На XI КМФМК картина «Война непрощенных» получила главный приз в номинации «полнометражное документальное кино». На основе документов, научных материалов о легионе «Идель-Урал», рассказов участников событий авторы ставят проблему восстановления правды о малоизвестных сторонах войны. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, написанной специально для деловой газеты «БИЗНЕС Online», раскрывает важные детали истории легионеров и съемок этого необычного фильма.
Кадр из фильма «Война непрощенных» |
ПОЛНОМЕТРАЖНАЯ ПРАВДА О ЗАКРЫТОЙ ИСТОРИИ
Так получилось, что я не смог побывать на казанской премьере фильма «Война непрощенных». Но, зная кадры смонтированного варианта, не сомневался, что и тема, и сама картина не может оставить нашего зрителя в безмятежном состоянии. Так и случилось: в зале не было сидячих мест, на документальную ленту пришли неравнодушные к народной истории знатоки и большое количество зрителей. Реакция на поставленную тему и раскрытую идею взволнованная. Отношение к бывшим легионерам, присягнувшим врагу, но оставшимся верными родному народу и своей стране, сложилось адекватное.
Все еще в нашем обществе есть люди, считающие попавших в плен советских солдат и офицеров предателями. Оказавшихся не по своей воле в плену более 6 млн. человек, и среди них не только чеченцы, ингуши, крымские и поволжские татары. Всего в строю Российской освободительной армии (РОА) стояли более 800 тыс. советских, по некоторым сведениям — около миллиона человек различных национальностей, пропорционально составу населения СССР и России. В том числе отнюдь не в меншинстве — русские, украинцы. Те из них, кто выжил и вернулся на Родину, некоторые вместе со своей частью дошли до Берлина, но после войны прошли сталинские лагеря за свое пленение. И только единицы из них реабилитированы даже посмертно. В некоторых случаях не прощены и те, кого гитлеровцы уничтожили как своих непокорных противников.
Именно с этой категорией советских солдат и офицеров связана героическая и трагическая история Мусы Джалиля и его соратников, казненных 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее за организацию антифашистского подполья. Создатели фильма «Война непрощенных» ведут взволнованный рассказ не только о подвиге группы Курмаша и Джалиля, они с помощью экспертов и очевидцев подводят зрителя к осмыслению темы военнопленных и татарских легионеров. Знакомясь с их пройденным путем, невольно вспоминаешь Андрея Соколова — героя шолоховского рассказа «Судьба человека» и одноименного художественного фильма Сергея Бондарчука. Документальная работа — суровее, «шершавее», как все происходит в жизни. В реальности перед вражеским офицером не покуражишься, мол, «после первой не закусываю».
Создатели фильма «Война непрощенных» подводят зрителя к осмыслению темы военнопленных и татарских легионеров |
Документальная картина о легионерах вызывает похожее чувство сострадания и гордости за силу и живучесть человека, в данном случае наших земляков. Поэтому после просмотра фестивального фильма многие выходили со слезами на глазах. Статья о картине в рамках фестиваля справедливо названа «В фильме есть все, что необходимо знать о легионе «Идель-Урал».
Я бы добавил: для понимания непростой истины о событиях, случившихся более семи десятилетий назад. До полного понимания правды и горьких и героических сторон действительности еще далеко.
«ПОКЛЕПЫ» СПУСТЯ 70 ЛЕТ ПОСЛЕ КАЗНИ
Убежден, что нам нужно знать эту правду о Мусе Джалиле, Гайнане Курмаше и других личностях. Но чтобы понять непростую коллизию, когда верность и человеческая честь сталкиваются с суровой грязью войны, не менее важно знать о десятках и сотнях тысяч безвестных легионеров. Даже Джалиль, отмеченный звездой героя, высшей литературной премией, спустя 70 лет после казни на гитлеровской гильотине, не застрахован от попыток замарать, дискредитировать его. В этом я убедился после публикации своей прошлогодней статьи «Мусу Джалиля и других легионеров нередко выставляют то предателями, то фанатиками советского режима».
Именно позитивный настрой, «правильность» идейного содержания очередного рассказа о подвиге и горечи потерь (а сколько их было, начиная с публикаций Симонова, Кашшафа, Мустафина, Ахтамзяна и других авторов!) сильно влияет на общественное сознание. И эта же непростая правда побуждает кое-кого находить пятна на солнце или капнуть хотя бы один грамм дегтя.
Вы не поверите: на мою прошлогоднюю статью нашлись авторы, откликнувшиеся в жанре «анти-Римзиль», мол, «вокруг Мусы Джалиля, его плена и творчества наворочены горы агитпроповской лжи».
Но им и на этот раз не удалось опорочить ярлыком «агитпроповской лжи» то, что происходило на самом деле в татар-башкирском легионе в конце Второй мировой войны. В этом можно убедиться, вспомнив мою ответную статью «Чье-то невежество не может подвергать сомнению героические судьбы Джалиля и одиннадцати татар, казненных фашистами в Берлине».
АНАТОМИЯ СЕНТЯБРЬСКОЙ ПОБЕДЫ
К чему же все это пишу? Такого фильма, работы такого уровня и идейно-духовного накала, наверное, никто не ждал. Трудно было поверить в возможность такой картины. Не знаю, как она появилась и как авторы посягнули на нее. В прошлом году после публикаций о легионе «Идель-Урал» в «БИЗНЕС Online» мне позвонил живущий теперь в Москве, но не потерявший казанской идентичности Денис Красильников, который работал над сценарием фильма о легионерах. Причем акцентируя на проблеме отношения общества к миллионам бывших пленных советских солдат и офицеров.
