Чтобы открыть, нажмите

«НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ» НАЧАЛ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ

Министерство информатизации запустило на площадке госуслуг 17 новых категорий. Все они объединены общей тематикой и относятся к направлению «Коррупция». Теперь, зайдя в свой личный кабинет, пользователь может оставить жалобу на коррупцию в учебном заведении, в больнице, в сфере госзакупок, предпринимательства, промышленности и т. д. Правда, пока нет ни одной заявки в этих категориях, т. к. они запущены вчера.

«Анонимно пожаловаться на коррупцию не получится, так как сперва нужно будет войти в свой личный кабинет, для того чтобы провести интеграцию с единой системой идентификации и аутентификации, — объяснила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь минсвязи РТ Юлия Гараева. — Но заявку будут видеть только те, кто должен ее рассмотреть». При этом личные данные жалобщиков модераторы министерства все-таки не видят, уточнила она.

Исполнители по жалобам распределены по 17 ведомствам. Если вопрос касается коррупции в сфере образования, жалобу будет рассматривать минобрнауки, если пользователь столкнулся с коррупцией в больнице, то наказать коррупционеров должно ведомство Аделя Вафина. Казалось бы, все логично, но будут ли министерские сотрудники выдавать своих? Как известно, контроль незаинтересованного исполнителя бывает эффективнее...

«У нас есть сотрудник, который следит за системой «Народный контроль», мы плотно работаем в этом направлении с омбудсменом Сарией Сабурской, — сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Эта система только начала свою работу, и мы будем наблюдать, сколько сообщений будет поступать, будем анализировать информацию. Согласитесь, не каждая информация может послужить поводом для немедленной проверки. И главное — прокуратура будет следить за реакцией компетентных органов на жалобы. Если реакции не будет, то будут приняты определенные меры реагирования».

DSC_9247.jpg
На недавней закрытой коллегии прокуратуры РТ прокурор Илдус Нафиков призвал всех подчиненных начинать день с мониторинга системы «Народный контроль»

По словам Галиева, на недавней закрытой коллегии прокуратуры РТ прокурор Илдус Нафиков призвал всех подчиненных начинать день с мониторинга системы «Народный контроль». Тем более что, по словам пресс-секретаря, у прокуратуры есть прямой доступ ко всем жалобам, в том числе и в категориях «Коррупция». При этом решение о закрытости информации от широкого круга пользователей по этой категории в прокуратуре считают правильным. Обвинения в коррупции — вещь серьезная, и специалисты не исключают жалоб с целью сведения каких-либо счетов. Поэтому реакция на сигналы, по словам Галиева, будет идти в рамках закона, после серьезных проверок в течение определенного времени. В аппарате омбудсмена «БИЗНЕС Online» уточнили, что реакция на обращение должна быть получена в течение 10 дней.

К слову, до сих пор граждане не так часто обращались с конкретными жалобами на коррупцию. К примеру, в прошлом году в аппарат президента поступило 55 обращений. Это в два раза меньше, чем в 2013 году (в органах местного самоуправления было зарегистрировано 191 обращение). Среди обращений 87% жалоб поступило на должностных лиц органов местного самоуправления, 13% — на сотрудников министерств.

Любопытно, что, по данным МВД, в прошлом году к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений было привлечено 245 лиц. Большинство из них — обычные граждане, а не должностные лица, поплатившиеся за дачу взятки. Согласно антикоррупционному мониторингу, наиболее популярным способом обращения по поводу коррупции сейчас является письмо по почте или по сети интернет (72%). Через горячую линию (телефона доверия) поступает 12% обращений. На личном приеме о факте коррупции сообщили 8%.

