6565.jpg
В преступном мире Артура Якупова больше знали под прозвищем Акула

СМЕРТЬ АКУЛЫ ЗА МЕСЯЦ ДО СУДА ПО УДО

Накануне в районе полуночи в казанской исправительной колонии №2 скончался 49-летний Артур Якупов, один из лидеров могучей в лихие 90-е группировки «Жилка», впоследствии возглавивший ее питерский «филиал». В преступном мире Якупова больше знали под прозвищем Акула. Причина смерти, по предварительным данным, инфаркт.

Напомним, в 2005 году Якупов был приговорен Верховным судом РТ к 17 годам лишения свободы. Однако в 2006 году Верховный суд России снизил его срок до 15 лет, в него зачли срок пребывания в СИЗО. Отсчет срока начался с 16 августа 2002 года и должен был закончиться в 2017 году. За плечами у Якупова к тому времени уже было три судимости. В 1985 году он получил три года условно за кражу. В 1986-м опять же за кражу был приговорен к трехлетнему заключению. А в 1996 году Якупов снова был арестован и получил четыре года условно за незаконное хранение оружия.

Как стало известно «БИЗНЕС Online» от источника в правоохранительных органах, на воле Акулу ждали не только родственники, но и, разумеется, товарищи, с которыми он сблизился еще в 90-е. Напомним, что из многочисленного состава группировки «Жилка» (ее численность достигла несколько сот человек) наказание понесли лишь 16 наиболее активных участников. При этом только лидер ОПГ Юрий Марухин был приговорен к пожизненному заключению (прокурор требовал приговорить четверых подсудимых к пожизненному заключению).

Вокруг мечети «Тынычлык» в поселке Мирном, где сегодня хоронят Якупова, собрались около 50 человек. Вокруг стояло примерно полтора десятка иномарок, в том числе пара BMW и Audi. Большая часть бородатых мужчин, пришедших попрощаться, были среднего возраста.

Вокруг мечети «Тынычлык» в поселке Мирный, где сегодня хоронят Артура Якупова, собралось около 50 человек
Вокруг мечети «Тынычлык» в поселке Мирном, где сегодня хоронят Артура Якупова, собралось около 50 человек

Родственники, с которыми встретился корреспондент «БИЗНЕС Online», не верят в смерть Якупова от естественных причин. Его мать Альфида Якупова и жена Виктория Иодаева утверждают, что на лице Артура синяки, и говорят, что намерены добиваться правды (действительно, некоторая опухлость левой стороны лица, по оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», присутствует). По их словам, через месяц должен был состояться суд, на котором он мог претендовать на условно-досрочное освобождение. По словам супруги, теперь они намерены добиться расследования причин смерти Артура. «Дело, кажется, завели уголовное... Он был очень здоровый человек, занимался спортом, не курил. Он очень любил жить, он хотел на свободу. А для этого надо иметь хорошее поведение, надо работать. Мы с ним не виделись, свиданий нам не давали с января», — напряженно говорила Виктория.

Между тем, по словам Искандера Сиражи, знавшего покойного, в последние годы Якупов увлекся религией, в колонии у него возник конфликт с имамом, который распоряжался пожертвованиями «сидельцев». Средства, по его словам, «ушли» налево, Якупов этого не потерпел, но в результате его «соратников» по ту сторону свободы теперь собираются перевести в колонию подальше от Татарстана.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» начальник пресс-службы УФСИН Инга Мазуренко, осужденный заболевания все-таки имел и состоял на учете у терапевта. Подробности диагнозов закрыты по закону о персональных данных, однако заболевания эти достаточно серьезны. В отряде Якупову стало плохо, он потерял сознание, упал и ударился о железную кровать, в результате чего и образовались гематомы на одной стороне лица. На носилках его доставили в медчасть, где медсестра оказала первую помощь. Однако лучше ему не стало, было принято решение вызвать скорую, которая также оказала неотложную помощь. Медики пришли к выводу, что пациента необходимо госпитализировать, а для этого его надо этапировать в тюремную больницу. Был вызван конвой, на специальном автомобиле Якупова повезли в больницу, однако по дороге он скончался. Произошло это вчера поздно ночью, после 23 часов.

Характеризовался осужденный отрицательно, добавили в пресс-службе. Якупов не был злостным нарушителем порядка, у него было 20 поощрений и 31 взыскание, однако он не работал. Мог ли он претендовать на УДО? Подавать документы, конечно, можно, однако суд учитывает характеристику из колонии, при отрицательном отзыве шансы на условно-досрочное освобождение падают.

«ЖАЛОБ ОТ ЯКУПОВА НА ЗДОРОВЬЕ НЕ БЫЛО...»

