Дарье Евсеевой 24 года. Она родилась в Зеленодольске, окончила факультет международной журналистики МГИМО и в разное время работала с такими музыкальными проектами, как Machete, Tesla Boy, Mana Island, Иван Дорн и многие другие. В разгар кризиса девушка покинула крупное музыкальное агентство и основала свою компанию, которая занимается пиаром исполнителей, организацией концертов и поиском новых звезд. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорила с Дарьей о ее взглядах на жизнь и профессию.
Дарья Евсеева: «Я вообще трепетно отношусь к людям, которые о чем-то сильно и искренне мечтают» |
«САМОЕ ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДОЙ ГРУППЫ, У КОТОРОЙ НЕТ НИ КОПЕЙКИ ДЕНЕГ, — СДЕЛАТЬ МЕНЕДЖЕРОМ СВОЮ ПОДРУЖКУ»
— Даша, я знаю, что у тебя в Казани много друзей, к которым ты часто приезжаешь повидаться: предыдущий день рождения, например, ты отметила именно здесь. Но в этот раз ты в городе по делу — с лекцией для молодых музыкантов. О чем собираешься рассказывать?
— Думаю, примерно о том же, о чем говорила во время Headliner School (образовательный проект, в рамках которого продюсеры, ивент-менджеры и другие профессионалы в области продвижения делятся опытом с начинающими специалистами — прим. ред.) или на бизнес-школе RMA, — как работает музыкальный менеджмент в современной России. Уверена, что в Казани, да и в других городах многие молодые музыканты просто не представляют, что им делать со своим творчеством. Как можно куда-то пойти и кому-то что-то показать, рассказать, дать послушать, объяснить? Как сделать так, чтобы о тебе написали в каком-нибудь крутом журнале? Как найти менеджера? Я, кстати, считаю, что самое простое решение для молодой группы, у которой нет ни копейки денег, — сделать менеджером свою подружку. Выбрать самую адекватную и довериться ей. Я сама начинала именно так.
— Кто был твоим первым проектом?
— Siberia (инди-рок-группа, созданная певицей и актрисой Натальей Симаковой; сейчас коллектив называется SIBERIAHILLS — прим. ред.). Я тогда очень хотела работать с музыкантами, а моя подруга Рита Саяпина, менеджер Наади, Артемьева и других известных исполнителей, как раз искала себе замену и предложила мне несколько артистов на выбор. Я встретилась с Наташей Симаковой — она такая прямо рок-дива, суперэнергетческая девушка. Мы подружились и начали работать.
— Почему ты вообще решила этим заниматься? Расскажи немного о себе.
— Я родилась и выросла в Зеленодольске, окончила там школу, а потом поступила в МГИМО и переехала в Москву. Вообще-то я ходила на подготовительные курсы в КГУ и думала, что уеду жить в Казань, но вовремя выиграла всероссийскую олимпиаду школьников по литературе и смогла поступить в МГИМО на льготных условиях. Училась на журналиста-международника, изучала урду и хинди — по хинди, кстати, говорю вполне нормально. Чуть хуже, чем моя одногруппница и лучшая подруга, редактор «Газеты.ru» Полина Рыжова, но тоже неплохо. Просто три года из пяти я училась очень усердно, а потом мне захотелось знакомиться с музыкантами, я начала работать в этом направлении, меня затянуло, на учебу стало оставаться заметно меньше времени.
«По хинди, кстати, говорю вполне нормально. Чуть хуже, чем моя одногруппница и лучшая подруга, редактор Газеты.ru Полина Рыжова (на фото), но тоже неплохо» |
— «Захотелось знакомиться с музыкантами» — в какой момент это произошло?
