Роман Шайхутдинов продемонстрировал «веер» из четырех смартфонов. С их помощью он лично тестирует некую систему, которая помогает оценивать качество мобильной связи в разных точках РТ

ОХВАТ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ — 99,98%: БЕЗ ВЫШЕК ТОЛЬКО 63 ПОСЕЛКА

«Число смартфонов на руках у населения неуклонно растет, поэтому требования все выше и выше», — этими словами открыл коллегию министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов. Что характерно, с ходу заговорили об интернете — без него никак. Замминистра информатизации и связи Юрий Багров порадовал, что число пользователей в республике с 2010 года выросло в два раза, причем параллельно в разы выросли и скорости самого интернета.

А вот мобильная связь не сильно порадовала операторов. За пять лет с 2010 года республика приросла всего 900 новыми абонентами. Но объясняется это тем, что в Татарстане и так уровень проникновения запредельный: 172%. То есть на каждого жителя, включая грудных младенцев, приходится по 1,7 активных сим-карт. А цены на мобильную связь, как подметил Багров, с учетом акций и скидок порой стремятся к нулю. Так что ждать очередных прорывов в этой сфере в будущем не приходится. Территориально сотовики также охватили 99,98% всех населенных пунктов республики. Это один из лучших показателей в России. «Голубым океаном» (обслуживай — не хочу!) остаются лишь 63 деревни с числом жителей от 1 до 793 человек.

С начала года из «мобильного рабства» в РТ было выпущено 41,2 тыс. абонентов, то есть они смогли перейти от одного оператора к другому, не потеряв прежний номер. Впрочем, удалось сделать это лишь 75% желающих, остальным сотовики нашли повод отказать из-за досадных ошибок при оформлении документов и других причин. Впрочем, сменой оператора озадачился лишь 1% абонентов, так что проблема в РТ не относится к разряду острых, резюмировал Багров.

ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В СЕЛЕ НАЛЕТКИНО

А вот проводная связь продолжает свой путь по наклонной. За пять лет рынок «домашнего телефона» съежился на 12%.

«Эра мобильных технологий давно наступила как в России, так и во всем мире», — заключил замминистра. Тем не менее проводная связь еще актуальна в отдаленных и малочисленных населенных пунктах, куда не ступала нога сотового оператора. Как выяснилось, в РТ осталось всего два таких оазиса, где нет вообще никакой связи — ни проводной, ни сотовой, — это село Бутинское в Альметьевском районе, где проживают 9 человек, и село Налеткино в Спасском районе РТ с 4 жителями.

«Какие будут предложения?» — нахмурив брови, поинтересовался у присутствующих в зале Шайхутдинов, как будто был намерен прямо здесь решить сложную задачу. «Экономики там нет», — коротко пояснил Багров, имея в виду, что коммерческим операторам там невыгодно устанавливать свои вышки. Министр обратился к компании «ТатАИС», работающей на юго-востоке республике, с просьбой помочь разобраться с проблемой. «У нас стандарты высокие. Даже если в селе проживают 150 - 200 человек, это уже немало», — отметил Шайхутдинов и попросил операторов устранять вопросы «цифрового неравенства» даже в самых удаленных уголках малой родины. Багров же заверил, что к концу 2015 года во всех населенных пунктах РТ с численностью жителей от 250 человек будут проведены оптово-волоконные линии связи.

Кстати, качество мобильной связи в Татарстане сейчас на самом неусыпном контроле у министра. Он продемонстрировал гостям «веер» из четырех смартфонов внушительных размеров. С их помощью он лично вот уже четвертый день неустанно тестирует некую систему, которая помогает оценивать качество мобильной связи в разных точках РТ. Позже будет сделан рейтинг операторов, прозрачно намекнул Шайхутдинов и настоятельно рекомендовал «большой четверке» также подключиться к программе, дабы реально оценить свои успехи, а обнаруженные пробелы и провалы заложить в инвестпрограммы.

ПОЧТЕ УКАЗАЛИ НА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Не лучшие времена переживает телеграф — количество отправленных телеграмм за пять лет снизилось на 35 - 40%. «Практика телеграфного обмена теряет свою актуальность в связи с ростом доступа электронных технологий», — заявил Багров, как будто зачитал приговор. А вот у почты объемы корреспонденции выросли на 14% за пять лет. Прибавили работы почтальонам популярные ныне покупки через интернет, а вот объемы почтовых переводов снизились.

