На 2 млн. мусульман в Москве всего 6 мечетей, поэтому на Курбан-байрам многие верующие будут встречать праздник за стенами храмов. Об этом с горечью заявил в интервью «БИЗНЕС Online» президент центра «Россия — исламский мир» Шамиль Султанов. Тем не менее, по его словам, торжественное открытие Соборной мечети с участием Владимира Путина, прошедшее накануне в столице, войдет в историю как символ «евразийского духа» и предвестие «российского проекта».
Шамиль Султанов (фото: islamnews.ru) |
«СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ СОЗДАЕТ НОВОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»
— Шамиль Загитович, поясните для немусульманской части читателей «БИЗНЕС Online» значение сегодняшнего праздника Курбан-байрам. Можно его назвать мусульманской Пасхой?
— Это не совсем так. Я бы объяснил смысл праздника следующим образом. Человек в течение своей жизни рано или поздно должен выбрать, ради чего он живет. Ради материального, природного и трехмерного или ради высшего? Этим выбором для мусульманина является жертвоприношение. Жертвоприношение своей жизни — ради высшего, ради абсолютного. Смысл Курбан-байрама заключается в том, что человек может принести в жертву ради Всевышнего самое главное и самое дорогое в своей жизни. Поэтому в исламе символом жертвоприношения является пророк Ибрагим (в Ветхом Завете — Авраам — прим. ред.). Как известно, он был готов пожертвовать Аллаху своего единственного ребенка. В то время для Ибрагима, уже глубокого старца, сын был гораздо важнее, чем он сам и его собственная жизнь. Таким образом, пророк был готов отдать Всевышнему самое великое, самое главное для себя. В этом смыл Курбан-байрама: это напоминание о готовности мусульманина принести жертву. Это личностный выбор — его невозможно перенести на плечи коллектива или любой другой группы людей. Выбирать приходится самому.
— Накануне праздника в Москве торжественно открылась Соборная мечеть — как говорят, крупнейшая в Европе. Вы согласны с этим определением?
— Да, я соглашусь. Дело даже не в размерах и не в украшении и орнаментах Соборной мечети. Дело в другом — в восстановлении исторической преемственной линии в истории России. Это восстановление исторической памяти. Преемственность как таковая играет очень важную роль в исламском мировосприятии. Для мусульман России и всего постсоветского пространства восстановление порванной «связи времен» нашло свое выражение в возведении новой Соборной мечети, которая, как известно, возникла на месте старой, построенной еще до революции.
Почему я говорю не только о РФ, но и о постсоветском пространстве? Не секрет, что в Москве большая часть приверженцев ислама — это таджики, узбеки, казахи, азербайджанцы и другие народы бывшего СССР. В их восприятии Соборная мечеть утверждает Москву не просто как столицу России, но и как важнейший центр на евразийском пространстве. В РФ давно уже есть узбекские, киргизские, таджикские джамааты (мусульманские общины — прим. ред.) Среди тех, кто вчера пришел в новую московскую мечеть, едва ли не большая часть — выходцы с бывших территорий СССР и Российской империи.
Многие сегодня мечтают о восстановлении Советского Союза и евразийского духа. А здесь благодаря Соборной мечети появляется новое духовное пространство, которое объединяет политически разрозненные народы. Подчеркиваю, именно народы, а не элиты. Процесс идет как бы снизу. Открытие мечети — это внешнее выражение этих подспудных социально-политических и социально-экономических процессов.
Нынешний поступок Путина наверняка прозвучит на всем огромном пространстве мусульманского мира (фото: kremlin.ru) |
«ОДНИМ СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ НА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ МЕЧЕТИ ПУТИН ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ»
— Более 100 лет назад, в феврале 1913 года, в Петербурге тоже открывали Соборную мечеть, которая на тот момент была крупнейшей в европейской части Российской империи. Но император Николай II не присутствовал на церемонии — были только члены царской семьи. А вот президент Путин счел своим долгом быть на открытии Соборной мечети в Москве. Что изменилось?
— Изменилось очень многое. И дело даже не в Николае II. Никогда еще в истории России не было так, чтобы на открытии крупных мусульманских святынь и храмов присутствовали главы государств: императоры, генеральные секретари ЦК КПСС... Поэтому одним своим появлением на церемонии открытия мечети Владимир Путин вошел в историю. Это помимо всего того важного и огромного, что он уже сделал для нашей страны. Нынешний поступок Путина наверняка прозвучит на всем огромном пространстве мусульманского мира: скажут — посмотрите, как ведет себя по отношению к исламу российский президент! И это будет еще одним доказательством особых взаимоотношений между Россией и исламским миром.
