Мансур Джалялетдин и Камиль Самигуллин обсуждают проект реставрации слободы

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Решение изложить свои мысли пришло в результате моего возмущения провокацией, осуществленной перед самыми выборами президента в Татарстане с целью втянуть в конфликт мечеть аль-Марджани — гордость нашего народа и города. Эти силы под предлогом закрытия музея чак-чака в Казани пытаются рейдерским путем захватить здание мечети аль-Марджани — дом Муллина.

С каждым годом религия играет все более значимую роль в нашем обществе, закрепляется ее позитивный имидж. Строятся новые храмы, открываются учебные заведения, увеличивается количество верующих, которые являются искренними патриотами России. Ислам и мусульмане всегда были опорой нашего общества и всегда оставались с народом. Особенно в самые тяжелые и испытательные времена.

В 1984 году я начал работать в мечети аль-Марджани города Казани. Затем была учеба в медресе города Бухары, затем в медресе города Стамбула. В 1992 году на съезде мусульман РТ я был выбран первым заместителем муфтия Татарстана. В 1993 году меня избрали главным мухтасибом Татарстана. С 1995 года служу имам-мухтасибом Казани и имам-хатыйбом мечети аль-Марджани.

С начала моей работы в Казани была только одна действующая мечеть — аль-Марджани, сегодня только официально зарегистрированных приходов — 81, из них 60 — действующие мечети. Количество имамов, вышедших из мечети аль-Марджани и нашедших работу в Казани, превышает 20 человек.

«В конце 90-х годов зданию мечети очевидно был необходим ремонт: крыша протекала, сыпалась штукатурка, из старых окон дуло»

Мечеть аль-Марджани была построена в 1767 году. В конце 90-х годов зданию очевидно был необходим ремонт: крыша протекала, сыпалась штукатурка, из старых окон дуло. Необходимо было найти средства для проведения ремонта. А в те годы страна только-только поднималась после дефолта 1998 года, со средствами у многих было очень сложно. Поэтому большинство предприятий, к которым мы обращались за помощью, предлагали товар или бартер. Таким образом, при мечети был создан и открыт Исламский торговый дом, в котором мы реализовывали продукцию кооператоров. Появились первые средства на реставрацию мечети. В 1998 году был открыт первый магазин по реализации халяль-продукции (мясо, куры, колбасы, полуфабрикаты), затем открылось мусульманское кафе. И вот тогда у меня появилась мысль возродить вакуфную систему.

В мусульманском праве вакуф — это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные нужды. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое имущество, но лишь то, которое приносит пользу. То есть мечеть сама тоже должна «зарабатывать» на свое существование или даже выживание. Но, к большому моему сожалению, у людей к мечетям сложилось двойственное отношение: просишь деньги на содержание мечети — попрошайничаешь; сам начинаешь зарабатывать — стал бизнесменом.

«Здание было отреставрированно на средства от садака»

Но именно благодаря нашим стараниям был сделан ремонт мечети, а в результате появилась возможность открыть медресе подобно тому, как это было во времена самого Шигабутдина Марджани, где и сейчас студенты обучаются и проживают бесплатно. За 20 лет моей работы имам-мухтасибом и имамом мечети аль-Марджани была создана структура самофинансирования (система ВАКФ). Например, некоторые читатели осуждают меня за то, что я занимаюсь бизнесом. Но никто не задается вопросом: как же Мансур хазрат платит за коммунальные услуги, выплачивает зарплату сотрудникам (которых у меня больше 100 человек!), откуда находит средства для содержания учебных заведений? Например, каждый месяц в мечети собирается садака в размере 160 тыс. рублей. Что на эти деньги сделаешь? Этого не хватает даже покрыть коммунальные услуги. А еще есть зарплата, другие расходы. Вот поэтому мне приходится заниматься бизнесом. Только для того, чтобы люди приходили в чистую, ухоженную мечеть помолиться, для того, чтобы вырастало новое поколение имамов.

Мусульманские правоведы утверждают, что первые вакфы в истории — это строительство Каабы в Мекке (в западной части Аравийского полуострова), поскольку в Коране (сура «Аль-Имран», аят 96) есть упоминание о том, что это первый молитвенный дом, в котором собирались люди для богослужения. Мечеть аль- Марджани и все здания, которые были построены на средства прихожан, — имущество вакфа, то есть все это имущество принадлежит и останется мусульманам, нашему народу. Что бы я ни делал, что бы я ни строил — все исключительно для мусульман. Мне надо содержать мечеть, платить зарплату, обучать шакирдов, поэтому мечеть сдает в аренду некоторые помещения, которые были построены на деньги прихожан и меценатов.

«Мне приходится заниматься бизнесом. Только для того, чтобы люди приходили в чистую, ухоженную мечеть помолиться, для того, чтобы вырастало новое поколение имамов»

МЕЧЕТЬ И МУЗЕЙ ЧАК-ЧАКА: ИЗ-ЗА ЧЕГО СЫР-БОР?

Мечеть аль-Марджани полностью отреставрировала дом Муллина на деньги прихожан и на прибыль от социального бизнеса мечети. Нам самим пришлось найти средства, обратиться за помощью к прихожанам, я продал машину. Однако представители музея чак-чака, не считаясь с этими фактами, обманным путем хотят присвоить себе имущество мусульман, то есть вакфа.

