Сегодня в Казани Владимир Мединский и Минтимер Шаймиев обсудили вопросы сохранения культурного наследия

БОЛГАР И СВИЯЖСК УЖЕ ПРИНИМАЮТ ПО 300 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ЕЖЕГОДНО

Сегодня в Казани открылся съезд реставраторов. На форуме, который продлится до 18 сентября, несколько сотен реставраторов со всего мира обсуждают отечественную и международную практику в области сохранения и реставрации историко-культурного наследия. I международный съезд реставраторов прошел в сентябре 2013 года в Москве, и по его итогам был официально создан союз реставраторов России. Участие в мероприятии принимают министр культуры РФ Владимир Мединский и государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев.

В самом начале пленарного заседания аудитории показали вдохновляющий ролик, в котором особенно ярко прозвучала фраза «Главные свидетели нашей истории — объекты культурного наследия». Мединский, обращаясь к собравшимся, зачитал приветствие от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. «Уверен, что в Казани вы сможете не только поделиться профессиональным опытом, наметить новые совместные проекты, но и познакомиться с достопримечательностями тысячелетнего города, белокаменный Кремль которого внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО», — поприветствовал присутствующих министр от имени премьера.

В своем выступлении Мединский тоже не забыл и про Татарстан, сообщив, что здесь образцовым образом реализуется проект по восстановлению двух жемчужин мировой культуры — Болгара и Свияжска, и отметив исключительную роль Шаймиева в продвижении и воссоздании объектов. А также он выразил надежду, что Свияжск, так же как и Болгар, будет включен в список объектов ЮНЕСКО. «Я уверен, что, выполняя такие работы, мы придаем объектам новое качественное значение. Каждый из этих объектов становится частью туристической индустрии, местом посещения. Болгар и Свияжск уже принимают по 300 тысяч туристов ежегодно, и это только начало, — считает Мединский. — А Казань 60 лет назад была — извините — одним из провинциальных городов, а сегодня это культурная, деловая, туристическая жемчужина. Если в 2009 году туристов в Казани было 350 тысяч в год, то в прошлом — 2 миллиона. Это в том числе результат работы реставраторов».

Напомнил Мединский о том, сколько российских объектов находится в списке ЮНЕСКО — «всего 27». «При этом количество памятников, требующих регистрации, около 140 тысяч. Поэтому министерством культуры разработан госреестр памятников, ведется контроль за их состоянием. По состоянию на осень 2012 года в этом реестре было 300 памятников. На декабрь этого года в нем будет 50 тысяч, а к 2018 году мы обработаем и включим в реестр все 140 тысяч, — сообщил министр. — Отмечу, что Россия высоко ценит деятельность ЮНЕСКО и присоединяется ко всем международным инициативам под эгидой ЮНЕСКО. Наша задача не отторгать тех, кто нас критикует, а вместе достигать совершенства».

Процесс реставрации в целом во многом связан с социальной ситуацией стране и с потребностью общества в сохранении исторической среды, говорил министр. Он напомнил, что история России переполнена драматическими событиями — революции, гражданские войны, в ходе которых памятники культуры предавались забвению, разрушались, зачастую намеренно или же из-за банального равнодушия. «В постсоветские годы нам тоже осталось довольно сомнительное наследство в виде памятников, которые просто пострадали от безответственности. Но трагические времена всегда заканчиваются, и тогда страна возвращается к потребности сохранения и восстановления своего исторического богатства, — сообщил он. — Российской школе реставрации скучать не приходится. В 2012 году на средства федерального ведомства было отреставрировано 7 крупных объектов. В 2013 - 2014 годах — по 70 объектов. И в этом году мы поставили задачу отреставрировать на федеральные средства 117 объектов. Важно, что большая часть работ проводится в регионах — Самарская область, Татарстан, Дагестан и многие другие».

Частью успеха российских реставраторов Мединский назвал продуманную, системную госполитику в области реставрации. «Мы прекратили порочную практику в вопросах финансирования реставрации памятников культуры, которая практиковалась в прошлые годы. Объем работ большой, поэтому всем раздавали по чуть-чуть. А реставрационные работы ведутся медленно, было постоянное недофинансирование, сметы все время пересматривались, а цены росли. Сейчас смета утверждается один раз. Работает принцип только по завершению объекта под ключ, — сообщил министр. — Известно, что в советскую эпоху особенно сильно пострадали храмы, монастыри. Сейчас мы говорим не только о восстановлении исторического облика, но и о восстановлении исторической справедливости». Он напомнил, что начата работа по восстановлению «жемчужины» — Новодевичьевого монастыря.

«Без комплексного подхода работу вести невозможно, поэтому мы создаем долгосрочные программы реставрации. С этой целью минкультуры впервые выступило заказчиком нескольких пилотных проектов по разработке концепций по сохранению знаковых памятников. Уже разработаны концепции по сохранению Кирилло-Белозерского монастыря, пару дней назад я вручил двухтомную концепцию восстановления города Выбора. Надеюсь, работы начнем в следующем году, — перечислил Мединский направления работы. — Совместно с международным банком продолжается работа по сохранению и развитию небольших исторических городов. В настоящее время в качестве пилотных проектов отобрано 9 исторических поселений в Новгордской, Ярославской и других областях. Цель проекта — реставрация объектов культурно-исторического наследия и развитие туризма в малых городах России».