— Не знаю даже... Вот представь себе какой-нибудь коуч-сет, где чувак харизматично говорит: «Вы просто берете свою жизнь и начинаете с ней что-то делать!» Так всегда бывает — если у тебя есть невероятная идея, которую ты очень хочешь воплотить, ты постоянно о ней думаешь, в какой-то момент абсолютно неожиданное предложение буквально падает тебе на голову. Я вообще трепетно отношусь к людям, которые о чем-то сильно и искренне мечтают. Если один из моих друзей или знакомых очень хочет работать кем-то, кем никогда раньше не был, и если я при этом знаю, что он талантливый и упертый, я буду всеми силами стараться ему помочь: подниму связи, найду людей, замолвлю словечко... Я верю, что рядом с каждым в определенный момент жизни должен появиться человек, который поможет принять важное и сложное решение, изменить курс движения. В последнее время я сама принимаю много странных и важных решений, которые даются тяжело: например, оставить работу в одном агентстве, чтобы открыть другое самостоятельно, и все это как раз в тот момент, когда бахнул кризис. Здорово, что рядом со мной были люди, с которыми я могла посоветоваться.
«В последнее время я сама принимаю много странных и важных решений, которые даются тяжело: например, оставить работу в одном агентстве, чтобы открыть другое самостоятельно» |
«У НАС БЫЛА ПРОСТО ГИГАНТСКАЯ ИНВЕСТИЦИЯ: МЫ КУПИЛИ ПРИНТЕР»
— Как развивалась твоя карьера после Siberia?
— Еще во время сотрудничества с Наташей я пошла в только что открывшийся Machete Records — лейбл, который создал Ярослав Малый (музыкант, фронтмен группы TOKiO — прим. ред.). Мы работали с группами Machete и TOKiO, делали фестиваль Red Rocks, который привозили в том числе и в Казань. Это было мое первое официальное музыкальное трудоустройство, там на стартовых позициях я многому научилась. После года в Machete ушла к замечательной группе Tesla Boy, а потом захотела двигаться дальше и устроилась в IKON — агентство, которое занимается артистами международного уровня. Но недавно подумала и решила, что хочу создать свою классную компанию и взять в нее музыкантов, которых люблю, — так появился Zapal Management. Я просто знаю, что работа, которую ты не любишь, не приносит деньги, поэтому для меня очень важно продвигать именно ту музыку, которая нравится мне самой.
«После года в Machete ушла к замечательной группе Tesla Boy (на фото), а потом захотела двигаться дальше и устроилась в IKON» |
— Как создавался Zapal?
— В мае прошлого года мы с моим другом Антоном Борисовым решили открыть лейбл. Позвали туда его друзей — петербургских музыкантов из групп «Полюса» и Tinavi, которым до сих пор иногда помогаем. Потом появилась идея на базе лейбла открыть компанию, которая будет заниматься музыкальным менеджментом, и третьим основателем Zapal Management стала Люда Миронова. На каком-то мероприятии нас спросили, сколько нужно было денег, чтобы открыть собственное агентство, мол, огромные средства, наверное, потребовались! Люда тогда ответила, что у нас была просто гигантская инвестиция: мы купили принтер. Потому что на самом деле главное в нашей работе — это набор связей и репутация. И нас с Людой знают как людей, которые никогда не возьмутся за бездарную музыку, пусть и за очень большие деньги.
«В мае прошлого года мы с моим другом Антоном Борисовым (на фото) решили открыть лейбл» |
— В последнее время музыканты все реже стремятся к сотрудничеству с лейблами: общедоступный интернет позволяет распространять музыку самостоятельно и не делиться ни с кем прибылью. Почему вы решили открыть именно лейбл?
— Официально Zapal действительно зарегистрирован как лейбл, но мы скорее про менеджмент, чем про запись. Я согласна с тем, что лейблы — не всегда благо для музыканта. Тем более в России: у нас они не могут функционировать так, как в Америке, где артисты получают большие проценты от роялти и прочих штук, за которые тут просто никто не платит. Особой нужды в лейблах сейчас и правда нет, они могут долго спонсировать артиста, но потом забрать внушительную часть его денег. Теоретически, если Zapal уверен в музыканте, мы можем в него инвестировать. Но я не сторонник контрактов 50 на 50, где лейблы получают половину заработка, потому что считаю, что это нечестно и основное звено в цепочке — именно артист.
