Семь картин от нашей республики увидят зрители на стартующем в эту субботу традиционном международном фестивале мусульманского кино. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, какой жанр полюбили татарские кинематографисты, как «Рудик» чуть не остался на полке и почему арт-директор казанского кинофорума считает, что «кино и ислам — это оксюморон».
КАК «РУДОЛЬФ НУРИЕВ» ЧУТЬ БЫЛО НЕ ОСТАЛСЯ БЕЗ ДЕНЕГ
XI фестиваль мусульманского кино в Казани стартует уже в эту субботу. В жанре полнометражного игрового фильма на конкурс заявлена лишь одна работа из Татарстана — «Рудольф Нуриев. Рудик» Фарида Давлетшина. Идея у режиссера возникла после встречи со знаменитым танцовщиком. «В 1991 году он приезжал в Казань в последний раз. Правда, пообщаться с ним мне не удалось — в 1993-м он умер, — рассказывает режиссер. — Идея воплотилась в действительность только через 20 лет». По ходу съемок возникли финансовые проблемы, поэтому создатели фильма не смогли сделать полный метр, получилось всего 52 минуты. В итоговую версию работы не вошли еще три-четыре запланированные сцены. Завершить проект финансово помог сценарист Рабит Батулла.
Говорить о своих шансах на победу режиссер не хочет, но надеется, что жюри и зрителям фильм понравится: «Бывает, что приезжают не очень сильные картины, а в другой год — наплыв мощных работ. Когда мы показывали фильм «Собака», было много хорошего иранского кино. В прошлом году — послабее. На «Собаку» приходило много положительных отзывов от зрителей, но нам сказали, что мы не попадаем под формат мусульманского кино. У нас скорее затрагивалась тема милосердия, ответственности человека за свою жизнь. Поэтому предсказывать тяжело». Арт-директор фестиваля Альбина Нафигова говорит о фильме Давлетшина: «Это милое и малобюджетное кино, но к нему есть много вопросов».
«ТАТАРОМЕТРАЖКИ» ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ
Нафигова также рассказывает, что в этом году будет много короткометражных документальных фильмов из Татарстана. Она обращает особое внимание на молодого режиссера Юрия Данилова с фильмом «№9». «В главной роли выступил Рустем Абязов, дирижер оркестра La Primavera, ему оказалась близка эта роль. Сценарий писал зимой — он о композиторе, которого терзают муки творчества, ему надо написать произведение, но постоянно что-то мешает, например, сосед сверху, — пересказывает сюжет Данилов. — В концовке мы открываем зрителю то, что было причиной его мук». Ранее режиссер снял несколько короткометражных фильмов, а также работал в качестве ассистента оператора в проектах «Сокровища Озера Кабан» и «Скорый «Москва — Россия». Фильм «№9» же сделан на собственные деньги, в качестве съемочной группы выступили его друзья.
Еще один татарстанский фильм в категории «Короткометражное документальное кино» — «Хлопнул дверью и ушел» Салавата Юзеева, сценариста и режиссера «Курбан-романа». Его новый фильм — эта одна из частей серии коротких комедийных короткометражек, которые сам режиссер называет «татарометражками». «Татарометражки», возможно, новый жанр в местном кинематографе, это короткие истории с намеком на притчу. Всего мы сняли три, надеюсь, что представим их в сентябре-октябре, — говорит Юзеев. — Заказчик — «Татаркино», это государственный заказ. Оно же — правообладатель, и заявить на фестиваль именно «Хлопнул дверью и ушел» — это их выбор. Думаю, он правильный». Фестиваль для режиссера — это проверка того, как формат воспримут зрители: «Комедия — излюбленный всеми востребованный жанр, проверенный театром. Мы будем продолжать снимать короткометражные фильмы, если они понравятся зрителю. У нас уже есть кипа очень интересных сценариев».
«НЕ НАДО ВОСПРИНИМАТЬ НАС КАК ФЕСТИВАЛЬ ИСЛАМСКОГО КИНО»
По заказу центра современной музыки режиссер Степан Белов снял фильм «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани». В нем идет речь о раннем этапе знаменитого композитора, до отъезда в Москву. Нафигова говорит, что в этом году полнометражных документальных фильмов довольно мало. Но фильм «Под знаком любви» — один из фаворитов в своей номинации хотя бы потому, что это «показательный микс тем фестиваля этого года». Сам режиссер рассказывает, что до фильма он о Губайдулиной не знал: «Она для меня открывалась по ходу работы, я узнавал многие интересные факты из ее биографии. Мы собрали материал и ждали, когда София Асгатовна приедет в Казань, но в самый последний момент поездка отменилась из-за состояния ее здоровья. Позже мы узнали, что она будет в Минске буквально один день. Там мы сняли интервью, которое и вошло в фильм. Как личность она произвела на меня впечатление — невероятный человек, очень сильная харизма. Несмотря на почтенный возраст, даст фору многим молодым».
Среди короткометражных документальных фильмов на фестивале есть работа «На высокой ноте» Зуфара Хайруллина. Она о музыканте, композиторе и дирижере Айрате Ишмуратове. «Он по воле судьбы уехал в Канаду вместе с женой. Там добился очень хороших результатов. Но в эмиграции жизнь у него сложилась непростая — там пять лет Айрат на кларнете, его супруга на скрипке играли на улицах Монреаля для того, чтобы оплачивать квартиру, покупать еду, — говорит Хайруллин. — Сейчас Айрат Ишмуратов — профессор консерватории в Монреале, дирижер нескольких оркестров, они создали свой ансамбль и гастролируют по всему миру».
В разделе анимационных фильмов представлены два детских мультфильма. «Салават Купере» («Радуга») — образовательно-развлекательный фильм про Татарстан: про географию республики, население, основные достопримечательности. «Создавали его вместе с журналом «Салават Купере», взяли оттуда несколько главных героев, перерисовали их на современный лад и сделали новую историю, — рассказывает художник Даниил Файзрахманов (Даниил Фэй). — Это наше первое участие в фестивале — захотелось поделиться тем, что делаешь, с коллегами и зрителями». Второй мультфильм — «Койрыклар» («Хвосты») производства объединения «Татармультфильм». Он сделан по одноименной сказке поэта и писателя Абдуллы Алиша режиссером Сергеем Киатровым.
Нафигова считает, что на фестивале представлены фильмы на различные темы, которые не обязательно связаны с религией, — проблемы женщин, гастарбайтеров, налаживание диалога между людьми: «У нас все-таки культурологическое, светское мероприятие, а иногда приходят вещи околорелигиозные. Кино и ислам — это оксюморон. Не надо воспринимать наше мероприятие как фестиваль исламского кино».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.