ELG_7054.jpg
Минтимер Шаймиев: «Если ты с утра не ругался с женой и на работе никому настроение не испортил, с этого и начинается благотворительность»

«ДЕЛАЕШЬ ОТ ДУШИ — И ПОЛУЧАЕТСЯ ДЛЯ ДУШИ»

Шаймиев до того, как приступить к эмоциональному выступлению, не один раз прерывавшемуся аплодисментами, прочитал приветствие съезду от председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, а также поприветствовал всех от имени президента Татарстана Рустама Минниханова.

Сам госсоветник сказал, что уже не представляет, как не заниматься восстановлением исторических памятников, наследия. «Не могу говорить по тексту... Я оказался вовлечен в это дело по счастливой случайности. Всю жизнь проработал во власти и недавно оказался в вашем ряду. Пока что как троечник познал дело, но я старательный ученик. Даже не устаешь, когда занимаешься этой прекрасной деятельностью, — пошутил Шаймиев. — Сегодня приехали знатоки своего дела. Я сам являюсь каким-то примером и рад, что занялся возрождением исторических памятников. Если бы по жизни я не соприкасался с этим, был бы, наверное, несчастен. Настолько ценно, что вы посвятили этому всю жизнь».

Госсоветник дал оценку происходящим в мире событиям. «Где-то разрушаются памятники, мировые ценности. Наблюдаем, что происходит в Ираке и Сирии из-за военных действий, из-за отсутствия диалога культур. Да и самой культуры нет. Смотреть невозможно нормальному человеку, как там все разрушается», — в сердцах сказал спикер и напомнил историю, которую рассказывал уже не один раз, — о том, как в Казань приезжали эксперты ЮНЕСКО и изучали вместе Болгар и Свияжск.

«Надо научиться соблюдать все правила, которые выработаны десятилетиями экспертами ЮНЕСКО. Проблема управления объектами важна. В Татарстане создана группа специалистов и ученых, которые сопровождают проведение работ. Время пришло: появились прекрасные специалисты — директора институтов. На этом фоне мы растем сами. Крыша не течет у страны и у нас, на столе есть хлеб, и эти ценности обретают особое значение», — сказал Шаймиев и напомнил, как создал фонд для реставрации казанского Кремля в период своего президентства. По его словам, в первый же год создания фонда был собран 31 млрд. рублей.

«Это был очень урожайный хороший год, и я предложил работать с фондом, — сказал Шаймиев и завершил свое выступление шуткой. — Если ты с утра не ругался с женой и на работе никому настроение не испортил, с этого и начинается благотворительность. Делаешь от души — и получается для души».

print_683934_1110764.jpg
Владимир Мединский: «Нужно больше привлекать частный капитал. Те, кто говорит, что государство должно восстановить все разрушенные памятники, вообще ничего не соображают»

ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЖЕМЧУЖИН ТАТАРСТАНА» БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНО

В ходе пресс-конференции Мединский рассказал, что в 2015 году на строительство и реконструкцию объектов культуры в бюджете РФ было предусмотрено 16 млрд. рублей, еще около 13 млрд. — на ремонтно-реставрационные работы по памятникам истории. Таким образом, общие федеральные инвестиции в реставрацию, реконструкцию, строительство и ремонт в сфере культуры в этом году составили 29,5 млрд. рублей.

Мединский сообщил, что уже на протяжении трех лет министерство не индексирует реставрационные наценки. «То есть мы сейчас работаем по расценкам 2012 года. Так как в среднем расценки индексировались на 5 - 8 процентов ежегодно, это позволяет нам на 15 - 20 процентов увеличить объем объектов, которые мы реставрируем, и количество этих объектов в ценовом выражении. Если, по данным 2012 года, после того как цены утверждает экспертиза, средний объем скидки по реставрации составлял 0,1 процента, то по итогам этого года средняя скидка была 16,5 процента, и я думаю, что она еще больше вырастет. То есть мы скидку увеличили в 160 раз. Вот откуда в условиях довольно жесткого дефицита и непростой экономической ситуации в стране государство находит средства на увеличение объемов реставрации. Мы уверены, что эта тенденция продолжится и дальше», — заметил он.

Кроме того, министр культуры дал повод надеяться, что программа государственного финансирования восстановления Болгара и Свияжска в следующем году прекращена не будет. «Программа государственно-частного участия в восстановлении памятников культуры в стране, о которой рассказывал сегодня Минтимер Шарипович, была рассчитана на несколько лет. В рамках этой программы направлялось ежегодно 400 миллионов рублей из федерального бюджета на восстановление памятников. Столько же добавлял региональный бюджет, достаточно много добавляли частные инвесторы через фонд «Возрождение». Сам объекты эти видел, любой желающий может проехать и посмотреть, как преобразились эти места. В этом году программа заканчивалась — радости министерства финансов нашего федерального не было предела. Однако мы не просто заявили эти объекты в реставрацию, но заявили в разногласиях с минфином, что необходимо продолжить эту работу. Ну и встретили очень существенную поддержку со стороны руководства и правительства», — пояснил Мединский.

