Велосообщество города живет амбициозными надеждами, которые в минувшую субботу обсуждались на встрече с экспертом из Москвы Алексеем Митяевым
Велосообщество города живет амбициозными надеждами, которые в минувшую субботу обсуждались на встрече с экспертом из Москвы Алексеем Митяевым

ОТГОРОДЯТ ЛИ ВЕЛОДОРОГИ СТОЛБИКАМИ?

Маршрут Малого казанского велокольца, создание которого должно завершиться в ближайшие дни, пройдет через улицы Кремлевскую, Чернышевского, Дзержинского, по Ленинскому саду, далее по улицам Театральной, Касаткина, по набережной реки Казанки, улице Батурина и подъему около республиканского онкологического диспансера до Кремлевской. Общая протяженность составит 4,3 км, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ГИБДД Казани. Реализация проекта стала возможной после победы столицы РТ во всероссийском конкурсе минкульта РФ по организации вело- и пешеходных маршрутов, где был представлен проект «Удивительная Казань». Городу-победителю из федерального бюджета выделили грант в размере 15 млн. рублей. Таким образом, стоимость погонного метра велополосы составит 3,5 тыс. рублей. Деньги, как водится, пришли с запозданием, поэтому приступить к работе городские власти смогли лишь под конец велосезона. Завершить разметку планируется к 15 октября, а официальное открытие запланировано на 23-е, когда в городе уже, вполне возможно, будет устойчивый снежный покров. Однако эта ложка дегтя не омрачает радости велосипедной общественности.

«Основной акцент нами ставился на категорию начинающих либо пассивных велосипедистов, которые обычно самые требовательные к безопасности и комфорту при велопрогулках, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» советник руководителя департамента транспорта Москвы Алексей Митяев, выступивший консультантом исполкома Казани при разработке кольца. — Кроме того, трассировка маршрута приспособлена для возможности регулярного использования его отдельных участков». Изначально, по его словам, планировалось включить в велокольцо ЦПКиО им. Горького и Лядской сад. Но, учитывая сжатые сроки, было решено пока довольствоваться малым, а амбизиозные планы отложить на недалекое будущее.

Общая протяженность «малого казанского велокольца» составит 4,3 км
Общая протяженность Малого казанского велокольца составит 4,3 километра

«В следующем году Малое велокольцо Казани планируется дополнить велодорожками до ЦПКиО имени Горького (велокольцо Казани) и Деревни Универсиады (маршрут Университетский). Пока проекты по этим маршрутам в стадии разработки. По парку имени Горького рассматриваются улицы Большая Красная, Горького и набережная. По маршруту Университетскому — улицы Нужина, Астрономическая, Университетская, Булак, Салимжанова, Хади Такташа, Оренбургский тракт», — рассказал Митяев.

Одной разметкой городские власти ограничиваться не собираются. По словам Митяева, в следующем году планируется установить по маршруту движения велопарковки, внешний вид которых, по словам Митяева, разработан под национальную архитектуру Казани. И, наконец, самое главное: проектом предусмотрена установка оборудования для принудительного отграничения велополосы — делиниаторов и боллардов. Верится в это, правда, пока с трудом, учитывая высокую стоимость таких решений, да и возможные протесты со стороны автомобилистов, впрочем, иного способа сделать дорожки по-настоящему безопасными нет. Пока же, по словам идеолога проекта, будет проводиться мониторинг Малого кольца, чтобы оценить комфорт его использования и учесть недостатки.

В следующем году «малое велокольцо» Казани планируется дополнить велодорожками до ЦПКиО им. Горького (велокольцо Казани) и Деревни Универсиады (маршрут «Университетский»), рассказал Алексей Митяев
В следующем году Малое велокольцо Казани планируется дополнить велодорожками до ЦПКиО им. Горького (велокольцо Казани) и Деревни Универсиады (маршрут Университетский), рассказал Алексей Митяев

ГДЕ ПОЯВЯТСЯ УЗКИЕ ГОРЛЫШКИ?

