Рафаэль Габбазов: «Хозяева особых мер для сохранности не предпринимают. Бывают случаи, и двери не запирают, и ключи в замках оставляют. Полный доступ к автомашине»
Рафаэль Габбазов: «Хозяева особых мер для сохранности не предпринимают. Бывают случаи, и двери не запирают, и ключи в замках оставляют»

ТОП-5 «УГОННЫХ» РАЙОНОВ: КАЗАНЬ, ЧЕЛНЫ, НИЖНЕКАМСК, АЛЬМЕТЬЕВСК, ЗЕЛЕНОДОЛЬСК

В Татарстане снизилось количество краж и угонов автомобилей. Об этом сегодня на брифинге в МВД по РТ рассказал замначальника отдела управления уголовного розыска ведомства Рафаэль Габбазов. С января по август число краж снизилось на 12%, угонов — на 14%. Несамокритично, конечно, но во многом это произошло из-за профилактической работы, применяемой сыщиками, считают в полиции. Сказалось также внедрение ими новых методов работы, о которых он, впрочем, не стал особо распространяться.

Казань, как и ранее, лидер по количеству совершенных преступлений. На долю столицы приходится 32,7% угнанных и похищенных автомобилей. За 8 месяцев 2015 года в Казани зарегистрировано 125 угонов и 84 кражи автомототранспорта. Раскрываемость подобных краж в этом году возросла до 42%, а угонов — до 82,8%, привел положительные цифры Габбазов. В Казани такого рода преступлениям подвержены в первую очередь Приволжский, Вахитовский, Новосавиновский, Авиастроительный районы. Достаточно часты угоны и кражи в таких городах республики, как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск.

Габбазов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», отметил: больше всего воруют отечественные автомобили. Из всех 127 похищенных машин 98 — отечественного производства, в основном «ВАЗ», «ГАЗ» и даже «КАМАЗ». Среди Lada у похитителей наибольшим спросом пользуются Kalina и Priora, которые разбирают на запчасти, чтобы потом продать. Затем идут «семерки», «шестерки», которые сдают в пункты приема металла.

«Отечественные автомобили воровали всегда, и эти кражи периодически будут совершаться. Потому что похищенным автомобилям по 7 - 10 лет. Их хозяева особых мер для сохранности не предпринимают, — объяснил спикер. — Бывают случаи, и двери не запирают, и ключи в замках оставляют. Полный доступ к автомашине! И этим пользуются подростки, у которых не сложилось мировоззрение. Второй момент: их легко сбывать в пункты приема металла на утилизацию», — подчеркнул Габбасов, посетовав, что не все пункты приема металла не принимают машины без документов.

Тем не менее «иностранцы» также не остались без внимания похитителей. Среди похищенных в этом году — 29 машин иностранных марок. Из них пять Hyundai ix35, три Mitsubishi, по две — Toyota Rav4 и Mazda. Кроме того, добычей автоворов стали Audi 3, Hyundai Solaris, Daewoo Nexia, Kia Rio и другие не столь дорогостоящие автомобили.

В прошлом году «иностранок» похищали больше. Но правоохранительные органы республики задержали преступную группу из трех человек, специализирующуюся именно на таких кражах. Каждый из них получил по 6 лет лишения свободы. Еще одна подобная группа была задержана в этом году. В ближайшие месяцы дело будет направлено в суд. Новости в этой среде расходятся быстро. Итогом стало снижение интереса преступников к таким кражам.

КОДГРАББЕР ПРОТИВ БЛОКИРАТОРА: ВЫИГРЫВАЕТ ПОСЛЕДНИЙ

Что же делать, чтобы обезопасить свою машину от угона? К сожалению, даже самые современные противоугонные системы не дают стопроцентной гарантии сохранности машины. Дело в том, что сканеры, считывающие коды сигнализации, так называемые кодграбберы, становятся все дешевле и купить их совсем не проблема.

«Если раньше они стоили от 150 тысяч до 200 тысяч рублей, то сейчас их можно найти на черном рынке и за 40 тысяч, и за 30 тысяч рублей», — отметил собеседник журналистов. Как правило, квалифицированные кражи совершаются организованными преступными группами с четко распределенными ролями. С помощью кодграбберов преступники проникают в салон, разблокировывают охранную систему и запускают двигатель. «Даже если у владельца на брелке появляется сигнал, что его машина открыта, не каждый владелец этот сигнал услышит ночью», — рассказал представитель полиции.

Единственным способом, который дает почти стопроцентную защиту от угона, по прежнему остаются механические блокираторы руля или педалей. Однотипных машин на стоянках много — и ворам легче выбрать другой автомобиль, чем часами спиливать блокирующий замок на одном из них. В этом, собственно, и состоит суть такой защиты.

