Мировые экономические институты, центральные банки и правительства G20, чьи министры финансов собрались в Лондоне для оценки ситуации, предусматривают "медленный подъём мировой экономики".

Но "медленный подъём" в действительности означает застой ещё на минимум два-три года. Если это так, то начинается очень трудный для прочтения период, в котором возможны фатальные ошибки экономической и денежной политики. Как минимизировать их? Вплоть до двух месяцев назад существовало четыре сценария выхода из глобальной рецессии.

Представьте себе график, на котором время расположено слева направо, а экономический рост - снизу вверх, два пересечённых данных:

(1)  подъём в форме "V", чтобы указать быстрый и сильный скачок после пикового падения мирового спроса с сентября 2008 г. до февраля 2009 г.;

(2) В форме "W", чтобы указать ракетный взлёт, но не поддержанный, который прерывается, и из-за него экономика вновь в пиковом падении;

(3) в форме "L", продолжительный застой после падения, названный "японским сценарием" в память о долгой дефляции, до 2005 года, последовавшей за имплозией в 1992 году финансового/связанного с недвижимостью пузыря в Японии;

(4) в форме "U", медленный подъём, то есть, движение вверх после периода застоя или всего лишь минимального роста.

"I" - образный сценарий, то есть, катастрофическое падение роста мировой экономики, которого боялись в декабре 2008 года, не произошёл, а с февраля 2009 года он оценивается всё больше как маловероятный.

Самый вероятный, на основе текущих данных, это "U"-образный сценарий. И это хорошая новость в связи с прошлым.

Но в сценарии, который я разрабатываю со своими исследователями в "Глобис", университет штата Джорджия, недалеко от Атланты, откуда и пишу, хороших новостей для будущего ещё нет. Американский локомотив начинает работать, но его ремонт - выход из частного и государственного долга, рост кредитования и рынка недвижимости - не только медленный, но и обещает рост потребления, недостаточный для буксировки путем импорта остального мира. Это означает, что экономики, очень зависящие от экспорта (Китай, Япония, Корея, Германия, Италия) должны увеличить внутренний рост, чтобы компенсировать меньший экспорт. Но трудно поменять модель экономики за короткое время.

Китай старался, но не сумел. Европейцы даже не попробовали. И, кстати, безработица в еврозоне уже выше 10%, вырастет до 12% и рискует остаться таковой надолго. Совершенно прав был президент Италии, призвав сделать приоритетной эту проблему.

В общем, подъём замедляется оседанием американского локомотива, не заменённого внутренним ростом других экономик. Кризис финансовой индустрии в Америке и Европе, как из-за ампутации, так и из-за блокировок производных финансовых инструментов, также уменьшил примерно на 1/3 капитал, необходимый для вращения руля глобальной экономики. Правильные меры, которые необходимо предпринять, следующие:

(a) удержать и увеличить экономические стимулы в Америке и Европе на весь 2010 год;

(b) удерживать низкую стоимость денег;

(c) избегать карательного и популистского регулирования финансовой системы, чтобы снова сделать изобильными капиталы для кредитования.

Первые две меры, по которым на G20 был консенсус, хотя и боязливый со стороны европейцев, должны выработать стимулирование и удержание инфляции и долга в момент настоящего подъёма экономики. Ошибка в этот момент будет катастрофической, открывая возможность сценариев в форме "I", "W" и "L". Чем скорее будет выполнено вторая мера, тем меньше риска в двух других. Надеемся, что правительства это понимают.

(Война и мир, 08.09.09, источник: Карло Пеланда)