Со вчерашнего дня в Казани можно приобрести одежду с изображением бренда «Наследие Татарстана», а вскоре к ним добавится главный потенциальный хит — футболки с изображением Рустама Минниханова. Идея открыть специализированный киоск по продаже такой продукции принадлежит руководителю «Татспиртпрома» Иреку Миннахметову. Посетившему точку продаж корреспонденту «БИЗНЕС Online» продавщица рассказала, что касса пока пустует, но интерес есть.
«ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЭТО В НОВИНКУ, НО ОБЕЩАЛИ ЗАКУПИТЬСЯ НА ПОДАРКИ»
Необычный магазин открылся на просторах торгового центра Suvar Plaza накануне. На первом этаже, в части здания, расположенной ближе к ресторану «Максимилианс», установили белый киоск, в котором продаются футболки и бейсболки с использованием дизайна проекта «Наследие Татарстана» — того самого, который был представлен в конце прошлого года в Казани компанией «Апостол» Тины Канделаки. На всех изделиях изображены фрагменты бренда культурно-исторического наследия Татарстана. Ну а главной фишкой казанского магазина станет продажа футболок с портретом врио президента Татарстана Рустама Минниханова.
Как выяснилось, идея создания киоска принадлежит генеральному директору ОАО «Татспиртпром» Иреку Миннахметову, который проникся ей накануне выборов президента Татарстана, а также на фоне популярности предметов одежды с портретами политических лидеров России. Пилотные экземпляры уже появились: в своем Instagram Миннахметов разместил фото с гонок Can-Am Trophy Russia, где он вместе с другими участниками одет в футболку с портретом президента в хоккейном шлеме. На данный момент, как сообщили в пресс-службе «Татспиртпрома», утверждено три вида футболок с изображением лидера республики. Дизайн продукции был разработан известной в Казани компанией А1. При этом в дизайне использован слоган предвыборной президентской кампании Минниханова «Мы вместе!»
В день открытия магазина с его ассортиментом ознакомился корреспондент «БИЗНЕС Online». О культурно-историческом бренде Татарстана, которым пронизан дизайн каждого изделия, покупателям на русском и татарском языках (это было условием принятия на работу — прим. ред.) готовы рассказать симпатичные девушки-продавщицы, также одетые в продукцию с символикой «Наследия Татарстана». По словам продавца-консультанта Дины, пока в магазине продаются всего 10 видов футболок: 4 вида женских и 6 видов мужских от 42 до 54 размера. Все они выполнены в белом цвете, который сочетается с ярко-красным или серым цветами. Цена одной футболки — 1 тыс. рублей, бейсболку можно приобрести за 750 рублей. Футболки поло (унисекс) с портретом Минниханова, по словам продавцов, поступят в продажу чуть позже и будут стоить дороже — 1,5 тыс. рублей.
В первый день работы касса магазина пустовала. По словам продавцов, подходил некий бизнесмен, обещал сделать массовый заказ, чтобы раздать футболки в качестве подарков, и ушел. «Пока просто интересуются. Для людей это в новинку, но приходили, обещали закупиться на подарки», — рассказала продавец по имени Гульназ. Как известно, основной символ проекта «Наследие Татарстана» — это всадник на коне, символизирующий движение вперед. Изображение с памятником Мусе Джалилю символизирует упорство, а стоящие в непосредственной близости мечеть и церковь — единство. «В Татарстане сосуществуют разные религии, и все они находятся в мире и согласии, понимании и уважении друг к другу, — рассказала Гульназ. — Цель проекта заключается в том, чтобы о культурно-историческом наследии Татарстана знали как сами жители республики, так и люди за ее пределами. Мы живем в России, и многие регионы даже не знают о нашей культуре», — добавила она. Отсутствие наплыва посетителей девушки связывают с понедельником, мол, в торговых центрах по будням, в принципе, немного народу. Возможно, ситуацию исправит появление на прилавке футболок с Миннихановым.
ВСЛЕД ЗА «ВСЕ ПУТЕМ!»
Отметим, что в последнее время в России набирают популярность футболки с изображением президента России Владимира Путина. Впервые моду на них 7 мая 2000 года в день инаугурации Путина на пост президента России попыталось заронить движение «Идущие вместе» (позднее преобразованное в «Наши»), которое под руководством Василия Якименко провело массовую акцию (10 - 15 тыс. человек) в Москве. Участники были одеты в синие, белые и красные футболки с изображением президента и игривым лозунгом «Все путем». Тогда, однако, широкого распространения такие футболки не получили.