Герман Алеткин — заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии РТ, предполагает, что Якупов, по всей видимости, скончался не в самой колонии, а в БДО — больнице для заключенных, которая находится на территории колонии. «Она находится на территории ИК-2, но это отдельная структура. Там недавно закончили ремонт, это хорошо, — объяснил Алеткин. — Туда свозят всех больных арестованных со всей республики — из СИЗО, из колоний... Там есть разные отделения — инфекционное, терапевтическое, хирургическое... Там много людей с самыми разными диагнозами. Они там лежат, лечатся, получают какие-то лекарства. О смерти Якупова я пока еще ничего не знаю, но в колониях практически каждый день кто-то умирает по вполне естественным причинам».

При этом, по словам Алеткина, никаких жалоб от Якупова на здоровье и плохое обращение в ОНК не поступало. При этом правозащитник отмечает, что в колониях содержится много заключенных с пошатнувшимся здоровьем. Так, в одной из колоний содержится человек после удара топором по голове. Половина тела у него парализована, его преследуют эпилептические припадки...

«Что можно сказать о медицинском обслуживании в местах лишения свободы? Они стараются делать что могут, — продолжает Алеткин. — Но понятно, что усилий недостаточно. Есть проблема взаимодействия с вольными врачами. Вывезти человека в «вольную» больницу за территорией исправительной колонии очень тяжело. Там должна быть палата, оборудованная решетками, конвой нужно выставлять, а людей не хватает. Поэтому помощь они стараются оказывать сами или приглашают врачей в колонию. Но чтобы пригласить врача в колонию, нужны деньги, нужно договариваться... Я не говорю, что все страшно, но врачей действительно не хватает».

Мать Альфида Якупова и жена Виктория Иодаева утверждают, что на лице Артура — синяки, и говорят, что намерены добиваться правды
Мать Альфида Якупова и жена Виктория Иодаева утверждают, что на лице Артура синяки, и говорят, что намерены добиваться правды

Эксперт совета по правам человека при президенте РФ Владимир Рубашный сомневается, что в смерти Якупова могут быть замешаны силы, «которые повлияли на него так, что он умер не случайно».

«Все может быть, — отмечает правозащитник. — Если кто-то был в этом заинтересован, сделать можно все что угодно. Литвиненко за границей отравили, осужденного тоже можно достать. Но вероятность этого, конечно, очень маленькая. Якупов был не вором, но авторитетом, воров реальных в Казани не осталось. Сидел он тихо, я не слышал о его проблемах».

Действительно, некоторая опухлость правой стороны лица, по оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», присутствует
Действительно, некоторая опухлость левой стороны лица, по оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», присутствует

Рубашный заверил «БИЗНЕС Online», что сегодня вечером направит двух сотрудников из ОНК проверить обстановку в колонии и узнать о том, как умер Якупов.

«АКУЛА БЫЛ КРЕПКИМ ОРЕШКОМ — НА ЕГО УБИЙСТВО ИЗ ОБЩАКА ВЫДЕЛИЛИ 30 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ...»

Напомним, преступное сообщество «Жилка» в конце 70-х — начале 80-х годов организовал на территории казанского поселка Жилплощадка авторитет Хайдар Закиров (Хайдер). В начале 90-х группировка численностью в несколько сот человек стала одной из самых влиятельных группировок страны. Подорвала «Жилку» война 1994 - 1996 годов с ОПС «Севастопольские» и лично с его лидером Радиком Юсуповым по прозвищу Дракон. По подсчетам правоохранительных органов, к деятельности обоих сообществ тогда были причастны более 7 тыс. человек. За время войны «Жилка» потеряла десятки бойцов.

Подорвала «Жилку» война 1994-1996 гг. с ОПС «Севастопольские» и лично с его лидером Радиком Юсуповым по кличке Дракон (в центре)
Подорвала «Жилку» война 1994 - 1996 годов с ОПС «Севастопольские» и лично с его лидером Радиком Юсуповым по прозвищу Дракон (в центре)

Якупов был, пожалуй, самой известной «ударной силой» Хайдера (Акула входил в банду киллеров «Бригады Исламея», от имени «жилковского» авторитета — Ислама Галимзянова). Отметим, что из этой банды до суда дожили лишь Якупов и его «боевой товарищ» Евгений Краснов. В итоге Акулу помимо участия в банде и преступном сообществе признали виновным еще и в организации убийства и покушении на троих человек. К примеру, в 1997 году «жилковские» охотились на авторитета ОПГ «Кинопленка» Игоря Афанасьева (Афоня), который, в свою очередь, совершил покушение на Исламея. В марте 1996 года Краснов и Якупов расстреляли автомобиль, в котором находились Афоня и еще трое участников его бригады. Один из находившихся в машине мужчин был убит, остальные, в том числе Афоня, получили ранения. От смерти авторитета спас бронежилет. Но жить ему оставалось недолго: когда Краснов совершил на него очередное покушение, бронежилета на Афоне не было...

В 2000 году, когда Якупов уже сидел в «Крестах» (знаменитый СИЗО в Северной столице), в СМИ появилась информация о том, что он может быть причастен к громкому убийству Галины Старовойтовой в Санкт-Петербурге. Впрочем, эта история так и осталась загадкой. Совпадением можно считать и тот факт, что сегодня обвиняемый в убийстве Старовойтовой экс-депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Глущенко приговорен к 17 годам колонии строгого режима.