«Останавливаться сейчас — потом это обойдется в несколько раз дороже, — не смог остаться равнодушным Шаймиев, отметив, что работы активно ведутся, прекращать их сейчас ни в коем случае нельзя, задействована целая сеть реставраторов. — Тем не менее вечным этот процесс быть не может. Мы рассчитываем с вашей подсказкой, оптимизацией в ближайшие три года по этим крупным объектам основные работы завершить».

ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ ИНВЕСТОР ПОЛУЧИТ ЕГО В АРЕНДУ НА 49 ЛЕТ

Отдельно Мединский остановился на отсутствии в федеральном законодательстве условий, учитывающих интересы частного инвестора. «Мы не создавали для частника никакой заинтересованности в том, чтобы вкладывать средства в имущество, находящееся в федеральной собственности. Почему? Потому что любая реставрация всегда дороже, чем строительство с нуля. И никто не хотел браться, если это только не какая-нибудь золотая недвижимость в центре города, никто не хотел восстанавливать усадьбы, разрушенные здания, памятники и прочее. Но есть хорошая новость», — заметил он. В инициативе, которую министерство культуры пробивало последние два года, накануне была поставлена последняя точка, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил новые правила сдачи в аренду памятников архитектуры, находящихся в федеральной собственности, частным инвесторам.

Так, принятое постановление дает возможность сдавать находящиеся в неудовлетворительном состоянии объекты в аренду за 1 рубль на 49 лет. 1 рубль — условно стартовая цена аукциона, в результате которого появится реальная цена, за которую он может быть сдан. Обязательное условие — арендатор должен восстановить этот объект в течение 7 лет, из которых около 2 лет дается на разработку сметной документации, еще 5 — на реставрацию. «Сроки дали достаточно щадящие, чтобы не ставить в сложные условия инвестора. Далее инвестор вправе распоряжаться объектом, который получен после реставрации, по своему усмотрению, — пояснил замминистра культуры РФ Григорий Пирумов. — В преддверии этого постановления мы выпустили еще одно, которое определяет критерии объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Критерии эти определены, и мы уже разослали во все регионы, во все органы охраны директивное письмо с просьбой представить министерству культуры информацию о тех объектах, которые под эти критерии подходят. И после этого мы будем данные объекты выставлять на соответствующие аукционы».

Пирумов выразил надежду, что такая мера позволит спасти огромное количество памятников, отметив, что в регионах такой опыт уже есть, однако федерация его не имела. «В Казани это уже делали раньше. И в Татарстане в целом делали. Почему? Потому что регион сам себе хозяин и в тех памятниках, которыми он распоряжается, самостоятельно делает удобное законодательство. Но огромный блок федеральных памятников — тысячи и тысячи — находится в самом плачевном состоянии. И Росимущество говорило: ничего сделать не можем. Давайте с аукционной цены какой-то. Но кому это надо? Теперь же благодаря этому постановлению вы отремонтировали — можете делать там что хотите. Можете развивать там бизнес. 49 лет — это 2 поколения. Это практически вечное владение. Так что надеемся, что со следующего года этот процесс пойдет так же успешно, как шел в некоторых регионах», — добавил Мединский.

В заключение заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сейчас идет живое обсуждение еще двух законопроектов. Один из них — о внесении изменений в федеральный закон 73 по поводу исторических поселений. «Раньше это было просто красивое слово, старинный город, теперь же речь идет о границах этого исторического поселения, четко выделенных предметах охраны. Эти вопросы до сих пор не существовали в законодательстве, и их предполагается ввести в действие с принятием нового закона», — объяснил Рыбаков.

Второй закон касается ситуации с временными защитными зонами вокруг объектов культурного наследия. «К сожалению, не от хорошей жизни задуман — исторически сложилось, что у большинства объектов культурного наследия не все в порядке с определением охранной зоны. Это длительный процесс, и то хозяйство, которое нынешнее министерство культуры застало, оставляет желать лучшего. Поэтому вводятся инструменты временных защитных зон, которые будут действовать до определения по установленной процедуре», — пояснил он.

«Нужно больше привлекать частный капитал. Государству не по силам. Те, кто говорит, что государство должно восстановить все разрушенные памятники, вообще ничего не соображают. То есть люди абсолютно оторваны от реальности. Это невозможно, нигде в мире так не происходит. Ни в одной самой богатой стране даже близко подобного нет. Государство может отвечать за основные памятники: Кремль, Болгар, Свияжск, Эрмитаж, Большой театр. А остальное — частники. И желательно, конечно, чтобы частник был простимулирован. Мы пытаемся такие условия создать, но очень медленно идет. Мы недовольны темпами этой работы», — сказал Мединский в заключение.