ОТВЕТ НА МОЛЬБЫ МАРАТА ГОТОВИЧА И ПЛАНЫ ПО СОЦИПОТЕКЕ

Традиционно на субботнем совещании одним из основных спикеров стал глава минстроя Ирек Файзуллин. Он доложил врио президента РТ Рустаму Минниханову о планах по соципотеке — по словам министра, в следующем году по этой программе планируется построить 100 многоквартирных домов на 7 738 квартир, а по инвестиционному жилью — 89 многоквартирных домов на 6 356 квартир. В целом, судя по словам министра, все идет на ура: на 16 июля в республике введено 1,17 млн. кв. м жилья, что составляет 49,1% от годового задания (план 2015 года — 2,4 млн. кв. м), в том числе по программе социальной ипотеки — 53 дома общей площадью 70,2 тыс. кв. м на 1 203 квартиры. Кроме того, в республике продолжается строительство арендного жилья. Глава минстроя РТ напомнил, что в этом году запланировано строительство 21 жилого дома общей площадью 71 тыс. кв. метров. Правда, на сегодня введены в эксплуатацию всего 3 дома общей площадью 9 тыс. 964 кв. метра (два дома в Елабуге и один — в Казани). В ходе заседания выяснилось, что в Казани и Бугульме наблюдается отставание в перечислении средств в госжилфонд РТ, что Минниханов не приминул поставить на вид главам городов.

Еще одной традиционной темой стали погодные условия. В Татарстане установилась прохладная и далеко не летняя для июля температура с обильными дождями. Они словно стали ответом на молитвы главы минсельхоза РТ Марата Ахметова, который весь июнь сетовал коллегам по властным структурам или журналистам о продолжающейся засухе. 2 июля на основании «угрозы продовольственной безопасности» минсельхоз даже добился объявления режима чрезвычайной ситуации в 27 районах Татарстана. Впрочем, и обильные дожди с похолоданием неделю назад заставили министра сокрушаться — на сей раз наплыву вредителей и болезней. На сей раз ответ перед президентом держал заместитель министра.

Марат Ахметов
Марат Ахметов (фото: tatarstan.ru)

— За половину июля у нас на некоторых территориях выпала месячная доля осадков! — радостно сообщил Ильдус Габдрахманов. — Среднемесячная норма у нас за июль — 65 миллиметров. А вот в Аксубаево, например, уже выпало 110 миллиметров.

— Это почти двухмесячная норма, — покачал головой Минниханов, глядя на графики.

— Да, в целом проблем у нас сейчас по влаге нет, — рапортовал Габдрахманов. — Такая погода положительно работает на урожай сельхозкультур. Хотя в плане зерновых уже большого перелома не будет...

Председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтимиров в разговоре с «БИЗНЕС Online» в целом подтвердил эти выводы. «В июне осадки нам были необходимы, но стояла аномально жаркая погода, поэтому были последствия, — объясняет Байтимиров. — Марат Готович уже говорил о том, что практически каждый день мы теряли по 1 миллиарду рублей из-за того, что стояла такая жара. Сейчас дожди пришли с опозданием. Если говорить о погоде сегодня, то она может повлиять, например, на помидоры — они, конечно, краснеть не будут. Зерновые, может быть, поспеют чуть попозже, но они будут весомее, чем при засухе, налив будет гораздо лучше. Да, есть плюсы, но минусы уже в большей степени, конечно, произошли».

К слову, в ближайшее время лето в Татарстан не вернется. Однако начальник отдела метеорологических прогнозов гидрометцентра Татарстана Ирина Трущина признается, что июль в последнее время всегда отличается неустойчивой погодой: «Можно сказать, что подобный по неустойчивости и по насыщенности погодными явлениями период как раз отмечался во время Универсиады в 2013 году — в этом периоде отмечались и грозы, и шквалы, и ливни, и даже град, — отмечает Трущина. — Несмотря на то что в конце мая и в июне отмечались периоды с аномально жаркой погодой: температура до 34 градусов в мае и до 37 градусов в июне, никаких новых рекордов не зафиксировано. Июнь характеризовался дефицитом осадков, что касается июля, то на сегодняшний момент прошла почти половина месяца, да, есть районы, где выпало до 50 - 70 процентов месячной нормы. В частности, в Казани за все дни июля на текущий момент выпало 52 миллиметра осадков — это где-то 75 процентов месячной нормы. Пока еще это ни о чем не говорит, потому что большая часть месяца впереди».