Несмотря на то, что большая часть автовладельцев оставляет машины на ночь во дворах, местом преступных посягательств по-прежнему остаются стоянки у крупных супермаркетов и даже охраняемые стоянки. «В случае угона охранники на таких стоянках оправдываются тем, что думали, что за машиной пришли брат, сестра, сын хозяина... К такому охраннику еще одного охранника ставить надо», — заметил Габбасов.

ЗАЧЕМ ВОРУЮТ «КАМАЗЫ» И КАК ЛОВЯТ АВТОВОРОВ

Положительную роль играет и фотовидеофиксация автомобилей на дорогах, база информации МВД и ряд оперативно-разыскных мероприятий.

«Мы выработали новый, эффективный алгоритм действий, начиная от момента обнаружения преступления и до работы на самом месте преступления с максимальным изъятием следов и использованием затем этих следов в целях выявления преступника и закрепления его причастности к этим действиям», — объяснил Габбасов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Сотруднику уголовного розыска, по его словам, в этом случае помогают и сотрудники УГИБДД, и участковые уполномоченные.

Что имеется в виду? Не всегда удается доказать причастность всех, кто был задержан в угнанном автомобиле, в совершении преступления, приоткрыл завесу тайны над следствием Габбасов. Кто-то после этого отправляется за решетку, а остальные — по домам. Но и в этом случае они уже не остаются без внимания полиции. После каждого угона в районе к ним — как к потенциальным подозреваемым — наведываются следователи, просят рассказать, где они были «с восьми до одиннадцати». Таким образом часто удается вычислить угонщиков...

Габбасов признал, что в последнее время частыми становятся такие преступления, когда владелец имитирует кражу автомобиля, а на самом деле просто перепродает ее за пределы региона. По его словам, часто грешат такими поступками владельцы грузовиков, взятых в лизинг. Где-нибудь на предприятии в Дагестане на 5 «КАМАЗов» становится больше, а их владелец идет в страховую фирму за выплатами. Но и в этом направлении уголовный розыск набирает опыт, так что все чаще прокручивающие такие махинации владельцы машин вынуждены отвечать перед законом.

ПОХИТИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ... ЕГО ВЛАДЕЛЕЦ

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам в сфере безопасности, страхования и транспорта.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель общества «Федерация автомобилистов России»:

— Возможно, более успешную статистику МВД можно объяснить проведенным в этом году чемпионатом по водным видам спорта. Но не стоит упускать из вида то, что автовладельцы сами стали лучше защищать свои машины от угона. Более того, правоохранители стали больше устанавливать камер наружного видеонаблюдения. На отечественные авто, которые чаще всего угоняют, можно ставить физическую защиту на руль, коробку передач, это увеличит время для угона. Грабберы работают очень быстро, поэтому стандартные системы сигнализации уже не спасают. Здесь могут помочь штатные, заводские системы сигнализации, подобрать электронный ключ к которым не так просто, но устанавливают их только на новые автомобили.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр», «Контракт» и «Ян-гард»:

— Вопросы угонов автомобилей и краж из них были всегда острыми, сейчас даже мощные системы защиты разгадывают преступники. Если люди оставляют машины на неохраняемых стоянках, то уберечься от краж авто практически невозможно. Самый простой способ — это оставлять машину в местах с видеонаблюдением, потому что преступники обходят их стороной. Бизнес может пойти навстречу автовладельцам, создавая такие «островки безопасности».

Есть спутниковые системы, которые срабатывают в случае несанкционированного вскрытия и передают сигнал частному охранному предприятию. Даже к ним преступники приспособились — ставят глушители сигнала, обесточивают их. Системы эти очень дорогие в установке и обслуживании. Я был клиентом такой системы и отказался от нее по этим причинам. Такие системы охватывают не более 10 процентов всех автомобилей в Казани, причем дорогих. А угону сейчас подвержены машины среднего ценового сегмента, которые чаще всего крадут на запчасти. Наиболее распространенные электронные системы защиты сейчас лишены всякого смысла, потому что это уже не средство защиты автомобиля, а сервис по открыванию дверей.

Рустем Сабиров — директор «Промышленной страховой компании», президент ассоциации страховщиков РТ:

— Есть ощущение, что количество краж и угонов стало меньше в целом по России, не только по Татарстану. А в страховое покрытие, как правило, входят и кража, и угон, и сама доля взноса за кражу и угон несоизмеримо меньше, чем часть, которая идет за компенсацию ДТП. На ДТП падает львиная доля расходов страховых компаний. Можно застраховать машину и только от угона или кражи.

Если говорить о стоимости КАСКО, то страховка зависит от статистики угоняемости тех или иных марок — она меняется ежегодно. Мы знаем, что в последние годы в ней лидируют представители японского автопрома. Есть в этом списке и немецкие машины. Каких-то субъектов угонов больше, каких-то поменьше бывает. И в целом в соответствии с этими данными страховые компании раз в год или раз в полгода и корректируют свои тарифы.