Революцию в системе закупок госкомпаний обсуждали накануне на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Как выяснилось, колоссальная сумма в 17 трлн. рублей ежегодно тратится едва ли не бесконтрольно — минимум 42% тендеров выигрывает единственный поставщик, а цены беспардонно завышаются. Поставить заслон этому злу должен перевод закупок на электронные площадки госзакупок. В их числе и татарстанский ЭТИС, на который в последнее время пошли загадочные DDoS-атаки.
2,7 ТЫС. СРАВНИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫХ СПОСОБОВ СКРЫТЬ ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
Большое совещание по повышению эффективности расходов госкорпораций и компаний с госучастием собрал накануне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. О серьезности собрания говорит состав участников — там был и гендиректор «Газпрома» Алексей Миллер, и гендиректор «Роснефти» Игорь Сечин, и президент РЖД Олег Белозеров, и практически все остальные «госолигархи».
Обсуждение проходило за закрытыми дверями, но во вступительном слове, выложенном на сайте правительства, Медведев заявил, что в обсуждаемой теме «еще много проблем»: «Прежде всего это значительное завышение цен, по которым государственные компании приобретают необходимые товары и услуги. Иногда они в разы отличаются от рыночных. Часто организуются специфические конкурсы, конкурентные как бы закупки, когда для участия в конкурсе допускается одна заявка. В результате в прошлом году почти половина от общего объема закупок была сделана у единственного поставщика».
Как уточнил на брифинге после совещания глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, объем закупок — порядка 17 трлн. рублей, из них у единственного заказчика — 42%. «Почти столько же в иных формах, — заметил Улюкаев. — У нас есть сайт по закупкам, и там вы можете насчитать — вот мы примерно насчитали 2,7 тысячи разного рода формулировок, которые так или иначе на самом деле маскируют закупку у единственного поставщика».
По данным источника газеты «Коммерсантъ», в материалах к совещанию содержатся следующие данные: цены закупок госкомпаний на «отдельные» виды материалов превышают среднюю рыночную цену от 37% до 295%, на топливо — от 7% до 10%, на продукцию металлургии — до 18%, превышение средних цен в закупках «государственных энергокомпаний» составляет от 28% до 94%, что приводит к завышению затрат на 80%.
О серьезности собрания у премьер-министра говорило участие почти всех «госолигархов» страны |
Как сообщает РБК, в начале сентября ФАС отправила в минэкономразвития письмо в котором, в частности, содержится анализ закупочной деятельности субъектов естественных монополий. Он показал, что в 2014 году заказы по 223-ФЗ, регулирующему закупки госкомпаний, составили 25% от ВВП страны, но экономия при этом была всего лишь 1%.
Как сообщали в минувшую пятницу «Ведомости», этой проблеме было посвящено совещание у вице-премьера РФ Игоря Шувалова, который настоял на наиболее жестком из предложенных вариантов реформы — все 100% заказов госкомпаний должны проходить через электронные площадки, работающие в системе госзакупок.
По мысли авторов реформы, это позволит держать закупочную деятельность госкорпораций под серьезным контролирующим колпаком и будет регулироваться по единым правилам и стандартам. Как пишет «Коммерсантъ», помимо ФАС, которая следит за соблюдением правил в процедурах проведения закупки, к контролю за сделками будут привлечены минкомсвязи, ФСБ и налоговики.
Сейчас это сделать непросто, так как, во-первых, площадок сотни, а во-вторых, нередко торговые площадки принадлежат самим заказчикам и делают все так, как нужно руководству госкомпании. К слову, это одна из основных причин, почему средний и малый бизнес с недоверием относится к системе госзаказа. Напомним, на семинаре для МСБ, который состоялся в минэкономики РТ на днях, один из его участников заявил, что причина слабого интереса малого и среднего бизнеса к госзаказу — сговор регуляторов и участников рынка, а также административный ресурс, иными словами, «суют в заказ «своих». Чего уж говорить про корпоративные закупки?