«У нас есть несколько основных музыкантов, с которыми мы работаем на постоянной основе: Роман Bestseller (крайний справа), Иван Дорн, поп-певица IKA и рэпер ST (второй слева)» |
— Чем конкретно занимается ваше агентство?
— Иногда помогаем молодым группам — снимаем видео, оформляем альбомы, выпускаем их на iTunes; очень многие просто не знают, как это делать, а мы поддерживаем начинающих артистов и не просим процента с продаж. Помимо этого, у нас есть несколько основных музыкантов, с которыми мы работаем на постоянной основе: Роман Bestseller, Иван Дорн, поп-певица IKA и рэпер ST. Условия сотрудничества со всеми разные — например, недавно успешно отрелизился Рома Bestseller, который у нас на полном менеджменте: агентство занимается его пиаром, фотосессиями, стилем, концертами... Всем, кроме музыки, потому что за музыку он отвечает сам.
— Сколько человек сейчас работает в Zapal-е?
— Есть несколько ребят на аутсорсе, но основных сотрудников трое. Мы с Людой занимаемся менеджментом, а Антон как наиболее компетентный и ответственный человек курирует юридическую и бухгалтерскую стороны работы. Все на одной волне, мы с Антоном твообще знаем друг друга уже лет 8, учились вместе в институте. Но при этом мы в Zapal-е все очень разные, в том числе по части музыкальных предпочтений. Люда, например, долго работала с «Океаном Ельзи», с Дорном и группой IOWA, а я, скорее, из инди-среды: Tesla Boy, On-The-Go, Pompeya. Правда, сейчас начала переходить на какую-то более популярную музыку.
«Нас с Людой [Мироновой] знают как людей, которые никогда не возьмутся за бездарную музыку, пусть и за очень большие деньги» |
— Коммерческую?
— Неправильно так говорить! Я соглашусь с тем, что в определенный момент многие из наших артистов писали песни «на продажу», но сейчас они все полностью ориентированы на творчество. Я горжусь, например, последним альбомом Вани Дорна: он очень качественный, западный. Я ставлю его американцам, и он им нравится. Последним альбомом Саши ST тоже горжусь, потому что там просто отличные стихи. Этакий современный Есенин, который адаптирован под чуточку другой слой населения, но тоже про Русь, любовь и просторы. И все это очень талантливо.
«С ЛЮБЫМ АРТИСТОМ У НАС ОБРАЗУЕТСЯ ТВОРЧЕСКАЯ КОМАНДА»
— Многие путают понятия «музыкальный менеджер» и «продюсер». Чем отличаются две эти профессии?
— В каком-то смысле мы все продюсеры. Но я стараюсь не использовать это слово, потому что артисты, с которыми работает Zapal, сами себе продюсеры — их музыка все делает за них. Пример последнего Роминого релиза показал, что если музыка крутая, то она дойдет до всех. Мы просто выложили его EP (мини-альбом; от англ. extended play — прим. ред.) на iTunes, и песни сразу же вошли в топ скачиваемых и продержались там неделю. Рома до этого никому не был известен как сольный артист, у него была очень небольшая аудитория на iTunes, но теперь она растет с каждым днем. После выпуска EP все завертелось, скоро еще и клип снимем. Думаю, в ближайшее время будет очень много концертов. Или, например, Ваня: как я могу сказать, что мы (или кто-то там еще) являемся продюсерами Дорна? Он сам себя делает — его харизма, энергетика, голос, песни... Он такой, какой есть, и людям это нравится.
— Зачем тогда нужны ваши услуги?
— Потому что бумажная волокита, концерты, срочные решения, которые должен принимать менеджер, очень сильно забивают голову. Если артист будет этим заниматься, он потеряет свою божественную связь с сочинительством, с музыкой. Музыкант должен писать песни. Все. Не стоит обременять его другими задачами. Возможно, иногда ему следует задумываться над имиджем, но тут одна голова хорошо, а десять — гораздо лучше. Кто-то придумает фишку, кто-то принесет крутой костюм, кто-то разработает идею для ролика, и на выходе получится крутой продукт. С любым артистом у нас образуется творческая команда.
