, у тебя голова есть, ты и без футбола всего в жизни добьешься, чего хочешь!» Он теперь очень успешный бизнесмен, всем доволен. Очень часто с ним общаемся.

DSC_0602.jpg

— Скажите, а вас не звали спортшколы больших клубов? Допустим, когда были проблемы в отношениях с ФК «КАМАЗ», не было мыслей переехать в другой город и там заняться любимым делом, имея, может быть, больше возможностей для реализации себя как тренера?

— Звали. Предлагали даже с собой взять трех-четырех пацанов. Но ведь всех-то не возьмут?! А я этих мальчишек на улице, по детсадам, школам собирал, из тысячей выбрал самых лучших. Я же за них в ответе! Ну вот уеду я, а как сложится у них судьба? Ребята же могут потеряться. И я сделаю все возможное, чтобы этого не случилось. Тот же Леша Козлов от меня же в «Нефтехимик» ушел, оттуда 16-летнего парня отправили в Германию, в юношескую команду «Гамбурга». Как-то осенью смотрю, а Козлов в Челнах играет в городском турнире! А он такой — не будет себя в грудь бить, что он в Германии играл, надо будет ради футбола, и за городскую команду сыграет, и за какую хочешь. Он как я, если надо будет ради футбола бутылки собирать, пойду и соберу. А что поделаешь, раз больше негде взять денег? Ситуации разные бывают в жизни, не бросать же футбол.

Ну и вот, увидел в Челнах Лешу, в чем дело, спрашиваю. Говорит, что ждал рабочую визу в Германию, но так и не дождался. Я звоню в «Нефтехимик»: «Что ж вы, отправили парня в Германию и забыли?» Видать, не верили в его потенциал. Потом он был на просмотре в «Рубине», но и там не сложилось, и он снова вернулся в Челны. И только тогда на него обратили внимание в «КАМАЗе», который выступал тогда в ФНЛ. А если бы тогда меня не было в Челнах? Если бы уехал в другой город?..

— Насколько мы знаем, у вас есть брат-близнец. Он не связан с футболом?

— Брат есть, но мы не близнецы, а двойняшки. Родились с почти часовой разницей семимесячными, родители нас еле-еле выходили. Володя стал первоклассным и известным машинистом электровоза на Горьковской железной дороге. В общем, получилось как в том анекдоте: было у отца два сына, один был умный, другой — футболист...