По словам Улюкаева на совещании «прямых возражений» со стороны госкорпораций реформа не вызвала: «Коллеги просто говорили о том, чтобы их ответственность была сбалансирована с ответственностью площадок. Они беспокоятся и за коммерческую тайну, за конкретную ответственность площадок перед теми, кто там размещает свои заказы. Это справедливое беспокойство, мы, безусловно, с участием сетевых госкомпаний будем отрабатывать правила и процедуры работы этих площадок», — заявил Улюкаев.
«МЫ ЗА 6 ЛЕТ РАБОТЫ ВСЕГО ЛИШЬ ТРИЖДЫ БЫЛИ ПРИЗНАНЫ ВИНОВНЫМИ В СРЫВЕ ТОРГОВ»
Количество площадок, которые в результате останутся на рынке, глава минэкономразвития прокомментировал так: «Говорить пока рано, но, конечно же, кратно, многократно меньше, чем сейчас работает в рамках 223-го закона. Ближе к тому числу, которое обслуживает закупки в рамках 44-го закона. А там, напомню, пять»
Действительно, с 2009 года и по настоящее время в России в сфере госзаказа работают 5 федеральных площадок, 4 из которых московские — «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ — и одна татарстанская: агентство по госзаказу Республики Татарстан, генеральным директором которого является Яков Геллер. Если предложение Шувалова будет принято, то все пять площадок могут стать претендентами на звание суперплощадок, функционирующих в рамках государственных и корпоративных заказов в полном объеме.
Сам генеральный директор агентства по госзаказу весьма высоко оценивает свои шансы на победу в отборе: «К нашей площадке нет никаких серьезных претензий, мы за 6 лет работы всего лишь трижды были признаны виновными в срыве торгов. А это совсем ничтожное количество нарушений. Наша система надежная, провайдеры надежные, DATA-центр в IT-парке сильнейший». Однако, по его словам, если предложение Шувалова будет принято и агентство войдет с состав «счастливчиков», объемы торгов резко возрастут. В таком случае надо будет модернизировать программное обеспечение и усилить защиту. Геллер признался, что совсем недавно на каналы агентства была направлена мощнейшая DDoS-атака, источник которой татарстанские полицейские обнаружили за рубежом.
Яков Геллер уверен, что правила игры и надзор должен быть одинаковым для всех игроков рынка, с другой стороны, полагает он, нельзя выхолащивать и лишать бизнеса тех, кто уже давно и прочно работает в системе электронных торгов |
Что касается инициативы российского вице-премьера, то здесь у Геллера двоякое мнение. С одной стороны, он уверен, что правила игры и надзор должен быть одинаковым для всех игроков рынка, с другой стороны, полагает он, нельзя выхолащивать и лишать бизнеса тех, кто уже давно и прочно работает в системе электронных торгов.
«На рынке появилось много карманных, самодеятельных торговых площадок — в интернете вы можете купить программный продукт за 7 - 10 миллионов рублей. Но это имитация торговой площадки. С другой стороны, на рынке существуют исторические первопроходцы, которые начинали этот бизнес: «Фабрикант.ру», B2B, «Русский аукционный дом», площадки «Росатома», РЖД, «Газпрома»... На мой взгляд, это реально мощные комплексы. В том, что нужно ограничить количество площадок, я Шувалова поддерживаю, что нужен контроль — тоже поддерживаю, но гробить бизнес тех, кто был в самом начале этого пути, кто вложил собственные миллионы... Я считаю это неверным».
По словам гендиректора агентства, правильно организованная площадка — это та, у которой нет аффилированности с руководством корпорации. Еще два необходимых условия, при выполнении которых ЭТП можно считать оптимальной для проведения торгов с участием госкорпораций: оператор должен быть присоединен к «независимому регистратору» и иметь сертификат информационной безопасности: «Шувалов правильно сказал: площадки должны быть под контролем минсвязи и ФСБ. Минсвязи, потому что оно создало систему «Независимый регистратор» (мы к этой системе присоединены), это такой «черный ящик», в котором записываются все движения на площадке. Если оператор «начудил», то вскрывается «черный ящик». Почему привлекается ФСБ? Потому что есть 152-й закон о персональных данных, есть инструкции ФСБ об информационной безопасности. Вот у нас есть сертификат информационной безопасности. А у кого он еще есть?»
