Всемирно известный греческий скрипач Леонидас Кавакос и маэстро Александр Сладковский восхищали накануне публику на открытии юбилейного сезона ГСО РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел, как грека вызывали на бис, услышал о планах Александра Сладковского исполнить Малера и Шостаковича и поговорил с композитором Эльмиром Низамовым о перспективах татарстанских авторов.
«МЕСТНЫЙ ОРКЕСТР ОЧЕНЬ МОЛОДОЙ — ЭТО ЗДОРОВО»
Первый концерт 50-го сезона Государственного симфонического оркестра РТ состоялся накануне вечером в ГБКЗ им. Сайдашева. Еще за несколько месяцев дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Сладковский анонсировал участие в нем Леонидаса Кавакоса — одного из самых заметных скрипачей мира своего поколения, бывшего главного дирижера престижного камерного оркестра Camerata Academica Salzburg. Кавакос перед концертом на встрече с журналистами объяснил свой приезд в Казань: «Местный оркестр очень молодой — это здорово. Ведь каждый оркестр имеет свой голос, а мне всегда интересно поработать в новой команде. До этого я не работал с ними, но слышал много лестных отзывов».
Также скрипач рассказал о своей привязанности к Яну Сибелиусу, чье произведение значилось в программе вечера. Музыкант в 1985 году поехал на конкурс имени финского композитора и выиграл его. Еще больше он связал себя с этим автором в 1991-м, когда участвовал в записи диска с музыкой Сибелиуса. «Он — гений, я счастлив, что могу продвигать эту музыку в массы. Его произведения — одни из лучших, что были написаны в начале XX века. Я горд, что вырос на этой музыке и теперь играю ее».
Однако начал выступление оркестр Сладковского не с Сибелиуса, а с произведения молодого казанского композитора Эльмира Низамова «Небесное движение». К этому времени зал был уже полон, на проходах и ступеньках сидела или стояла публика. 10-минутную работу Низамов написал несколько лет назад. Как говорит сам автор, «идея была в том, чтобы оркестровыми красками погрузить слушателя в космос, небеса, движения облаков, звезд, планет. Когда мы видим огромные пространства, мы не можем сконцентрироваться на чем-то одном, над нами все движется. В моем сочинении то же самое. Первое его половина — это постоянное движение от одних инструментов к другим. Здесь не нужно ждать мелодии или темы, за которую можно уцепиться, важно само погружение». После этого ГСО РТ вместе с Кавакосом отыграл концерт для скрипки Сибелиуса, причем публика вызвала греческого музыканта на бис. Концерт завершился исполнением Девятой симфонии Антона Брукнера.
Леонидас Кавакос |
ПРОВОДНИК МЕЖДУ КОМПОЗИТОРОМ И ЗАЛОМ
Произведения молодых татарстанских композиторов — это нововведение худрука ГСО РТ. Маэстро Сладковский рассказал прессе о том, что еще публике стоит ждать в новом сезоне: «Я хочу акцентировать внимание слушателей на том, что мы не парк развлечений. Мы занимаемся академическим искусством, которое требует серьезного подхода. Если говорить генерально, будем развивать коллекцию малеровских симфоний, коллекцию симфоний Шостаковича. Моя творческая цель — к 50-летию оркестра исполнить все симфонии Шостаковича и все его инструментальные концерты. Я думаю, что в истории региональных симфонических оркестров это будет впервые». Что касается казанских резидентов-композиторов, то Низамов за год может написать два крупных сочинения, которые, вероятно, исполнит ГСО РТ.
«Эльмир Низамов — это мой личный выбор. За время в Казани я проработал со многими молодыми композиторами; он один из моих фаворитов, — отметил Сладковский. — Мы должны внедрять эту практику, она развивает не только оркестр, но и композиторскую школу. Таким образом мы радикально меняем отношение союза композиторов и ГСО. Оркестр будет выступать проводником между композитором и залом».
Эльмир Низамов |
«У НАС ЕСТЬ ХОРОШИЕ АВТОРЫ»
Перед концертом корреспондент «БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов резиденц-композитору ГСО РТ нынешнего сезона Низамову.
— Эльмир, почему именно ваше произведение выбрали для открытия сезона ГСО, ведь известно, что выбор был между несколькими татарстанскими композиторами?
