Первые акции российских военных в Сирии показали беспримерную для них ранее интенсивность использования беспилотников, во всяком случае, для фиксации и публичной демонстрации результатов авиаударов. Разведка, по официальным данным, тоже не обходится без этих машин. Как рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт по беспилотной тематике, в Сирии, скорее всего, применяют и казанские аппараты компаний ЭНИКС и ОКБ им. Симонова.
Сирийские джихадисты заявили о том, что они сбили некий беспилотник. В аппарате опознается «Элерон-3СВ» |
НЕ КОРАБЛЯМИ ЕДИНЫМИ
30 сентября российская авиационная группа, размещенная на сирийском аэродроме «Хмеймим», нанесла первые точечные удары по объектам террористической организации ИГИЛ (запрещена на территории ряда стран, в том числе в России — прим. ред.). На сегодня известно, что в состав группы входят полсотни самолетов и вертолетов: Су-24М, Су-25СМ, Су-30СМ, Су-34, А-50, Ми-8, Ми-24. Военные говорят и об использовании беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Но никаких названий типов БЛА не приводится, сообщается только, что они активно задействуются «для получения достоверной информации о местоположении террористов и результатах огневого поражения». Между тем есть основания полагать, что российские военные применяют и беспилотники казанского ЗАО «ЭНИКС». Таким образом Татарстан представлен в зоне конфликта не только военными кораблями, построенными в Зеленодольске.
Напомним, первые «подозрения» в том, что либо сирийские, либо российские военные используют в этой стране эниксовские БЛА, появились в июле, то есть еще до официального объявления о помощи Башару Асаду. Тогда в сети появились фото беспилотника «Элерон-3СВ», разбившегося на северо-западе Сирии. Джихадистская группировка «Джабхат ан-Нусра» заявила, что она сбила этот БЛА в районе населенного пункта Арафит в горном массиве Джабаль-Акрад. Директор, главный конструктор ЭНИКСа Валерий Побежимов тогда признал, что это аппарат, изготовленный его компанией, но выразил удивление тем, как он мог попасть за границу: «Мы не поставляем «Элероны» за рубеж — только по России».
Побежимов не исключил, что фото — «монтаж с каких-нибудь учений». Эксперты также не исключили, что публикация фото сбитого «Элерона» — подделка, элемент информационной войны, хотя и предположили, что были и контракты на поставку беспилотников Сирии, просто ЭНИКС эту информацию не разглашает. Сегодня необходимость в маскировке вроде отпала, но никаких данных о том, какие БЛА применяет в Сирии Россия, по-прежнему нет.
Военные — одни из главных заказчиков ЭНИКСа |
«ЗАКАЗОВ МНОГО, НО ГДЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НАШИ АППАРАТЫ, МЫ НЕ ЗНАЕМ»
«Думаю, среди прочего в Сирии используются беспилотники компаний СТЦ и ЭНИКС, — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт по беспилотным системам Денис Федутинов. — Некоторые сомнения были относительно возможностей применения в Сирии БЛА «Форпост» — мне казалось, что это вряд ли будет сделано главным образом по политическим мотивам («Форпост» — российская отверточная сборка израильских БЛА — прим. авт.), однако качество «картинки» авиаударов в Сирии, а также некоторые другие ее особенности дают основания предполагать, что были использованы не только БЛА «Элерон» и «Орлан», но и аппараты более крупного класса... Возвращаясь к комплексам мини-БЛА, таким, какие производит ЭНИКС, необходимо отметить, что дальность их применения относительно невелика, это все же системы ближнего радиуса действия, что в сирийском случае означало бы необходимость переброски оснащенных ими разведподразделений в непосредственную близость к объектам, намеченным для поражения, что, очевидно, связано с определенными сложностями. Поэтому полагаю, что они там могут применяться главным образом в рамках системы охраны периметра авиабазы, а также для обеспечения безопасности конвоев».
Что такое «Элерон-3СВ»? На сайте компании сообщается, что это специальное разведывательное средство ближнего радиуса действия. БПЛА адаптирован для установки на гиростабилизированном подвесе сменной модульной полезной нагрузки: телевизионной, тепловизионной и фотокамер. Время подготовки аппарата к запуску из походного положения — 15 минут. Радиус действия — около 25 км, продолжительность полета — до 120 минут, высота полета — до 3 километров. При максимальной взлетной массе 3,5 кг «Элерон» может нести 0,5 кг полезной нагрузки, в том числе станции радиотехнической разведки и постановки помех. Размах крыла — 147 сантиметров. «Навигационно-пилотажная система собрана на новейшей элементной базе, что позволило радикально расширить ее возможности, — говорится в релизе. — Полностью обновлено программное обеспечение. Увеличена грузоподъемность и скороподъемность БЛА. Акустически незаметен».
