Рамиль хазрат Мингараев назвал действия руководства музея чак-чака «рейдерским захватом»

ПЕЧАТЬ НА ВХОДЕ

Сегодня утром сотрудники музея чак-чака на улице Каюма Насыри не смогли попасть на свои рабочие места. Входная дверь здания была опечатана, причем на печати красовался силуэт с минаретами. Вход заблокировали сотрудники мечети аль-Марджани, у которой здание, принадлежащее минземимущества РТ, находится в безвозмездном пользовании. Так сегодня продолжился конфликт между руководством музея и мечети, который, как выяснилось, не смогли урегулировать даже руководитель Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов и помощник президента РТ Олеся Балтусова, побывавшие на месте событий неделю назад.

Тогда, напомним, казалось, что инцидент исчерпан. Директор музея Дмитрий Полосин после закрытого совещания с участием чиновников и имама мечети аль-Марджани Мансура хазрата Джалялетдина заявил, что музей будет работать на прежнем месте как минимум полгода — пока мечеть не согласует проект реставрации здания. «Мы сошлись на том, что Мансур хазрат согласовывает реставрацию этого здания, приводит его в первоначальный вид, который задумывался архитекторами. Для этого нужно согласовать огромное количество документов, как правило, все оформление занимает минимум полгода. На это время остаемся в здании и работаем на тех же условиях», — рассказал Полосин. Но радоваться директору музея чак-чака пришлось недолго...

«НАШ ЮРИСТ ОШИБОЧНО СДЕЛАЛ ДОГОВОР АРЕНДЫ»

Объясняя печать на дверях здания, имам-хатыб мечети аль-Марджани Рамиль хазрат Мингараев назвал действия руководства музея чак-чака «рейдерским захватом». «От них есть гарантийное письмо, что они 10 сентября должны были съехать, — трясет листом формата А4 перед корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мингараев. — Мы сказали им, что готовы даже дать транспорт, людей для помощи. Они были заранее предупреждены, что 11 числа доступ в здание мечети будет закрыт полностью».

Входная дверь здания была опечатана, причем на печати красовался силуэт с минаретами

Выяснилось, что результаты встречи с помощником президента и главой госкомитета по туризму РТ представитель мечети интерпретировал по-своему. «Были договоренности между Балтусовой, руководством мечети и минтуризма. После этого им [музею] был дан срок в неделю, чтобы они могли собрать вещи и съехать. За это время они никаких движений не сделали и не собираются съезжать из здания, которое дано нам для создания медресе и общежития для студентов и преподавателей», — рассказал Мингараев.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, каким образом музей чак-чака смог въехать в здание, не предназначенное для сдачи в аренду, Мингараев ответил: «Изначально была допущена ошибка мечетью. Наш юрист ошибочно сделал договор аренды. Взяв нового юриста, мы поняли, что не имели права сдавать в аренду данное помещение. Признав свою ошибку, мы предупредили их 14 августа и попросили освободить помещение. Но, к сожалению, люди до сегодняшнего дня не съезжают. Просто сидят на здании, которое построено за счет садака, за счет пожертвований! В центре города хотят забрать это здание».

По словам Мингараева, сувенирная лавка, располагавшаяся под музеем, уже освободила помещение.

Сергей Иванов и Олеся Балтусова побывали в музее чак-чака неделю назад, но не смогли урегулировать ситуацию

СЪЕХАТЬ ОБЕЩАЛИ, НО ДО ВСТРЕЧИ С БАЛТУСОВОЙ

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказались документы — договор об аренде и официальная переписка конфликтующих сторон. Как выяснилось, руководство музея действительно пообещало съехать из здания до 10 сентября этого года. В том самом документе, на который указывал Мингараев, Полосин сообщает: «В связи с особенностями музейного дела, а именно демонтажем и транспортировкой оборудования, ценных и особо ценных экспонатов, просим вас не препятствовать доступу в помещение наших сотрудников с 1 по 10 сентября 2015 года. Обязуемся до 10 сентября включительно сдать помещение».

Все бы ничего, но документ датирован 1 сентября 2015 года. А это значит, что он направлялся руководству мечети накануне встречи, которую провели Балтусова и Иванов. Отметим, что корреспондента «БИЗНЕС Online» на совещание не пустила охрана мечети.

«От них есть гарантийное письмо, что они 10 сентября должны были съехать. Мы сказали им, что готовы даже дать транспорт, людей для помощи. Они были заранее предупреждены, что 11 числа доступ в здание мечети будет закрыт полностью»

«Мы на всякий случай написали это письмо, чтобы нам дали время. Но это было до 2 сентября, когда состоялась четырехсторонняя встреча с участием двух представителей нашего правительства. Соответственно, все наши договоренности до этой встречи должны были отменить», — объяснил Полосин.