Кстати, по мнению татарстанцев, самым коррумпированным ведомством в республике является ГИБДД (73,8% голосов). Но пожаловаться на сотрудников Госавтоинспекции в «Народном контроле» не получится — для этого просто нет соответствующей рубрики в 17 категориях. На четвертом месте в антирейтинге — военкоматы (49,8%), на пятом — органы внутренних дел (33,3%). Но накатать на них IT-телегу пока что тоже невозможно — по-видимому, в связи с тем, что ведомства федеральные.

«САМЫЙ ЛУЧШИЙ РЕЦЕПТ — ОБРАЩЕНИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.»

Оценить новшества «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Прогнозировать число обращений в нашей плоскости достаточно сложно. Предприниматели — это категория, которая отличается от обычных граждан, сталкивающихся, как правило, с бытовой коррупцией. Предприниматели сталкиваются с масштабной, серьезной коррупцией! Насколько они будут заявлять об этих фактах через «Народный контроль», судить пока трудно. Общаясь с предпринимателями, понимаешь, что о подобных вещах они заявляют через личные контакты и проверенные источники, письменные обращения по этому поводу мы получаем крайне редко. Это хороший канал обратной связи, но насколько он будет востребован по серьезным фактам коррупции, судить трудно.

Наша функция не напрямую связана с противодействием коррупции, это одна из функций бизнес-омбудсмена, но «Народный контроль» их не дублирует. Самый лучший рецепт по борьбе с любым фактом коррупции — это обращение в правоохранительные органы, так оно было, есть и будет. Не берусь сказать, как будет выстроена система в «Народном контроле» и куда эти обращения будут попадать. Правильно то, что заявления будут подаваться не анонимно. О фактах коррупции нужно заявлять открыто, так как обвинение достаточно серьезное.

Кирилл Кабанов — председатель национального антикоррупционного комитета:

— Подход правильный, тем более соответствует тем задачам, которые поставлены в национальном плане. Коррупция — это прежде всего бизнес, так называемый рентный бизнес — пользование административно-властным ресурсом с целью получения ренты. Он имеет специфику в каждом отдельном секторе экономики. При этом надо понимать, почему у нас в национальном плане отдельно определены строительство, ЖКХ, дорожная отрасль. Потому что везде бизнес имеет свою специфику. Из-за этого мы говорим, что необходимо учитывать коррупционные практики в данной отрасли. Если мы берем подтемы, надтемы, разделы, то, конечно, госзакупки трактуют по-разному: госзакупки в военной и правоохранительной сфере — это отдельная тема, а госзакупки в здравоохранении — другая тема, госзакупки в ЖКХ — тоже, в строительстве — тоже. Именно так национальный план определяет эту работу. Но подход правильный. Как только мы изучаем данные коррупционные практики, мы всегда можем разработать механизмы с целью снижения их интенсивности.

По поводу неанонимности, я считаю, что это правильно, но это, естественно, уменьшит количество обращений. Я приведу пример. Госкорпорация «Росатом» открыла горячую линию, где человек имеет право выбора: либо написать заявление анонимно, либо написать заявление публично. В настоящий момент процент публичных заявлений возрос, первоначально анонимных обращений было больше.

Искандер Ясавеев — доктор социологических наук, координатор инициативной группы «Город без преград»:

— На мой взгляд, эффект подобного нововведения будет очень ограниченным и будет касаться только случаев низовой коррупции. Очевидно, что нет никакого смысла обращаться с сообщениями по поводу коррупции во властные структуры, действия которых эту коррупцию и порождают. Коррупция — это симптом неэффективности системы государственного управления, справиться с ней, не меняя эту систему, не обеспечив прежде всего сменяемость властей, невозможно. Для российской властной элиты, включая татарстанскую, главными по-прежнему являются принципы «Своих не сдаем» и «Друзьям — все, остальным — закон». В этих условиях новые «антикоррупционные» категории в системе «Народный контроль» могут восприниматься гражданами как всего лишь имитация борьбы с коррупцией.

