Илья Кривогов: «Целью фонда является не только создание рабочих мест, но и привлечение инвестиций»

АВТОГРАДУ ПРЕДЛОЖИЛИ НОВУЮ ДОРОГУ ЗА 800 МИЛЛИОНОВ

Строящиеся в Челнах объекты, претендующие на субсидии фонда развития моногородов (ФРМ), объехал вчера гендиректор организации Илья Кривогов. Судя по его словам, устойчивое доселе положение КИП «Мастер» в заявке на субсидирование фондом инфраструктурных челнинских проектов пошатнулось. В последней точке своего визита — на территории будущего металлургического завода «ТЭМПО» — Кривогов сообщил журналистам, что на миллиард рублей автоград по-прежнему может рассчитывать, но деньги эти по большей части (800 млн. рублей) пойдут на возрождение дороги, ведущей из города на предприятия промзоны. Этот проект — новая идея в программе моногородов, его еще нет в челнинской заявке на инвестиции ФРМ, но, профинансировав его, фонд поможет сразу нескольким предприятиям-участникам программы, расположенным в промзоне Челнов. Заявление Кривогова — это, конечно, не окончательное решение наблюдательного совета ФРМ, но ход мысли гендиректора организации предельно ясен.

Протяженность дороги, на которую нацелился ФРМ, — 18 километров. Со слов Кривогова, этот проект с уже готовой сметой предложила фонду республика. «Мы проехались сегодня по этой дороге и на себе почувствовали необходимость ее срочной модернизации, — рассказал Кривогов, намекая, что речь идет не просто об очередном ремонте, а о хорошем капремонте, на долгие годы. — Если представить, что по этой дороге скоро пойдут груженые фуры с готовой продукцией, то это серьезные риски для инвесторов, дорогу придется бесконечно ремонтировать. Поэтому проект, который сейчас предлагает республика, я считаю, вполне обоснован. Мы должны его просто досчитать, проверить всю документацию и на ближайшем наблюдательном совете фонда рассмотреть. Ближайшее заседание мы планируем провести в сентябре и сейчас сориентируем правительство республики на скорейшее внесение в фонд этой заявки, после чего фонд сможет провести экспертизу, структурировать сделку и вынести ее на совет».

Под структурированием сделки Кривогов подразумевает доли софинансирования ремонта фондом и республикой. Предлагая львиную долю средств, ФРМ принципиально инвестирует в регионы на условиях софинансирования. Стандартные условия подразумевают 95% от ФРМ на 5% от республики, однако, по словам Кривогова, с некоторых пор доли соучастия обсуждаются индивидуально в привязке к конкретным инвестпроектам.

Илья Кривогов и Наиль Магдеев
Илья Кривогов и Наиль Магдеев

САПФИРЫ ФАРДИЕВА СНОВА В ЦЕНЕ

Еще примерно в 200 млн. рублей глава ФРМ оценил помощь фонда в наращивании энергетических мощностей. Адресат этой суммы четко назван не был, однако незакрытые потребности по энергетике есть у производства синтетического сапфира «Кама Кристалл Технолоджи», о чем Кривогов напомнил журналистам. «Мы считаем важным, чтобы этот инновационный и даже репутационный для республики проект развивался, поэтому его мы тоже будем рассматривать в этой заявке», — сообщил спикер о «Кама Кристалл Технолоджи», отметив, что производство финансируется сегодня и Внешэкономбанком (учредитель ФРМ), и местным Акибанком — организацией, близкой к гендиректору Сетевой компании Ильшату Фардиеву, как, впрочем, и само производство искусственных сапфиров. Добавим, что Кривогов вообще всегда проявлял внимательное отношение к челнинским проектам и к «Кама Кристалл Технолоджи» в частности. Именно он в апреле во время первой презентации проектов от Челнов в Москве напомнил на наблюдательном совете ФРМ о существовании такого проекта, как производство сапфиров, благодаря чему «Кама Кристалл Технолоджи» и вернулась в пакет проектов.

«Создав эту инфраструктуру, мы оправдаем те десятки миллиардов инвестиций, которые сейчас заявлены в проектах от Набережных Челнов, — пояснил Кривогов изменения в политике фонда относительно автограда. — С одной стороны, часть инфраструктуры здесь готова — есть энергетика, канализация, есть водоотведение, но с дорогами явные проблемы. Я считаю, что фонд вполне может оказать посильную помощь, чтобы это последнее ограничение для создания новой промышленной зоны было снято, чтобы и инвесторам, и резидентам было комфортно здесь находиться».

