Сегодня члены федерации рыболовов-любителей, участвовавшие в поисках своего зверски убитого товарища Сергея Елесина, встретятся с заместителем министра информатизации и связи РТ Анатолием Геллером, чтобы обсудить недостатки в работе службы 112. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как бюрократические проволочки и нежелание сотовых операторов идти на дополнительные расходы лишают экстренные службы необходимого как воздух инструмента.
Замминистра связи РТ Анатолий Геллер дал понять, что обещанной геолокации придется ждать минимум три года |
ОБЕЩАНОЙ ГЕОЛОКАЦИИ ТРИ ГОДА ЖДАТЬ
Больше двух недель прошло с того дня, как в Лаишевском районе был зверски убит активист общества рыболовов Сергей Елесин. После стычки на дороге с двумя подвыпившими сельчанами рыбак был сильно избит, а спустя несколько часов один из подозреваемых вернулся и поджег автомобиль Елесина вместе с ним.
Борца с браконьерами искали десятки рыбаков-любителей и частный вертолет, но место трагедии показал предполагаемый убийца. Скрываясь от преследователей, Сергей неоднократно звонил в службу экстренной помощи по номеру 112, однако после подробного описания происходящего, включая примерное местоположение происшедшего, помощь вовремя не пришла. Друзья и близкие Елесина убеждены: если бы служба 112 была оснащена функцией определения местоположения абонента, Сергея можно было бы спасти.
Рыбаки уже призвали к ответу заместителя министра МЧС по РТ Олега Степущенко. Он заявлял, что единственная преграда для внедрения в работу службы 112 функции определения местоположения абонента — отсутствие некоего подзаконного акта от минсвязи РФ. В интервью «БИЗНЕС Online» заместитель министра информатизации и связи РТ Анатолий Геллер дал понять, что все намного хуже: обещанной геолокации придется ждать минимум три года.
Замминистра МЧС по РТ Олег Степущенко заявлял, что единственная преграда для внедрения в работу службы 112 функции определения местоположения абонента — отсутствие некоего подзаконного акта от минсвязи |
«МЫ ТЕСТИРОВАЛИ — РАЗБРОС ДО 2 КИЛОМЕТРОВ»
− Анатолий Яковлевич, в истории с гибелью Сергея Елесина у общественности есть вопросы к МЧС по функционированию службы экстренной помощи в части определения местоположения абонента. В Московской области, судя по заявлениям губернатора, функция геолокации работает, причем сама служба отдана в управление не МЧС, а правительству области. А у нас, по словам замминистра МЧС Олега Степущенко, ей мешает работать отсутствие подзаконного акта. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров признал, что за правовые вопросы в работе системы отвечает его министерство. Так в чем проблема?
— Про Московскую область я, конечно, комментировать не могу, кроме того, что коллеги запустили [систему 112], по отзывам, очень неплохой аналог нашей системы, мы очень за них рады, тем более что нагрузка у них большая — больше, чем у нас. Коллеги у нас часто бывали, потому что именно в Татарстане создана одна из первых двух российских систем 112, и это уникальное в своем роде решение.
В ретроспективе вопрос геопозиционирования выглядит следующим образом: когда в Татарстане фактически стали принимать вызовы на номер 112, служба еще не была государственной, она еще не была принята ни в опытную, ни в промышленную эксплуатацию. Это был просто проект, инициированный правительством республики. Министерство связи РТ за подписью президента РТ обратилось в адрес правительства РФ с просьбой принять нормативный акт, разрешающий определение геопозиционирования абонента при звонке на номер 112. То есть еще в 2012 году Татарстан был инициатором принятия этого закона. Кроме Татарстана и Курской области на тот момент никто настолько глубоко не занимался этим.
— Вы согласны с тем, что это крайне важный элемент для работы экстренных служб?
— Да. Есть масса случаев, когда геопозиционирование необходимо как воздух. Например, пешеход находится в Зеленодольском районе, который граничит с другой республикой. Он двигается из Зеленодольска в сторону Волжска по дороге, его телефон еще вполне может общаться с вышкой РТ, а сам он уже находится на территории сопредельной республики. Следовательно, когда он звонит в 112, мы не сможем определить точно его местоположение, а сам абонент не знает, в Татарстане он или уже в соседней республике. Это очень важно, чтобы определить, кто оперативно должен отработать.
Так что Татарстан является инициатором [внедрения геопозиционирования при звонке на 112], мы активно сотрудничаем с госорганами РФ, мы настаиваем, что определение местонахождения звонящего на 112 — это важнейший фактор для работы экстренных служб.