Подписка на периодику также сжалась на 21% за пять лет. И тут, конечно, опять виноват интернет. «Это объясняется развитием информационных технологий и возможностью получения электронных версий СМИ», — пояснил замминистра. По сравнению с 2014 годом тиражи сократились еще на 4% — это объясняется тем, что впервые в этом году подписка проходила без дотаций из бюджета, правда, были сделаны скидки льготникам.

print_676607_1042058.jpg

Багров подчеркнул, что, несмотря на все сложности, за прошедшие 10 лет в РТ не было закрыто ни одного почтового отделения. Напротив, в 2011 году новое отделение было открыто в Деревне Универсиады, а в этом году — в Иннополисе. Конечно, отправление бумажной почтовой открытки из суперсовременного, напичканного IT-технологиями города выглядит несколько атавистично. Такое мило ретро — вроде того, как если бы мы с вами отправляли знакомым почтовых голубей. Но надо так надо.

Шайхутдинов добавил только, что хорошим подспорьем для почты станет создание Почта-Банка. Он напомнил, что почтовые отделения в РТ есть в каждом из 956 муниципальных образований в республике, и попросил коллег сделать все, чтобы Татарстан попал в пилотный проект, который сейчас, заметим, активно продвигает глава минсвязи РФ Николай Никифоров.

МИНИСТР ПРИЗВАЛ ПИАРИТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУСЛУГИ

Значительная часть коллегии была посвящена теме электронных услуг, о которой многократно и в подробностях уже писала наша газета. Поэтому приведем лишь базовые результаты: в первом полугодии 2015 года татарстанцам было оказано 24,9 млн. электронных услуг, что на 76% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Сумма платежей через портал госуслуг достигла 2,4 млрд. рублей, а в целом зафиксировано более 2 млн. оплат. При этом доля безналичных платежей достигла 89%. Татарстанцы посетили портал 15 млн. раз, подали более 1,1 млн. электронных заявлений. В электронный вид в Татарстане переведены 222 услуги и сервиса. Наибольшей популярностью среди населения пользуются электронные услуги в сфере ЖКХ, запись на прием к врачу, электронные услуги ГИБДД, электронная очередь в детские сады, а также оплата услуг связи и интернета.

Шайхутдинов отметил, что важно не только перевести услуги в электронный вид, но и постоянно актуализировать информацию. Мол, не может все работать, как швейцарские часы, само собой. Также он призвал руководителей пиарить электронные госуслуги в массах и трудовых коллективах.

Наконец, «любимая» мозоль мининформсвязи — переведение подвесных сетей под землю. Эту гидру пока никак не могут победить в Татарстане. Уже переведено 1475 км, но осталось еще 2 тысячи! В этом году операторы обещали распутать клубок проводов длиной в 230 км, но пока больших успехов в этом плане они не сделали. Министр дал им срок до 15 ноября. О том, почему операторы никак не могут разрубить этот гордиев узел, красноречиво говорят цифры: на эти цели уже потрачено 1,7 млрд. рублей инвестиций.

print_676607_1042068.jpg

СВЯЗЬ НА ОБЪЕКТАХ ЧМ? БЛИЗКА К ИДЕАЛУ...

«Хорошую» оценку получило качество связи на объектах водного ЧМ в Казани из уст начальника управления по РТ филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО Леонида Царева. Внутри объектов чемпионата — «Татнефть Арены», Дворца водных видов спорта, «Казань Арены», Дворца водного поло, по заверению Царева, все показатели в норме, а в Дворце водных видов спорта — и вовсе близки к идеальным. По его словам, в пик загрузки — в день открытия чемпионата 16 июля — ЧП также удалось избежать.

«Все операторы справились, обрывов не было ни у кого, нормативные значения выдержаны», — подчеркнул Царев.

Подробное же мнение высказал и Шайхутдинов, когда сегодня отвечал на вопросы журналистов перед коллегией. Он рассказал, что для облегчения задачи нагрузка по передаче данных была разделена по двум сетям: GSM пользовались все гости, и сеть Wi-Fi обслуживала потребности аккредитованных участников ЧМ. «Количество фото в Instagram неуклонно растет. Контент становится все более и более тяжелым. С учетом того, что смартфоны каждого из вас с каждым годом прибавляют количество пикселей, то, конечно, это загружает сеть», — признал министр.

В то же время корреспонденты «БИЗНЕС Online», присутствовавшие на церемонии открытия водного чемпионата, вспоминают, что связь, напротив, периодически прерывалась. Большую часть шоу не удавалось отправлять даже СМС-сообщения, не говоря уже о фотографиях. Почему нельзя было сделать отдельный публичный Wi-Fi и для зрителей, остается загадкой. Если это идеал, тогда что можно назвать провалом?