Борис Кузнецов — профессор набережночелнинского филиала КФУ:

— Я считаю, что чем более открыто будет вестись борьба с коррупцией, чем более открыто будет вестись обсуждение, тем больше будет эффективность. И в этом отношении онлайн-обсуждение может быть даже эффективнее, чем в газетах. Поэтому чем больше в этой системе будет критериев, разделов, тем это будет более эффективно.

Но если ответственными за проверку назначены надзорные органы, это резко снижает эффективность данной системы. Это должны быть какие-то общественные структуры, не зависящие от министерств, наделенные какими-то защитными функциями. Если это все опять перейдет к чиновникам, то маловероятно, что здесь что-то изменится.

Иосиф Дискин — член совета по правам человека и председатель комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ:

— Думаю, коррупция будет в перспективе снижаться. С моей точки зрения, это попытка свести в единую категорию разные составы преступлений, направленная на то, чтобы откликнуться на правоохранительные и правоприменительные практики, поскольку идет давний спор юристов. Одни говорят, что вообще в понятии «коррупция» нет необходимости, потому что есть все составы злоупотребления служебным положением, коммерческий подкуп и так далее, объединяющая категория не нужна. Другие говорят, что люди много слышат про коррупцию, но не получают соответствующий отклик в правоохранительной системе, поскольку они не настолько большие теоретики права, чтобы понять, что эти составы соотносятся с коррупцией. Это, с моей точки зрения, способ соединить живое нравственное чувство и ненависть к коррупции с требованиями правового процесса. Я не вижу никакой проблемы, сделали — и замечательно.

Тимур Тимуршин — блогер:

— Не совсем понимаю смысл нового раздела. У нас априори у любого человека есть возможность обратиться о фактах коррупции в следственный комитет, МВД, прокуратуру, профильные министерства. Кроме того, зачастую какие-то вопросы, поступающие от граждан, по закону могут трактоваться органами как коррупция, но на деле это может быть нарушением каких-то внутренних положений или документов организации или министерства. Поэтому через «Народный контроль» такие вопросы могут решаться быстрее. Но, думаю, тот факт, что новые категории не являются публичными, не даст изменить ситуацию с коррупцией в республике.

Системой «Народный контроль» пользуюсь регулярно, но не всегда эта система работает. Например, в случае, когда закрыли заявку о возвращении названия улице Эсперанто, несмотря на большое количество подписей в ее поддержку. Не получилось через эту площадку донести желание граждан до властей. Достаточно часто чиновники присваивают заявкам статус «Запланировано» и ставят срок исполнения через несколько лет. Такая заявка формально может считаться решенной, а по факту вопрос с места не двигается. Поэтому, на мой взгляд, нужно доводить систему коммуникаций граждан с чиновниками до приемлемого состояния. Тогда это будет реально рабочий инструмент.

В «Народный контроль» введены 17 категорий
по вопросам противодействия коррупции

Категории

Модераторы

Коррупция в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Государственная жилищная инспекция РТ

Коррупция в сфере информатизации

Министерство информатизации и связи РТ

Коррупция в сфере дошкольного образования

Министерство образования и науки РТ

Коррупция в сфере общего образования

Коррупция в сфере высшего образования

Коррупция в сфере здравоохранения

Министерство здравоохранения РТ

Коррупция в социальной сфере

Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ

Коррупция в сфере промышленности

Министерство промышленности и торговли РТ

Коррупция в сфере торговли

Коррупция в сфере экологии

Министерство экологии и природных ресурсов РТ

Коррупция в сфере благоустройства территорий

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ

Коррупция в сфере капитального ремонта

Коррупция в сфере сельского хозяйства

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ

Коррупция в сфере предпринимательства

Министерство экономики РТ

Коррупция в сфере сделок с землей, по жалобам на органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками

Министерство земельных и имущественных отношений РТ

Коррупция в сфере государственных закупок

Государственный комитет РТ по закупкам

Коррупция в сфере транспорта и дорожного хозяйства

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