Дом Муллина должен служить мусульманам, именно поэтому минземимущество РТ передало здание в безвозмездное пользование мечети. В связи с этим планируется разместить в доме Муллина медресе и общежитие для студентов и преподавателей. Мечеть аль-Марджани никому не отдаст здание, отреставрированное на средства от садака. Как говорится, на чужом горбу в рай не попадешь, и поэтому я категорически заявляю, что бизнес супругов Полосиных не может и не будет держаться на милостыни народа. Мне как мухтасибу нужны новые кадры — имамы для Казани, которые могли бы нравственно воспитывать наш народ, уберегать его от сект и деструктивных течений. Поэтому медресе просто необходимо для нас всех и для города в целом. И в этой ситуации не может быть и речи о каком-либо споре, так как Полосины смогут продолжать развивать бизнес в любом другом месте города, заплатив за аренду здания. Тем более что бизнесмены не имеют никаких прав на имущество мусульман. Также от их бизнеса мусульмане ничего не имеют.

«В случае если чиновники пойдут на поводу у представителей музея чак-чака, мусульмане сочтут это величайшей несправедливостью»

Очень надеюсь на совесть вышеуказанных граждан! В случае если чиновники пойдут на поводу у представителей музея чак-чака, мусульмане сочтут это величайшей несправедливостью. В первую очередь будут незаслуженно оскорблены ветераны, пенсионеры, инвалиды, которые приносили свои личные сбережения на реставрацию дома Муллина.

Поэтому я склонен считать высказывания Полосина о том, что он обратится к федеральным властям, одним из ходов рейдерского захвата. Ни один разумный человек и руководитель не будет претендовать, тем более отбирать имущество мусульман.

«Во время воинствующего атеизма мечеть аль-Марджани сохраняла дух Старо-Татарской слободы, ее историю»

МЕЧЕТЬ АЛЬ-МАРДЖАНИ — СИМВОЛ СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Никто не будет возражать, если я скажу, что мечеть аль-Марджани всегда была главным символом Старо-Татарской слободы. Во время воинствующего атеизма именно наша мечеть сохраняла дух Старо-Татарской слободы, ее историю. Этот факт ни для кого не является открытием. Из мечети никогда не было слышно громких заявлений, подобных заявлениям представителей музея чак-чака, сделанным лишь с целью обеспечения притока туристов. Я вынужден снова повторить, что благодаря усилиям именно нашей мечети был сохранен облик старого города. Нами полностью отреставрировано и запущено в эксплуатацию пять зданий, формирующих исторический облик города. Из них три здания — памятники республиканского значения — это здание медресе имени Шигабутдина Марджани, здание мечети аль-Марджани с пристроем и здание мечети «Зянгяр» с четырехэтажным пристроем с медресе по улице Сары Садыковой. Также вновь отстроено четыре здания в комплексе «Марджани» по улице Каюма Насыри.

Мечеть аль-Марджани — это не просто символ истории, это еще и живой механизм, который сплачивает мусульман города. При мечети действует детский сад на 80 мест. С 2003 года при мечети работает Казанский исламский колледж, который выпустил за это время более 150 имамов и преподавателей, из них 25 Коран-хафизов. При комплексе зданий мечети имеются мусульманская гостиница, три банкетных зала, где проводятся никахи, имянаречения, Коран ашлары и различные религиозные мероприятия. Завершается строительство здания детского творчества, а также строится специализированный фитнес-центр для женщин-мусульманок.

«Казанский исламский колледж выпустил более 150 имамов и преподавателей»

При мечети стабильно работает Исламский культурный центр, где собирается мусульманская молодежь, организованы курсы по изучению татарского и арабского языков. Также есть специализированный цех по забою животных, магазин «Халяль-ризык», халяль-кафе. Создан специализированный цех по изготовлению надгробий по законам шариата. Действуют медресе для девочек, воскресные курсы. Во время школьных каникул проводятся детские лагеря. Мы оказываем адресную поддержку малоимущим людям и инвалидам. В мечети проводится ежегодный ифтар («Шатер Рамадана») на 300 человек ежедневно.

Также мы организуем спортивные соревнования по различным видам спорта. Мухтасибат Казани второй раз подряд становится чемпионом по хоккею среди мухтасибатов Республики Татарстан. Существует еще довольно много полезных проектов мечети, организатором или спонсором которых выступали мухтасибат и мечеть аль-Марджани. Суть изложения достижений мечети в том, что мы работаем ради нашего народа и нашей Родины — Татарстана.

В конце хочу отметить, что мечеть аль-Марджани была, есть и будет гордостью татарского народа и Татарстана. Кто бы ни пытался очернить меня, деятельность мечети или рейдерским путем отобрать здания, которые были построены на средства от садака, им это не удастся. Не удастся потому, что за нами стоят реальные дела, которые уже стали национальным достоянием города и Республики Татарстан. Хочу еще раз подчеркнуть, что я все делаю для народа и только для него.

Моя просьба ко всем: приходите, советуйте, помогайте! Мы делаем одно общее дело во благо процветания нашей с вами Родины!

Мансур хазрат Джалялетдин,
имам-мухтасиб Казани,
имам-хатыйб мечети аль-Марджани

P.S. Отметим, что редакция «БИЗНЕС Online» готова предоставить на своих страницах слово и другим сторонам данного конфликта.