Мы все время говорили в патриотических кругах, что Россия как евразийское пространство — это прежде всего территория, населенная славянами и тюрками. Здесь две доминирующие религии: христианство в форме православия и ислам. Поэтому участие православного христианина Владимира Путина в торжествах по случаю открытия Соборной мечети — это символ нашей евразийской традиции и евразийского будущего.
— Почему мечеть в Петербурге не «выстрелила» подобно московской мечети? Не предотвратила распада Российской империи? Сработал рафинированный европейский менталитет царской столицы? И где гарантии, что скрепить евразийское пространство получится у Москвы?
— К 1909 году, когда в Питере начали строить мечеть, Россия уже оказалась в паутине того европейского концерна, который вел ее к Первой мировой войне. Тогда, кстати, ни о какой Евразии не говорилось. Империя пыталась осуществить модернизацию через все более глубокую интеграцию в европейские структуры. Этот процесс начался после проигранной Крымской войны. А строительство петербургской мечети было просто данью традиции и знаком того, что в состав России входят большие территории Средней Азии, Кавказа и прочие, населенные мусульманами. И не более того. Так что эти вещи несовместимы, их нельзя даже сравнивать.
— Но ведь история циклична: в России снова начало века, снова перед нами стоят серьезные вызовы. Мы сумеем на них ответить?
— Глобальных вызовов и угроз глобальной войны сейчас на несколько порядков больше, чем это было даже 10 лет тому назад. С каждым годом эти угрозы усиливаются. Геополитических разломов, которые трещинами проходят по современной политической карте, можно насчитать до нескольких десятков. А Россия сейчас слабее, чем она была даже в 1970-х годах. Проблема заключается в том, сможет ли наша страна (с учетом всех этих многочисленных вызовов — социальных, геополитических, духовных...) не просто остаться на плаву, но и сделать модернизационный рывок? Это зависит от качества национальной интеллектуальной элиты.
Какую роль, помимо прочего, может сыграть Соборная мечеть в духовной и интеллектуальной жизни страны? Она может привлечь внимание к тому компоненту воли, который есть в исламе. Многие иерархи православной церкви обращают внимание на этот компонент. Современная цивилизация растеряла волю к жизни — не к сиюминутной жизни, а к жизни, устремленной в будущее. Поэтому такое торжественное открытие Соборной мечети как бы говорит остальной стране: давайте учитывать эту волю, которая есть в исламе. Конечно, она есть не у всех мусульман: из 1,5 миллиарда где-то у миллионов 230. Но эта воля наличествует, и она должна служить примером для всей российской нации. Алкоголизм, наркомания — это прежде всего деградация воли. Если бы наши мусульманские иерархи обращали на это внимание, было бы проще для всего нашего социума.
«КАПИТАЛИЗМУ НЕ НУЖНО МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИЙ, А ТОЛЬКО СТРОЙНЫЕ РЯДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
— Русская религиозная философия давно предсказывала, что России суждено стать страной, которая не просто соберет у себя соцветие всех мировых религий, но и вдохнет в них новую жизнь. В самом деле, ни погрязшая в атеизме Европа, ни основанная на нетерпимом протестантском фундаментализме Америка не способны вместить в себя все конфессиональное многообразие мира. Получается, эта миссия отведена России?
— Американский протестантский фундаментализм исчерпал себя еще в середине ХХ века. А уже во второй половине 1970-х годов протестантизм сохранил свое значение только для горсти христианских политиков, которыми успешно манипулируют. Да и какой может быть протестантский фундаментализм в стране, Верховный суд которой несколько недель назад принял решение, разрешающее однополые браки? И ни одна из протестантских церквей не выступила против. Западная цивилизация и ее лидер США абсолютно десакрализованы и секуляризированы. Там не осталось христианства. Кто-то сказал из классиков, что христианство в Европе умерло, уйдя в культуру. Но культура и идеология не отвечают на вопросы о смысле жизни. Вернее, они придают смысл социальной жизни человека, но не отвечают по-настоящему на запросы его внутреннего мира. Остатки европейской религии целиком подчинены политической конъюнктуре. Да и сам индустриальный капитализм как явление противоречит религии. Ему не нужно многообразие конфессий, ему необходимы только стройные ряды потребителей: миллионы, миллиарды одинаковых, унифицированных... А религия призывает к меньшему потреблению, к тому, чтобы меньше думать о материальных вещах. Духовные вещи не продаются на капиталистическом рынке. Поэтому очень не случайно, а, наоборот, закономерно, что индустриальное и постиндустриальное общества не просто равнодушны, а враждебны к религии.