Я был рад, что мои публикации тоже обогатили замысел талантливого сценариста и режиссера. Рассказал то, что знал, дал ему только что найденную аудиозапись с песнями капеллы татарских пленных, организованной куратором культурно-массовых проектов легиона Мусой Джалилем. Правда, эта песня не попала в фильм «Война непрощенных», так как она могла унести внимание зрителя далеко от главного замысла и занять драгоценные минуты. Ее можно послушать в видеосюжете той же статьи. Могу сообщить, что по фотографии газеты «Идель-Урал», перепечатанной в «БИЗНЕС Online», жители Оренбургской области узнали в скрипаче легионерского ансамбля своего реального земляка.
В фильме Красильникова вся богатейшая история легионеров и миллионов невольных пленников раскрыта в той степени документальной и художественной выразительности, о чем вряд ли можно было ожидать от любой съемочной группы. И сценарий, и монтаж, и комментарий экспертов, и удивительная органичность ведущего фильма Фарида Бикчантаева, побывавшего вместе со съемочной группой в нескольких странах и городах, создают сильную картину человеческой и вообще народной судьбы.
Легионеры |
Признаюсь: когда знакомился с замыслом картины и с ее «фактурой», надеялся, что было бы здорово-хорошо, если удастся раскрыть хотя бы 20% заложенной в эту историю правды о человеческом духе. А в фильме обнаружил почти 100% и даже чуть больше, включая «бонус» суровой плотности и образной убедительности. Поэтому некоторые зрители жалуются, что невозможно уследить за авторами, настолько они спешат объять необъятное. Надо спешить! И стремиться охватить как можно большую часть жизненных реалий, пока материал не остыл, не превратился в прах. Пока люди не изменились в той степени, что перестанут понимать трагедию войны и победившего в ней народа (увы, этого нельзя исключить в урагане глобализации и в условиях постиндустриального общества потребления). А правду о реальных событиях, простых и мужественных людях нужно защищать сегодня. Потому что в войне непрощенных все еще далеко до перемирия и мирного финала.
Как писал киновед Максим Семенов на «БИЗНЕС Online»: «Фильм похож на автомобиль, который на большой скорости несется мимо множества дат, имен и фактов, не давая зрителю толком вникнуть в происходящее. Впрочем, эта поспешность вполне объяснима, если учесть, что «Война непрощенных» — едва ли не первая попытка поговорить о легионе «Идель-Урал» в кино...»
ИСТОРИЯ, СОГРЕТАЯ ДЫХАНИЕМ
Дело, конечно, не в том, что это первая кинопопытка поговорить о легионе. Попытки могли и быть. Дело в подходе к истории с максимальной честностью, в приоритетной ценности правды, человеческого начала и силы духа. В военные и послевоенные годы в протоколах Смерш и военных трибуналов таким нюансам не было места. Был в плену, надел чужой мундир — расстрел или лагерь, с позором для всей родни. Иногда бывалые солдаты дважды проходили сквозь пытки — сначала в германском плену, потом в своей стране. Только трудно найти очевидцев «таких чистилищ» среди живых.
Денис Красильников (второй слева), Искандер Гилязов (второй справа) на презентации фильма в полпредстве РТ в Москве (фото: tatmsk.tatarstan.ru) |
Но случилось чудо — авторы фильма нашли реального живого очевидца и участника событий. Использовали богатейший архивный фонд, включая кадры германской хроники, которых мы никогда не видели. И согрели историю горячим дыханием, которое всегда преображает сухие факты исторической хроники.
Я благодарен авторам фильма «Война непрощенных»: сценаристу и режиссеру Денису Красильникову, продюсеру Лейсан Ситдиковой, руководителю проекта — ведущей телеканала РТР Фариде Курбангалиевой, операторам Рафику Галееву, Максиму Терехину, экспертам и консультантам Михаилу Черепанову, Ровелю Кашапову. Особая благодарность Искандеру Гилязову — автору книги о легионе «Идель-Урал», «запустившей» проект фильма в душе и сознании его авторов. И многострадальному реальному герою, 93-летнему бывшему легионеру Гайнану Насырову.
Я часто переживаю из-за того, что в свое время не успели подробно записать откровения героев французского сопротивления Амира Утяшева, почетного гражданина города Лепьюи, тоже легионера и бывшего «предателя». И многих других ярких личностей, непрощение которых остается грехом на душе совестливых людей. Жаль, что многие из таких ярких персонажей ушли, не оставив своего взгляда, своего голоса в документальном кадре, так как жили в иное время, когда не хватало кинопленки и... понимания. Даже правда о легионерах 825 батальона, перешедших на сторону белорусских партизан под Витебском вместе автоматами, пулеметами, пушками, до широкой общественности доходит только сейчас, когда уже нет очевидцев и самих персонажей. Они тоже после войны сидели в ГУЛАГах, тоже немногие из них прощены...
Съемочная группа получает награду международного фестиваля мусульманского кино за лучший полнометражный документальный фильм (фото: kazan-mfmk.com) |
И напоследок. Если бы фильм «Война непрощенных» сняли по заказу, специально отобрав солидную команду, составив смету с большими нулями, носили бы на согласование по инстанциям, наверняка получилась бы не такая картина. Вышла бы неплохая, но не такая искренняя и убедительная.
Рад тому, что статьи, опубликованные в «БИЗНЕС Online», и некоторые мои мысли тоже помогли авторам понять истину о легионе «Идель-Урал» в создании картины. Верю, что она будет жить долго и не только в нашей республике и в России, а в разных регионах Европы и мира.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.