В прошлом году был принят закон о позиционировании звонка при поступлении вызова на 112. Но на сегодняшний день пока нет подзаконного норматива, определяющего способы взаимодействия между операторами и технической службой по этому вопросу. Закон отвечает на вопрос «что сделать?», а подзаконный акт должен ответить на вопрос «как сделать?» Например: «Россия должна быть покрыта высокоскоростными автомобильными дорогами» — это закон. «Ширина полосы, освещение, покрытие» — это подзаконный акт, без него невозможно реализовать закон.
— Дело только в наличии документа? Нужен только росчерк пера — и все?
— Не только. В России порядка 12 основных операторов сотовой связи, и я не могу утверждать, что они все готовы к переходу на новую технологию. Из четырех присутствующих в Татарстане операторов только у двух есть подтвержденная техническая способность передавать [данные] в режиме онлайн, но с довольно высоким уровнем погрешности. Мы тестировали — разброс до 2 километров. Может быть, сейчас что-то и улучшилось, это зависит от количества вышек, их местонахождения − от очень многих факторов.
Мы проверяли в разных муниципалитетах, в разных условиях, в городской застройке, на автомобильной дороге. На дороге нам не так важна максимально точная локация, потому что если человек говорит, что находится на дороге, то в зоне поисков отрезок. А когда человек в лесу или в поле, то нам важен сектор, где его искать. Вы понимаете, это же гектары!
Еще два оператора заявили, что у них нет даже и такой технической возможности. Я не могу этого опровергнуть или подтвердить.
Таким образом, комментируя высказывания уважаемого коллеги Олега Александровича Степущенко, могу сказать: даже если бы подзаконный акт был принят 1 января 2015 года, лишь в течение 2 - 3 лет операторы смогли бы перейти на ту технологическую платформу, которая позволит полноценно передавать координаты. Это большая, сложная работа. Если у коллег в Московской области это получилось, то я очень рад за них и удивлен.
«ВОЗМОЖНО, ОПЕРАТОРЫ СЧИТАЮТ НЕЭФФЕКТИВНЫМИ ИНВЕСТИЦИИ НА ДАННОМ ЭТАПЕ»
− Неужели без принятия закона и подзаконного акта нельзя было обойтись? Например, на уровне договоренностей с операторами? Они же понимают, что речь идет о человеческих жизнях...
— Я не могу сказать, что этого нельзя. Мы обращались к тем двум сотовым операторам, с которыми взаимодействовали по этому вопросу, с предложением реализовать функцию передачи координат до вступления подзаконного акта. К сожалению, операторы ответили, что на сегодняшний день в плане развития у них это не предусмотрено, и они будут ждать, когда выйдет подзаконный акт, который определит технологию, и тогда будут инвестировать в технологическую платформу. Возможно, они считают неэффективными капиталовложения на данном этапе, так как после выхода норматива есть вероятность повторных затрат.
− Когда будет принят подзаконный акт и что он из себя представляет?
— По нашей информации, в ближайшее время. Месяц, квартал — я не могу за федеральные органы отвечать. Это приказ министерства связи РФ, документ, к которому прилагаются десятки, сотни страниц текста. Проект приказа находится на межведомственном согласовании в правительстве РФ. Дальнейшее даже от минкомсвязи не зависит: может, у министерства юстиции будут замечания, может, у минэкономразвития, может, у минфина — никто не знает.
− После принятия приказа каков будет алгоритм действий?
— Его надо будет довести до операторов связи. Они, руководствуясь своим положением, регламентом, уставом, доносят информацию до учредителей. Учредители утверждают план и решение о сроках реализации этого нормативного акта.
− Затраты ложатся на оператора?
— Да, в любом случае. Есть операторы, у которых с большой долей вероятности все готово, мы знаем, что они способны [внедрить геолокацию], если подзаконный акт не внесет новые требования технического характера. Мы технически готовы принять двух из четырех операторов.
− Как вы будете мотивировать еще двух операторов республики подвести свою техническую базу под соответствие законодательству?
— Будем находить способы воздействия на них в рамках правового поля.
— Что делать людям, тем же рыбакам, пока геопозиционирование не заработало?
— Сегодня есть приложение для смартфона, разработанное МЧС РФ, которое интегрировано в систему 112. Оно предназначено для коммуникаторов на Android и iOS. Мы тестировали взаимодействие приложения и нашей системы. Оно способно понять местонахождение смартфона и прислать координаты в виде СМС.
− Что было сделано для того, чтобы популяризировать это приложение?
— Насколько я знаю, сейчас в РФ активно занимаются его популяризацией. Это все-таки компетенция федеральных органов.
«МЫ НЕ ТАК СОВЕРШЕННЫ, КАК ИЗРАИЛЬ»
− Система геолокации в случае с Елесиным могла бы спасти ему жизнь?