ЗАГС, ЛОДОЧКА, РЕБЕНОК

Министр связи и массовых коммуникаций РТ Роман Шайхутдинов отчитался перед Миннихановым о работе портала госуслуг за первое полугодие. Аналогичную презентацию Роман Александрович проводил в начале недели и для главы Сбербанка Германа Грефа, который собирается развивать в республике безналичный денежный оборот во всех сферах деятельности. А работа портала — это в какой-то степени презентация потенциала, на что способны жители региона, используя высокие технологии. Цифры, как оказалось, действительно впечатляют.

По итогам первого полугодия около 25 млн. услуг оказано в электронном виде, прирост составляет 76%. Сегодня на портале зарегистрировано 1,3 млн. личных кабинетов, а это рост на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество посещений портала выросло на 49%, просмотренных страниц — на 89%. Эти цифры показывают, что люди не просто заходят на портал, чтобы что-то посмотреть, но и чтобы что-то сделать. 15 тысяч заходов дали 116 тыс. просмотров.

Об этом также говорят число возросших транзакций и количество денег, потраченных на портале. Люди отдали различным структурам через электронные «госворота» 2,1 млрд. рублей, что составило рост на 88%. Самыми популярными услугами стали подача заявлений в загс, штрафы, наложенные государственной инспекцией по маломерным судам, и электронная очередь в садик. Получается, что татарстанцы — счастливейшие люди... Они катаются на лодочках, потом женятся и рожают детей. Очередность, конечно, может меняться...

Такие показатели в сумме потраченных денег на сайте во многом стали возможны потому, что на ряд услуг по поручению Минниханова была отменена комиссия с оплаты (правда, только по картам «АК БАРС» Банка). Запись в электронную очередь тоже увеличилась и составила 3,6 млн. — 161% от прошлогодних показателей. Большую лепту тут внес минздрав РТ, добавивший услугу записи на прием к врачу.

«Если так дело пойдет дальше, мы сможем выполнить ваш наказ, Рустам Нургалиевич, чтобы в год на портале оказывалось до 50 миллионов услуг», — отрапортовал Шайхутдинов президенту.

«ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ ИДЕТ РАБОТА НАД НОВОЙ ВЕРСИЕЙ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что определенные недоработки есть всегда и во всем и что рост популярности портала среди татарстанцев стал возможен в основном с помощью сарафанного радио.

Дмитрий Еремеев — основатель группы IT-компаний FIX:

— Всегда есть какие-то недостатки, но, на мой взгляд, портал госуслуг все же развивается. И рост показателей — это нормальное и закономерное явление. Возможно, популярность ресурса возросла после запуска сервиса «Народный инспектор», потому что там единая авторизация с госуслугами. И рост количества личных кабинетов вполне может быть вызван тем, что стали распространяться сервисы «Народный контроль» или тот же «Народный инспектор». Все зависит от того, как считать. Для того чтобы более детально оценить прирост посещаемости, лояльность аудитории и то, в каких точках происходит рост, достаточно попросить ознакомиться с данными «Яндекс.Метрика» и Google Аnalytics и другими инструментами статистики. Не имея эти данные, анализ точек роста будет очень субъективным.

Кристина Таланова — директор ООО «Мой регион» (компания занималась разработчиком сервиса «Народный контроль», а также «Народный инспектор»).

— Татарстанцы начинают пользоваться порталом, видят преимущество и удобство в эксплуатации и рассказывают своим друзьям. Количество пользователей постоянно прирастает. Никакой рекламы для госуслуг министерство связи не проводит, поэтому работает исключительно сарафанное радио.

(фото: uslugi.tatar.ru)

Кроме того, происходит постоянный анализ обращений пользователей в центр телефонного обслуживания, постоянно ведется работа по улучшению. Конечно, есть что улучшать в работе портала, но думаю, что кардинальные изменения будут на новом сайте госуслуг, который будет запущен осенью. Нынешняя версия существует уже около пяти лет, конечно, она устаревает, поэтому все изменения будут к лучшему. Первый раз об этом говорили на коллегии минсвязи в феврале, потому что идея давно летает в воздухе. Все это время идет работа над новой версией. И осенью она должна заработать в полном объеме. Состав услуг остается прежним. И в первую очередь вперед передвинут наиболее востребованные услуги — это новый интерфейс и механизмы взаимодействия пользователей с порталом. Есть большое количество аналогичных мировых ресурсов, и правительство Татарстана ставит задачу приближаться по качеству к ним.