«Бумажная волокита, концерты, срочные решения сильно забивают голову. Если артист будет этим заниматься, он потеряет свою божественную связь с сочинительством, с музыкой» |
— То есть менеджер все-таки может вмешиваться в творчество артиста?
— Конечно, с нами советуются. Мы слушаем все треки, из нескольких готовых песен выбираем ту, которую надо запускать первой, а потом те, которые пойдут вторыми и третьими. Мы чувствуем, где потенциальный хит, понимаем, что надо отдавать на радио, а на что лучше снимать клип. И могу сказать, что мы чаще всего угадываем.
— Музыканты приходят к менеджеру сами или вам нужно искать клиентов?
— Бывает по-разному. Иногда находишь кого-то очень талантливого и говоришь: «Чувак, у тебя такая крутая музыка, ты должен писать песни и срочно выпустить EP! Давай мы тебе поможем?» А кто-то приходит сам, показывает свое творчество, и мы решаем, принять его или отказаться от сотрудничества. Условия работы тоже дифференцированные: есть музыканты, у которых нет средств сейчас, но если мы вложим в них силы и финансы, то они могут выстрелить. С кем-то у нас контракт на процент от дохода, с кем-то — на фиксированную оплату нашего труда.
«ЛАБАЛИ В ЧЕРНО-БЕЛУЮ FIFA В ДУШЕВОЙ»
— В IKON у тебя был опыт сотрудничества с иностранными артистами. Сравнивала их про себя с отечественными исполнителями?
— Все артисты очень разные. Можно найти в России малоизвестную группу с огромной звездой над башкой, которая способна довести до нервного срыва и музыкантов, и менеджера. А бывают известнейшие артисты, которые ведут себя очень выдержанно и интеллигентно. Как-то я познакомилась с группой Rammstein, и они оказались настолько добрыми и адекватными, что мы общались весь вечер, будто старые друзья.
— Ты когда-нибудь сталкивалась с проблемой непомерных райдеров?
— Когда я только начинала работать с Дорном, мне кто-то сказал, что у него в райдере устрицы. Я, разумеется, поверила и все время представляла себе, как в каком-нибудь Ростове-на-Дону бедные организаторы ищут этих устриц по всем супермаркетам. Приезжаю на один из концертов, захожу в гримерку, а там какие-то фрукты, сыр, колбаска. Тихонько спрашиваю у коллеги: «Ребят, а у вас же устрицы в райдере?» А они смеются: «Даш, ну ты чего, что за бред?!»
Вообще, зачем музыканты включают в райдер странные штуки? Например, у ST в списке есть две пачки желтого M&M's. Мы приезжаем в город и сразу видим, читал промоутер райдер или нет. Если принесли коричневый, значит, все прочитали, но желтого не было, а если вообще никакой не принесли, то дальше можно ждать беды: на сцене не хватит оборудования, в гостинице чего-то не будет, трансфер опоздает... Недавно составляли райдер с Ромой, решили вписать туда портрет Джорджа Бенсона — «распечатать и повесить на стену». Поедем по городам, проверим, посмеемся. А у группы Pompeya, насколько я знаю, в райдере числятся карлики с опахалами, стоящие возле гримерки. Понятно, что это просто для фана делается. Или вот когда мы работали с Tesla Boy, у нас было требование, чтобы в гримерке стояла PlayStation с последней FIFA. Организаторы в каком-то городе нам говорят: ребят, в гримерке места не хватило, мы вам поставили все в душевую. А там еще телевизор был сломанный, и все игроки в FIFA оказались черно-белые. Так что лабали в черно-белую FIFA в душевой!
— Какова, на твой взгляд, самая главная ошибка, которую молодой музыкант может допустить при выборе менеджера?
— Бывают артисты с природным чутьем, которые просто знают, какую песню надо сочинить в тот или иной момент. Тебе кажется, что это полная дичь, но у музыканта есть уверенность, которая никогда его не подводит, и в итоге все получается так, как нужно. Поэтому худшее, что может сделать молодой талантливый артист, — пойти к поп-продюсеру, поверить ему на слово и начать ломать под него свою музыку.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.