Что касается КИП «Мастер», который до сих пор виделся основным фаворитом в челнинской заявке, то парку, похоже, уготована не менее желанная доля, однако не сегодня. Помогать КИП «Мастер» фонд планирует не инфраструктурой, а чисто инвестиционным вложением. «Мы сегодня посетили и КИП «Мастер», — пояснил Кривогов. — Пятую и шестую очереди индустриального парка мы рассматриваем как одну из опций для возможных инвестиций фонда, потому что фонд кроме создания инфраструктуры может участвовать деньгами и как инвестор. Для нас этот проект является однозначно интересным, но мы должны посмотреть экономику, бизнес-план и понять, в какой структуре наши инвестиции могут быть востребованы и эффективны. Мы эту работу начали и совместно с коллегами из КАМАЗа, думаю, доведем ее до логического конца. Возможно, это будет немножко позже, потому что это будет инвестиционный проект, тут уже нужно все риски очень аккуратно просчитать».

Таким образом, вложившись в дорогу на промзону, ФРМ проинвестирует инфраструктуру сразу для ТЭМПО, «Кама Кристалл Технолоджи» и АПК «Камский» — производства колбасы, которое скоро будет запущено. Если наблюдательный совет примет положительное решение относительно дороги, то работы, по словам Кривогова, могут быть начаты уже в этом году. «Сейчас мяч на стороне республики, мы приехали сегодня, чтобы окончательно договориться об условиях софинансирования», — сказал Кривогов.

В строительство завода «ТЭМПО» владельцы уже вложили 5 млрд. рублей собственных и заемных средств
В строительство завода «ТЭМПО» владельцы уже вложили 5 млрд. рублей собственных и заемных средств

ФРМ МЕЧТАЕТ СОХРАНИТЬ СЕМЬИ КАМАЗОВЦЕВ

По факту осмотра завода «ТЭМПО», в строительство которого владельцы уже вложили 5 млрд. рублей собственных и заемных средств, вопросов у Кривогова возникло немного — в основном он живо интересовался потенциальными нагрузками на дорожное полотно, которые увеличатся после введения завода в эксплуатацию. Отсутствие вопросов неудивительно — Кривогов хоть и главный, но далеко не первый ревизор от фонда в автограде. Визиты представителей ФРМ на участвующие в программе поддержки моногородов челнинские предприятия с начала года проводятся регулярно. Интересно, что за это время на ТЭМПО сменился гендиректор. Напомним, что крупнейший в республике металлургический завод учрежден холдинговой компанией Ильдуса Исламова и Фаила Шарифуллина «Татэлектромаш», первоначально проект возглавил сразу после выхода на пенсию бывший начальник УВД Челнов Файзулла Хусниев. Вчера предприятие презентовал уже новый гендиректор — Алексей Сохранов.

Дальнейшие движения в рамках поддержки автограда фондом зависят, по словам Кривогова, от республики. Сейчас ФРМ ждет от Татарстана четкий план по созданию мест, который фонду важно зафиксировать в программе. «Нам важна ответственность республики за те [финансовые] обязательства, которые она на себя возьмет по каждому предприятию, для которого фонд создает инфраструктуру, — обратился глава ФРМ к сопровождавшему его сити-менеджеру Челнов Наилю Магдееву. — Это должна быть осознанная цифра, четко выверенная по годам, как минимум на трех-пятилетний период. Если раньше, то раньше. Также вы должны сориентировать нас по срокам введения объектов в эксплуатацию, чтобы эти цифры можно было зафиксировать, так как целью фонда является не только создание рабочих мест, но и привлечение инвестиций. Все это мы включаем в соглашение для дальнейшей работы с регионом».

Кривогов напомнил, что ФРМ работает с Набережными Челнами уже пять лет: «У нас была поддержка Камских Полян, Чистополя, были и Набережные Челны. Мы опять возвращаемся сюда, потому что, с одной стороны, видим прогресс, с другой — серьезные проблемы, ведь город включен в первую категорию. Проблемы автомобильной отрасли в первую очередь сказались на КАМАЗе, поэтому рабочие места в Набережных Челнах позволят выйти из сложной ситуации, чтобы люди, теряя работу в одном месте, получали ее на другом. Из-за потери работы во многих случаях распадаются семьи. Этой ситуации необходимо избежать. Соответственно, моя задача — посмотреть проекты, предлагаемые республикой, понять, готова ли республика нести по ним обязательства, какие рабочие места и в какие сроки будут созданы, какой объем инвестиций будет привлечен и как вся эта инвестиционная деятельность связана с инфраструктурой».