— Вопрос не ко мне, это решение Александра Сладковского, именно поэтому с моего сочинения начинается сезон. Я этому очень рад. Для композитора главное — когда его музыка звучит.
— Что для вас значит статус композитора-резидента?
— Теперь я мотивирован работать еще больше. Если музыка пишется не в стол, а доходит до аудитории, если есть востребованность со стороны оркестра, музыкантов, дирижера, это большая честь и доказательство того, что я работаю в правильном направлении. Можно петь дома или на сцене, но только во втором случае достигается профессиональный уровень. Сейчас я имею возможность работать с профессиональным коллективом, это уже здорово. Мы несколько раз репетировали в эти дни — пожелания Сладковского или его замечания для меня очень важны. Я многое узнал в профессиональном плане, и мы довели до ума произведение «Небесное движение». Такие вещи не узнать ни по справочникам, ни по учебникам, только в процессе работы с коллективом, когда авторитетный человек тебе говорит «вот так будет лучше».
— Но и до встречи со Сладковским ваша творческая судьба развивалась неплохо.
— Да, я в этом смысле человек удачливый. В прошлом году была премьера мюзикла «Алтын Казан», оперы «Кара пулат». Только мы знаем, какой крови это стоило, но результат есть — сочинения исполнены, поставлены, но сейчас их впервые исполнит симфонический оркестр. Их мало, хороших еще меньше, и когда профессиональный оркестр находит тебя — это особенно ценно.
— Сейчас вы представляете себе ту аудиторию, для которой хотите писать музыку?
— Моя первая аудитория — я сам. Считаю, что если музыка нравится самому, то, значит, минимум еще одному человеку она будет интересна. Конечно, если говорить об аудитории, то есть понятие подготовленного и неподготовленного слушателя. Сочинения со сложным музыкальным языком наверняка сможет воспринять только искушенный слушатель. Поэтому, когда я пишу мюзикл, предполагаю, что такого формата вещь должна быть более массовая, захватывать с первых тактов.
Александр Сладковский |
— Вы будете работать с ГСО в течение года, что это изменит для вас?
— Первое, что изменится: в моем багаже появится новая музыка, которая будет написана и сыграна. Второе: мне кажется, что публика еще лучше меня узнает, причем не только в Казани. Одно сочинение тянет за собой другое, если меня услышат за пределами Республики Татарстан или страны, то, может быть, поступят новые предложения или сотрудничество с нашим оркестром продолжится.
— Как вы оцениваете уровень композиторской симфонической музыки в Татарстане?
— Неоднозначно. Я считаю, что у нас есть хорошие авторы, которые создают интересные работы. Но это меньшинство. Хочется, чтобы композиторы Татарстана вырвались отсюда, чтобы их музыка была услышана. Много взаимных проблем: очень часто композиторы не так хорошо пишут для оркестра, потому что они с оркестром дела не имели. С другой стороны, оркестр заинтересован в хорошей музыке, это резонно, получается палка о двух концах. Наш оркестр ведет большую работу — у нас есть ежегодные премьеры композиторов Татарстана, будет фестиваль «Европа-Азия», записан диск современных композиторов. Все возможности есть. Что я могу пожелать нашим молодым композиторам? Мне ведь самому учиться и учиться.
ЖДЕМ ЧУЛПАН ХАМАТОВУ
Со скромной самооценкой маэстро не согласна слушательница первого концерта 50-го сезона Ирина: «Нам понравилось сегодняшнее произведение Эльмира Низамова. Здесь вообще всегда со вкусом подобрана программа концерта, особенно в фестивальные дни. Сегодня это было видно — оркестр хорошо исполнил сложнейшие композиции Яна Сибелиуса. Не скажу, что я эксперт, но классическая музыка очень влияет на мое настроение, мышление, мировоззрение. Так что постараюсь не пропускать ни одного концерта».
Программа ГСО РТ продолжится в сентябре и октябре. 26 сентября откроется 5-й международный оперный фестиваль «Казанская осень» — народная артистка России Чулпан Хаматова прочитает отрывки из поэмы «Евгений Онегин». 12 октября пройдет осенний вечер с дирижером и альтистом Юрием Башметом.
19 и 20 октября состоятся концертные программы «Денис Мацуев у друзей». Известный пианист приедет в Казань на день рождения Сладковского, которой в этом году отметит 50-летие.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.