Но потребность в религии сохраняется. Ведь проблема смысла жизни — индивида, социума, всего человечества — никуда не исчезла. Есть потребность не в новой религии, а в новой форме ее подачи. В этом смысле существует огромное поле возможностей, в рамках которых Россия может стать лидером человечества.
Посмотрите на Индию: она расколота на две части: где-то 250 миллионов индусов интегрированы в глобальный мировой рынок, а еще 850 - 950 миллионов живут где-то там, за его чертой. Питаются обрывками своих религий и традиций. И эти две касты не пересекаются, потому что индус из первой касты абсолютно схож со своими партнерами в Европе и США. Он такой же секуляризированный представитель современной цивилизации.
Россия нуждается в своем проекте, преодолевающем этот разрыв. Сегодня и Китай, и исламский мир пытаются выдвинуть свои проекты. Но по-настоящему пока работает лишь западный проект, мы вынуждены это признать. А что может быть российским проектом? Не объединение религий, потому что Всевышний создал многообразие конфессий, чтобы люди познавали друг друга, как это сказано в Коране. Нам не нужна унификация. Но некая новая форма уважения к религии, взаимодействие мировых конфессий, их союзническое служение единой цели вполне могут стать российским проектом.
К этому надо стремиться, но до этого еще далеко. Да, мы построили крупнейшую в Европе мечеть. Но мне как патриоту России все равно стыдно, что на Курбан-байрам мусульмане будут, как и прежде, молиться на улицах в пыли. А все потому, что в Москве всего 6 мечетей на 2 миллиона мусульман, в то время как в Лондоне 83 мечети на 200 тысяч верующих.
«КАЗАНЬ — ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕНТРОВ ЕВРАЗИИ, НО ОБ ЕЕ ОСОБОЙ РОЛИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ ЗНАЮТ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО»
— На открытии Соборной мечети часто упоминался Татарстан — и в привязке к архитектуре нового храма, и при анализе корней российского ислама. На ваш взгляд, какую роль может сыграть республика в российском проекте?
— Конфессиональное содружество более-менее гармонично сегодня реализуется только в Татарстане. Второй момент: РТ — это ведь родина для всех татар, живущих не только в России, но и по всему миру. Недаром мы говорим, что Казань — это третья столица России, а на самом деле один из важнейших центров Евразии. Что касается Татарстана в контексте всего мусульманского мира, то республика в глазах многих является символом исламского аспекта России. В большей степени, чем северокавказские регионы. Но пока об особой роли Татарстана в исламском мире знают не очень много. Может, потому, что власти Татарстана не очень уделяют этому внимание. Поэтому мировое сообщество больше сталкивается с проблемами российских мусульман, а не с их победами и возможностями, которые реализуются через РТ. Хотя после того, как президент РТ Рустам Минниханов де-факто стал одним из лидеров российской уммы, ситуация должна измениться.
Справка
Шамиль Султанов — российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия — исламский мир». Экс-депутат Госдумы РФ. Постоянный член Изборского клуба.
Родился в 1952 году.
Окончил в 1976 году факультет международной журналистики МГИМО. Кандидат исторических наук (диссертация по проблемам принятия внешнеполитических решений). Владеет арабским, английским, французским языками.
Начиная с 1976 года работал в лаборатории системного анализа международных отношений, руководил научной группой. В 1989 - 1990 годах — заместитель заведующего отделом в Институте внешнеэкономических связей МГИМО.
С января 1991 года — член редколлегии и специальный корреспондент газеты «День» («газета духовной оппозиции») Александра Проханова. В газете «Завтра», выходящей с октября 1993 года вместо газеты «День», — заместитель главного редактора, руководитель аналитического центра «Завтра». Публиковался также в журнале Александра Дугина «Элементы», в газете «Аль-Кодс», газете Партии исламского возрождения «Аль-Вахдат».
Вошел в 1995 году в общенациональный совет союза народов России, созданный Юрием Скоковым. С 1998 года — заместитель председателя правления центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем, тоже возглавляемого Скоковым. В 2003 - 2004 годах — сопредседатель Партии российских регионов.
Избран в декабре 2003 года депутатом Госдумы от блока «Родина». Член фракции «Родина», член думского комитета по международным делам.
Автор научных монографий «Глобальная безопасность и региональные конфликты», «Проблемы региональной безопасности». Соавтор книги «Омар Хайям» и автор книги «Плотин» в серии «Жизнь замечательных людей».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.