Однако в последнее время на волне присоединения Крыма, конфронтации с Западом и заоблачных рейтингов мода стала набирать силу как бы сама собой. Зачинателями тренда считают себя молодые художники Анна Трифонова и Иван Ершов из дизайн-проекта AnyaVanya, которые в 2014 году провели в московском ГУМе презентацию коллекции все с тем же названием «Все путем!» Вся партия футболок была распродана за два дня.
У проекта нашлось много продолжателей, причем дизайн у футболок, продающихся в интернете, самый разнообразный: Путин на медведе, Путин в темных очках, Путин с собакой, Путин в военной фуражке, Путин, показывающий неприличный жест... Не менее разнообразны и подписи. В сети даже появились целые магазины, специализирующиеся на таких аксессуарах, причем в продаже не только футболки, но и брелки, чехлы для мобильников, сумки, кружки и даже женские трусики с изображением ВВП (надпись при этом гласит «Все будет как надо!»).
Словом, у проектов «Наследие Татарстана» и «Мы вместе» может быть самое многообещающее будущее.
«ГЛАВЫ РЕГИОНОВ ПЕРЕХВАТЫВАЮТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ТРЕНД»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили электоральный эффект проекта Миннахметова.
Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации (Москва):
— Как я понимаю, главы регионов перехватывают федеральный тренд, когда на футболках изображают одного из самых «вежливых людей» Владимира Путина и Сергея Лаврова — одного из самых популярных министров. Я думаю, это вопрос вкуса. Если в регионе существует спрос на подобного рода атрибутику, то почему нет? Другое дело, что это попахивает культом личности. Это нужно в любом случае главе региона учитывать.
Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:
— Во всяком случае, такая идея не испортит имидж Рустама Минниханова, а культ личности не только в этом выражается, это не показатель. Конечно, этот проект не был начат без согласия Минниханова, у меня в этом нет сомнений. Возможно, благодаря такой идее образ Минниханова запечатлеется в молодежной среде, но я не думаю, что это как-то значительно увеличит его и без того большие шансы стать президентом. А вот чего на футболках точно не надо писать, так это название предприятия, гендиректор которого выступил с такой идеей. В этом случае «Татспиртпром» имидж Минниханову точно не прибавит.
Артем Прокофьев — депутат Госсовета Татарстана:
— В последнее время, как мы знаем, большим спросом пользуются футболки и прочая продукция с изображением Путина, естественно, мода приходит в регионы и такие политические технологии начинают использоваться региональными лидерами. Стоило ожидать такого приема, но я отношусь к этому спокойно. Ничего сверхъестественного в этом нет, если говорить о продажах, то люди хотят покупать эти футболки. Я думаю, что здесь есть и коммерческая составляющая, и присутствие серьезного политического элемента.
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор кафедры социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева:
— Это весьма наглядная и личная пропаганда, а поскольку выборы в сентябре, то до самых выборов многие и будут носить эти футболки. Ориентировано это в первую очередь на молодежь, и дело не в том, кто будет носить, а в том, кто будет видеть, а видеть будет опять же молодежь. Налицо повторение печати футболок с изображением Путина. Это мы раньше были моделью подражания для всей России, а теперь берем приемы, которые оправдали себя на федеральном уровне.
Сергей Черняховский — профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ им. Ломоносова:
— Я думаю, что пиар-эффект может быть в том случае, если рейтинг и уважение данной фигуры действительно большие, потому что в этом случае это работает принцип Гюйгенса: каждая точка, которая достигла колебания, сама становится источником колебания. Если авторитет сам по себе накаленно высоким не является, то это, естественно, будет работать в минус. Вот если мы делаем футболку с изображением Путина, то это будет в любом случае находить отклик и работать на позитив. Если мы сделаем футболку с изображением Собянина, то это будет работать на негатив и неприятие, потому что к нему в целом отрицательное отношение. Такая попытка, идущая против общего тренда, будет вызывать отторжение. Как там в Татарстане, судить не берусь. В этом отношении футболка как парус: в какую сторону реальный ветер, если ветер в плюс, то парус усиливает скорость, если ветер встречный, в минус, то парус будет давать обратное движение.
Создания культа личности нет, потому что такими способами культ личности создать нельзя. Сделать вид, что он есть, можно, изобразить всенародную любовь можно. Но изображение всенародной любви без наличия таковой рождает лишь ситуацию насмешек и губит того, кому пытаются таким образом помочь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.