Яркий портрет Якупова приводят в своей книге «Бандитская Казань-2» ее авторы — заместитель председателя Верховного суда РТ Максим Беляев и старший помощник руководителя СК РФ по РТ Андрей Шептицкий. В книге кроме подробной истории о противостоянии жилковских и севастопольских можно отыскать яркий фрагмент тщетного покушения на Акулу. Эти события разворачивались апрельским утром 1996 года в казанском микрорайоне Азино-2: «Акула был крепким орешком, поэтому на его убийство денег не пожалели, выделив из общака около 30 тысяч долларов. Выяснив, что Якупов живет в Казани в двухкомнатной квартире на седьмом этаже дома по улице Минской, «севастопольские» около месяца вели за ним наблюдение. Но из дома Якупов, чувствуя опасность, выходил редко, да и то с вооруженной охраной. Между тем шло время, и киллеры, полагавшие, что рано или поздно Акула сменит квартиру, решились на штурм его квартиры под видом милицейской операции.

Яркий портрет Якупова приводят в книге «Бандитская Казань — 2»
Яркий портрет Якупова приводят в книге «Бандитская Казань-2»

В магазине «Спорттовары» они купили канат, Юсупов прислал из Москвы милицейскую форму, бронежилеты, штурмовую каску «Сфера» с бронестеклом и два пистолета «Стечкина». Поскольку нападение планировалось совершить ночью, киллеры заранее прикрепили с помощью изоленты фонарики на стволы пистолетов, чтобы освещать направление выстрелов. Ночью 31 марта киллеры приехали к дому Якупова, прошли на технический этаж, от которого у них были ключи, и забрались на крышу. Оттуда Лоскутов и Михайлов стали спускаться по канату на балкон Якупова. Третьим должен был спуститься Сафонов, но он так и не смог преодолеть боязнь высоты и в операции не участвовал.

Пока киллеры спускались с крыши, в дверь квартиры позвонил вооруженный автоматом Ханнанов и стал звать на рыбалку какого-то Альберта. Однако Якупов не открыл ему дверь и пошел за пистолетом, чтобы в случае появления милиции выбросить его. В следующий момент Акула услышал грохот. Посмотрев в окно, он увидел спортивный канат, который свисал с крыши, и спускающегося по нему парня в камуфлированной форме и каске. Якупов подумал, что это сотрудники милиции, и надел на себя бронежилет, полагая, что при задержании его изобьют. Затем, еще раз выглянув в окно, увидел, что парень в камуфлированной форме лежит на балконе, а сверху спускается второй милиционер. Но, в отличие от первого, на голове его была вязаная шапка, а не каска, на обтянутых трико ногах — кроссовки. Это показалось Акуле странным.

Он открыл окно, крикнул: «Что вы там делаете?» В ответ парень в каске, выстрелил в Акулу и ранил его в плечо. Тогда «жилковский» швырнул в него бутылку «Боржоми», достал 12-зарядный браунинг, подаренный Хайдером, и начал стрельбу.

Один из киллеров — Лоскутов — разбил окно и ворвался в квартиру. За ним — Михайлов. Пробравшись в помещение, он увидел лежавшего на полу Лоскутова, у которого изо рта шла кровавая пена.

Завязалась стрельба. Михайлов выпустил в Акулу все патроны, после чего попытался уйти через дверь, однако она оказалась запертой. Тогда Михайлов вернулся на балкон, спустился по канату на этаж ниже и, раскачавшись, запрыгнул на соседний балкон. Выбежав из квартиры в подъезд, он скрылся. Для «севастопольских» это был полный провал. Их и без того небольшая группа потеряла одного из самых лучших бойцов. Говорят, что Сайман (один из лидеров ОПГ «Севастопольские», бывший спортдиректор ФК «Рубин» Рустем Сайманов), узнав о случившемся, впал в депрессию. Но ненадолго: нужно было продолжать войну».

Спустя несколько лет Якупова привезли из колонии на процесс по делу ОПГ «Севастопольские» в качестве потерпевшего.

«Эта группировка отличалась от других особой жестокостью, — говорит о «Жилке» Александр Аввакумов, бывший замначальника управления угрозыска МВД по РТ. — Хайдер в свое время мне говорил так: «Леонидыч, сейчас самое главное иметь не силу мышц, которую качают многие, а силу пальцев, чтобы нажать на курок». Это одно из самых крылатых его выражений. А еще любил говорить «Смеется тот, кто стреляет первый». А Артур Якупов был, конечно, активным участником этой группировки. Я не думаю, что инфаркт у него произошел потому, что он переживал о прошлом и это повлияло на состояние его здоровья. У этих людей нет переживаний. Причина болезни не зависит от того, думаешь ли ты о прошлом, мечтаешь ли о будущем. Это просто состояние организма...»