Между тем автовладельцам следует учесть изменения, которые произошли на некоторых участках дорог в связи с появлением велополос. Самые главные: на нескольких участках дорог Казани вместо двустороннего будет организовано одностороннее движение. По сообщению ГИБДД, по улице Чернышевского на участке от улицы Кремлевской до улицы Дзержинского, по улице Дзержинского на участке от Чернышевского до Лобачевского, по улице Театральной на участке от Тельмана до Касаткина организовано одностороннее движение. Напомним также, что правила дорожного движения запрещают движение автомобилей «по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам , а также по велосипедным и велопешеходным дорожкам». За нарушение водителю придется заплатить штраф в 2 тыс. рублей (ч. 2 статьи 12.15 КоАП), за остановку и стоянку на велополосе — те же 2 тыс. рублей штрафа, а автомобиль отправится на спецстоянку (ч. 4 статьи 12.19 КоАП).

Евгений Пыров, заместитель директора МБУ «АСУДД» Казани, которое отвечает за установку знаков по велокольцу, считает, что появление односторонних участков не должно сильно повлиять на движение, поскольку данные улицы не загружены. «Существенно велосипедные полосы движению не помешают, частично, по улице Кремлевской от Кремля и до улицы Чернышевского, они пойдут по тротуарам. На улице Дзержинского, где раньше практически не было дороги, а сейчас ее сделали, тоже неинтенсивное движение. Далее маршрут пойдет по парку «Черное озеро», по Театральной, Касаткина и вниз на набережную и не создаст помех для автомобилистов из-за слабой загруженности», — рассказал он.

Участники велоклуба подняли вопрос о том, что будет происходить с дорожками зимой
Участники велоклуба подняли вопрос о том, что будет происходить с дорожками зимой

Согласен с ним Рамиль Хайруллин, региональный представитель федерации автомобилистов России. «Велокольцо можно назвать экскурсионным, с небольшим трафиком. Тем более «отжимают» все-таки автобусную полосу, у нас как была одна полоса, так и остается, мы ничего не теряем», — считает он.

Другими словами, Малое велокольцо удалось проложить, не столкнув автомобилистов и велосипедистов лбами, но удастся ли это в дальнейшем, при расширении сети велодорог, — большой вопрос.

ВОЗЬМУТ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ЧАСТЬ РАБОТЫ НА СЕБЯ

Тем временем в субботу в коворкинге «Кофе-станция» активисты велосипедного движения больше часа обсуждали будущее велодорожек в Казани с Алексеем Митяевым и его коллегой Марией Гришиной. Так как велосипедный сезон уже закончился, участники велоклуба подняли вопрос о том, что будет происходить с дорожками зимой. Оказалось, что будет работать только часть велодорожек. «Все зависит от количества пользователей, нужно честно говорить, что таких людей немного, — отметил Митяев. — Поэтому часть велодорожек будет использоваться для складирования снега».

В конце встречи участники обсудили планы на 2016 год — варианты строительства велодорожки до Деревни Универсиады. Велоактивисты намерены принять участие в обсуждении разных вариантов маршрута. На формирование своих предложений им выделили две-три недели. На вопрос, прислушаются ли к идеям велолюбителей городские власти, Митяев ответил, что полной консолидированности добиться будет тяжело, но работать нужно. Тут он привел пример Москвы: «При департаменте транспорта есть эксперты — местные организации, проектные организации, участники, которые популяризируют велосипедную культуру. У всех разные векторы развития. Мы встречаемся и говорим: город в следующем году сделает то-то, а какую-то часть работы на себя могут взять активисты».

«ДАЖЕ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ БОЛЕЕ 100 КИЛОМЕТРОВ ВЕЛОМАРШРУТОВ!»