По словам креативного директора музея Раушании Сулеймановой, день простоя обходится в 10 - 25 тыс. рублей в зависимости от посещаемости.

«БИЗНЕС Online» направил запрос помощнику президента РТ Балтусовой, обратился в пресс-службу госкомитета по туризму, однако на момент публикации ответов получено не было. В частности, в пресс-службе госкомитета пояснили, что Иванов находится в Чистополе. В пресс-службе министерства земельных и имущественных отношений подтвердили получение запроса, сообщив, что он переправлен ответственным специалистам ведомства и ответ требует времени. В духовном управлении мусульман подтвердили получение обращения, пообещав ответить позднее, однако пока ответа также нет.

Как стало известно «БИЗНЕС Online» от осведомленных источников, урегулированием конфликта в правовом поле теперь займется специально созданная комиссия.

КАК ДОМ МУЛЛИНА В АРЕНДУ СДАВАЛИ

Напомним, конфликт вылился в публичное пространство 2 сентября. В этот день в редакцию «БИЗНЕС Online» стали поступать сообщения о возможном закрытии популярного музея чак-чака, открывшегося в городе год назад. «Придя на работу, мы увидели, что рабочие снимают вывески, нумерацию дома, — рассказал ранее «БИЗНЕС Online» директор музея Полосин. — Все наши «украшательства» во дворе оказались сдвинуты, вместо этого — огромное количество строительного мусора, плюс еще рабочие установили строительные леса, которые мешают проходу сотрудников».

Как стало известно «БИЗНЕС Online», единственным собственником дома Муллина, в котором расположен музей, является мечеть аль-Марджани. Здание было передано религиозной организации в безвозмездное пользование минземимущества РТ. На основании этого договора руководство духовного учреждения не имело права заниматься коммерческой деятельностью, в том числе сдавать помещение в аренду, не уведомив об этом министерство. Также стало известно, что здание нуждается в реставрации. Все эти тонкости выяснились, когда руководство музея для участия в конкурсах на получение грантов запросило у мечети соответствующие документы, но получило отказ. После этого в середине августа перед арендаторами было поставлено условие — музей должен был съехать из здания до 1 сентября.

По словам Полосина, согласно договору аренды, в случае реставрации здания музей действительно должен его освободить. Но предупредить о реставрации руководство должны были за 60 рабочих дней, то есть выехать музей, по сути, должен до 9 ноября. Директор музея уверен, что причина конфликта — обида имама мечети на то, что факт незаконной сдачи помещения в субаренду из-за музея выплыл наружу.

Музей чак-чака год назад открыла супружеская пара Дмитрий Полосин и Раушания Сулейманова

«МУЗЕЙ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ НА ВОСТРЕБОВАННОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ МАРШРУТЕ»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился также к участникам туристического рынка.

Зуфар Гаязов — генеральный директор ООО «Татинтер Ресторантс»:

— В суть этого конфликта я не вникал, не знаю, кто из них прав, кто виноват, но все, что касается привлечения внимания туристов к Татарской слободе, для развития индустрии гостеприимства, музей чак-чака обязательно нужен. Я был в этом музее, он мне очень понравился. Ребята все там делают умеючи, творчески к этому относятся. Я порадовался за них. В той ситуации, которая сложилась между уважаемым Мансуром хазратом и ними, я хотел бы, чтобы весь этот конфликт закончился мирно и не имел продолжения. Этот музей должен находиться на том туристическом маршруте, который на сегодняшний день востребован. А Татарская слобода сейчас очень востребована. А если разместить его в другом месте, то сначала нужно найти для него помещения, а все помещения заняты.

Виктор Степанцов — генеральный директор компании «Казань Интур»:

— Национальная кухня является такой же культурной ценностью, как и та же самая мечеть аль-Марджани или памятники... В Скандинавии благодаря местной культуре еды принимают огромное количество путешествующих. Потому что они готовят еду только из тех продуктов, которые производятся в Скандинавии. А чак-чак — это наше национальное блюдо. И когда чак-чак ассоциируется с национальной культурой — это всегда хорошо. А вопрос размещения музея — это уже внутренний вопрос. Если музей чак-чака размещается внутри мечети аль-Марджани, то я согласен — возможно, это не совсем корректно. Это все равно как на одной странице газеты разместить рекламу селедки и информацию о неком политическом движении. Уважение к культуре и к религии должно быть. А место для музея всегда можно найти. Нельзя в одном и том же месте размещать и музей, и мечеть. Я бы разместил музей в другом месте.