Предположительно, комплекс с беспилотниками «Элерон-3СВ» — самый востребованный беспилотник ЭНИКСа. Эти аппараты поставляются в МЧС, ФСБ, МВД, ракетным войскам стратегического назначения, арктическим экспедициям. Сухопутные войска в дополнение к 17 заказанным ими в 2013 году (и уже поставленным) комплексам БПЛА в 2014-м заказали еще 40.
«Понятия не имею, — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о применении в Сирии «Элеронов» Побежимов. — Мы только делаем, а не распределяем. Заказов много, а где наши аппараты применяют, не знаем».
БЕСПИЛОТНИКИ СТАРТУЮТ С НЕБА
Отметим, что вместе с СТЦ (Санкт-Петербург) и ZALA (Ижевск) ЭНИКС входит в тройку российских лидеров в области малых БЛА. И есть основания ждать от компании новых продуктов. Например, на авиасалоне МАКС-2015 ЭНИКС показал прототип перспективного БЛА с воздушным стартом. Носителями такого аппарата могут быть и самолеты, и вертолеты. После отделения от носителя БЛА может до четырех часов собирать информацию и передавать ее на командный пункт или на «родной» летательный аппарат.
ЭНИКС вообще один из пионеров беспилотной темы «воздушный старт». Еще в середине 90-х казанцы создали БЛА «Типчак-РН», доставляемый в зону разведки снарядом реактивной системы залпового огня «Смерч». Любопытно, что в минувшем сентябре о работе над аналогичной системой рассказало руководство концерна «Техмаш» (входит в «Ростех»). «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Побежимова, патентовал ли ЭНИКС свою разработку. «Мы были первыми, — рассказал он. — Но ничего не патентовали: в те времена кончилась патентная система, попросту негде было патентовать — это же были 90-е!»
Отметим, что ЭНИКС — не единственная казанская фирма, разрабатывающая тему воздушного старта, предположительно, аналогичную работу ведет и ОАО «НПО «ОКБ им. Симонова». В мае руководство обороны рассказало журналистам о двух беспилотных новинках: тяжелом БЛА «Альтиус» от ОКБ им. Симонова и беспилотнике воздушного старта «Зеница». А в отчетности ОАО «Московский вертолетный завод им. Миля» за 2014 год говорится о выполнении составной части опытно-конструкторской работы «Изделие 860», в рамках которой произведено дооборудование двух вертолетов аппаратурой управления БЛА, проведены наземные и летные испытания. Акцентировавший внимание на этой информации известный ВПК-блогер alexeyvvo предположил, что речь идет о «симбиозе» вертолета Ми-8 и БЛА от ОКБ им. Симонова. «БИЗНЕС Online» предложил ОКБ прокомментировать эту информацию, но ответа не получил.
Один из БЛА воздушного старта от ЭНИКСа |
РАЗВЕДКА В БЫСТРО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ
«Эффективность действия армейской авиации в немалой степени зависит от оперативности выполнения разведки или доразведки в условиях быстро меняющейся обстановки при одновременном снижении риска для собственных сил, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» интерес разработчиков к теме воздушного старта Федутинов. — Решить эту задачу можно различными способами. Один из них — улучшение интеграции с другими средствами разведки, в том числе беспилотными. Иллюстрация данного подхода — американский вертолет Apache, который некоторое время назад получил опциональную возможность управления беспилотниками. Очевидное ограничение данного подхода — необходимость наличия БЛА в воздухе в районе проведения операции. Второй способ заключается в оснащении беспилотниками собственно самого пилотируемого летательного аппарата. Этот способ повышает оперативность разведки, однако может несколько снижать возможности аппарата-носителя. Здесь также уже имеются примеры реализации подобных систем. Причем не только в мире в целом, но и в России».
«Тема популярна потому, что и концепция актуальна, и соответствующие технические средства появились, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Беспилотники — это передовой отряд: они вскрывают системы ПВО, радиоэлектронной борьбы и одновременно выполняют задачи подавления радиолокационных и радиоэлектронных средств. Предполагается, что такие БЛА действуют на достаточном удалении от пилотируемого аппарата-носителя, чтобы он своевременно мог выполнить маневр или подавление ПВО. И сейчас появились технические возможности для воплощения этой концепции — цифровые средства связи нового поколения, программные алгоритмы работы БЛА в таких режимах. Сейчас это все отрабатывается и у нас, и за рубежом, пока на уровне концепции применения таких аппаратов и создания опытных образцов. Темой занимаются американцы, израильтяне, подключился Китай. Мы вполне вовремя занялись этим вопросом и сейчас находимся примерно на одном уровне с конкурентами (конечно, с учетом того, что по БЛА мы от Израиля и США пока существенно отстаем с технологической точки зрения) и по созданию концепции, и по техническим наработкам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.