Известный велоактивист Ильдус Янышев в разговоре с БИЗНЕС Online высоко оценил проект велокольца, напомнив, что первый шаг к велосипедизации города муниципальные власти сделали, оснастив Казань системой проката велосипедов. «Были, конечно, допущены и определенные ошибки, прокат был запущен вне велодорог, смонтирован как элемент, украшающий город, а не как транспортная система. Было бы целесообразно поставить станции велопроката в «Ривьере», в районе стадиона «Казань Арена», на Горках, Кварталах, тогда бы люди пользовались системой велопроката более активно».

Теперь же, отмечает Янышев, Казань приступила к созданию внутригородских велодорог. Первый маршрут, по его словам, носит развлекательный характер, по нему нельзя доехать на велосипеде на работу или учебу. Однако он слышал о планах к 2020 году создать 18 веломаршрутов: 8 магистральных, 8 транзитных и 2 рекреационных (Малое велокольцо как раз один из маршрутов).

Известный велоактивист Ильдус Янышев высоко оценил проект велокольца
Известный велоактивист Ильдус Янышев высоко оценил проект велокольца

Вообще, по словам Янышева, по нормативу, чтобы удовлетворить потребность горожан, на одного жителя должно быть построено минимум 10 см велодорог. Выходит, в Казани должно быть 120 км велодорог. В некоторых городах этот норматив выполнен с превышением. В Хельсинки, например, на одного жителя приходится 1 м велодорожек, это больше, чем в Амстердаме и Копенгагене. При том, что в Голландии 50% перемещений совершаются на велосипедах, а в Финляндии этот показатель составляет 10 - 15%. «Казань обзавелась 4 - 5 километрами велодорог. Что есть в других городах? В Москве — 150 километров, Санкт-Петербурге — 100 километров, Ижевске — 50 километров, Уфе — 30, запроектировано 158 километров, значительно больше велодорог в Омске, Томске, Самаре, Чебоксарах, даже в Набережных Челнах более 100 километров веломаршрутов!» В Ижевске, как рассказал Янышев, 1 погонный метр велодорожки шириной 1,5 метра обошелся в 3 тыс. рублей. При грамотном проектировании 100 км дорог обойдутся Казани в 300 млн. рублей, а может быть, и дешевле.

«Есть исследования Копенгагенского института дорожного хозяйства и инфраструктуры о том, что 1 километр, пройденный на велосипеде, дает совокупную общественную выгоду порядка 31 евроцента, это, грубо, 20 - 30 рублей. Если предположить, что 10 процентов населения будут кататься хотя бы 3 месяца в году на расстояние 10 километров, то эта дорога окупится в течение года. Я не думаю, что 300 миллионов — это небольшая сумма».

«НУЖНЫ ВЕЛОДОРОЖКИ ОТ ОСНОВНЫХ СПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В ЦЕНТР»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила велосипедистов и других участников движения оценить удобство Малого велосипедного кольца.

Тимур Ямашев — блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт»:

— Еще оценивать почти нечего. С одной стороны, хорошо, что уделяется внимание велосипеду. С другой стороны, всем активным велосипедистам не нравится, что для велодвижения выделяются второстепенные улицы, которые мало нужны в обычной жизни. Очень нужны велодорожки от основных спальных районов в центр, тогда велосипед превратится в реальный транспорт, а не случайное развлечение.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Я за велодорожки и сам бы хотел передвигаться по городу на велосипеде, но сейчас это делать страшно. Просто страшно. Чтобы жители Казани смогли пересесть на велосипеды, велодорожки нужно прокладывать по всему городу. Где-то на тротуарах можно их нарисовать: если тротуар широкий, более 3 метров, можно выделить полметра для велосипедов. Малое велосипедное кольцо проложено вокруг Кремля, его можно назвать экскурсионным.

Леонид Иванов — активист велосообщества «Казанские велоночи»:

— Я еще не оценил удобство велодорожек, но собираюсь на официальное открытие велодорожки. Наконец-то власти поворачиваются лицом к местным жителям, а не пытаются казаться лучше перед гостями и туристами. Малое велосипедное кольцо — самый оптимальный маршрут, удобный как для велогорожан, так и туристов.