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ПОМОЩЬ ЭТП
Перспектива остаться за бортом весьма тревожит коллег и конкурентов Геллера. «В России сложился довольно широкий рынок электронных торговых площадок для проведения корпоративных закупок, который развивается в условиях свободной конкуренции. Крупные компании-заказчики, в том числе работающие в рамках 223-ФЗ, имеют возможность выбирать оператора исходя из качества и надежности его сервиса, своих потребностей и выстроенных бизнес-процессов, — сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор центра электронных торгов B2B-Center Алексей Дегтярев. — Любые искусственные ограничения, например, механическое отсечение части игроков рынка, неизбежно приведут к снижению конкуренции, а значит, стимула развиваться. В результате государственные компании и естественные монополии будут пользоваться устаревшими и неэффективными сервисами. Это негативно отразится на результатах их закупочной деятельности», — уверен эксперт.
По мнению Алексея Дегтярева, сферу электронных закупок должны обслуживать все площадки, которые соответствуют строгим государственным и профессиональным требованиям |
По мнению Дегтярева, сферу электронных закупок должны обслуживать все площадки, которые соответствуют строгим государственным и профессиональным требованиям. Он полагает, что отрегулировать рынок ЭТП может внедрение процедуры саморегулирования по примеру строительных компаний. «Саморегулирование способно упорядочить деятельность операторов электронных площадок, повысить надежность их функционирования, обеспечить необходимый государственный и общественный контроль. Такой подход позволит решить и другие проблемы отрасли: аффилированности некоторых ЭТП и заказчиков, обеспечения конфиденциальности информации о закупках, — выдвинул встречное предложение Дегтярев. — Для реализации этих принципов необходимо разработать государственные требования к операторам электронных площадок и конкретизировать их в форме отраслевого профессионального стандарта. Право проводить закупки в рамках 223-ФЗ должны получить все площадки, которые будут соответствовать таким требованиям».
ЧЕМ ОТВЕТЯТ ТАИФ И «ТАТНЕФТЬ»?
«БИЗНЕС Online» обратился по другую сторону «баррикады» — к компаниям, работающим в рамках 223-ФЗ. Ведь если правительство возьмет предложение Шувалова в разработку, то у этих компаний фактически не останется выбора: если сейчас корпорации могут выстраивать отношения с любой понравившейся площадкой, потом такой возможности у них не останется.
«Мы торгуем на разных площадках, у нас есть сайт, на котором мы проводим свои тендеры. Мы соблюдаем все законы, у нас все процедуры тендерные, у нас нет других вариантов закупок», — убеждал директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
А в Генерирующей компании поделились данными по результатам работы на ЭТП. В настоящее время закупочные процедуры компании проводятся на трех площадках: B2B-Center (специализированная площадка для крупнейших энергокомпаний страны) и двух республиканских — onlinecontract.ru (принадлежит ГК «ТАИФ») и 223etp.zakazrf.ru (агентство по госзаказу РТ),
«Татнефть» и ТАИФ практикуют именно то, за что клеймят госкорпорации, — проводят закупки через свои собственные торговые площадки |
«В целом благодаря проводимым мероприятиям прямая экономия в период с июля 2012-го по июль 2015 года достигла 1,14 миллиарда рублей, — сообщил «БИЗНЕС Online» начальник управления обеспечения закупок ОАО «Генерирующая компания» Артур Шагимуллин. — Разговор об ограничении числа электронных площадок для проведения закупочной деятельности, на мой взгляд, возник не случайно. Сегодня их действительно очень много, и зачастую поставщик того или иного продукта или услуги просто не в состоянии отследить размещаемые по его направлениям деятельности заказы. К тому же большая часть площадок является коммерческой, и в конечном итоге участие в закупочных процедурах на многочисленных площадках является достаточно затратным».
Впрочем, на такие столпы экономики Татарстана, как «Татнефть» и ТАИФ, если не будет проявлена политическая воля, новшества никак не повлияют, ведь у государства нет в них контрольного пакета. При этом обе компании практикуют именно то, за что клеймят госкорпорации, — проводят закупки через свои собственные торговые площадки. Но, может, перевести торги на независимую территорию их заставит желание доказать другим и самим себе, что у них все чисто, прозрачно и неподкупно?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.