— Пока идет следствие, я не могу ответить на данный вопрос. Дождемся официального отчета. Но в целом не всегда геопозиционирование само по себе может спасти человека. Когда-то может, когда-то нет.
− У вас, как у замминистра, есть претензии к работе службы 112?
— Я не могу комментировать эту ситуацию, потому что я лицо заинтересованное. Но я уверен, система работает. Если у кого-то есть сомнения или предложения по ее развитию — это хорошо.
− Проще говоря, как чиновника, отвечающего за это направление со стороны минсвязи РТ, вас устраивает все?
— Как чиновника меня не устраивает, что мы не можем реализовать все наши начинания в запланированные сроки. Люди, которые высказывают претензии, правы, потому что мы могли бы работать лучше. Мы это знаем и стараемся.
− Чего все-таки удалось добиться с 2012 года?
— Сегодня мы можем заявить, что услугой 112 покрыта вся республика. Сейчас, по результатам испытаний, мы можем сказать, что абоненты всех сотовых операторов и даже телефоны без сим-карт могут дозвониться до центра обработки вызовов. Это на словах только кажется легким и обыденным. Тем не менее за счет организации приема вызова 112 в режиме одного окна уменьшается время реагирования. Информация о происшествии доводится одновременно до всех реагирующих служб. Это важно в тех случаях, когда нужны и полиция, и спасатели, и медики. Раньше это был обзвон по обычному телефону, что требовало более 10 минут. А по статистике, более 50 процентов звонков требует реагирования трех и более служб одновременно.
Кроме того, система 112 позволяет отсеять большое количество ложных звонков, которые ранее поступали на номера 01, 02, 03, 04, на номера ЕДДС муниципалитетов, тем самым перегружая экстренные службы. По статистике более половины всех звонков — ложные и справочные, не требующие реагирования экстренных служб. Сейчас поток ложных звонков отсеивается на уровне центра обработки звонков 112.
Технологически мы не так совершенны, как, к примеру, Израиль, где экстренные сообщения о теракте в течение 12 секунд доставляются на каждый мобильный телефон. Также мы понимаем, что, например, в США силами и средствами экстренных служб управляет муниципалитет, перед нами не ставятся такие задачи.
− Почему?
— Потому что федеральное законодательство говорит, что экстренные оперативные службы имеют федеральное или региональное подчинение. Изменится законодательство — будем исполнять.
— На сайте минкомсвязи в положении о 112 неотъемлемой частью системы является внедрение геолокации. То есть даже в пилотных для внедрения системы регионах геолокация должна была входить в «базовый пакет» установки.
— Наверное... К примеру, в Российской Федерации имеется Закон по запуску системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Приборами «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется оснастить весь российский транспорт. В случае непредвиденной ситуации прибор способен послать геолокацию, которая должна быть интегрирована, согласно концепции, с системой 112, и оператор системы 112 должен принять и обработать эту информацию. Это тоже входит в «базовый пакет», но по факту таких машин в России единицы.
— Мы с вами сейчас обсуждаем другой проект...
— В Республике Татарстан система 112 является частью платформы ГЛОНАСС+112, способной принимать и обрабатывать вызовы с навигационного оборудования, стоящего на пассажирском транспорте, особенно и именно со школьных автобусов и автобусов, перевозящих детей: ДЮШС, ДОУ. У нас 100 процентов детского транспорта оснащено приборами.
В тех случаях, когда автобусы с детьми попадают в ДТП с трагическими исходами, они едут на автобусах, не присоединенных к системе. Потому что автобус, присоединенный к системе, не может выехать без согласования ГАИ, маршрута, других бюрократических процедур, которые вынуждены люди обходить по тем или иным причинам. У нас, если водитель автобуса нажимает тревожную кнопку или попадает, не дай бог, в ДТП, то система 112 фиксирует это, оператором заводится карточка и выезжает экипаж ДПС, спецслужб. Среднее время реагирования с момента нажатия водителем тревожной кнопки и выезда машины ГИБДД составляет четыре минуты.
Персонально носимые устройства, телефоны — это другая немного тема. Это телефон, а там все-таки специальное навигационное оборудование. Другими словами, вы можете в машину поставить блок любой. Можете захотеть присоединиться к системе, и ваш автомобиль будет под надзором.
«ЗАТРАТЫ НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ 112 СОСТАВИЛИ 40 РУБЛЕЙ НА ЖИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ»
− Какие средства были потрачены на внедрение системы 112?
— Тут нельзя выделить конкретные средства. В Татарстане развивается широкополосный доступ в интернет, то есть к каждой школе тянется волокно, к каждой больнице, к каждому муниципальному органу, за этот счет у нас все подразделения 01, 02, 03 подключены по устойчивой проводной связи к системе 112. Мы не можем сказать, что потратили эти деньги на создание инфраструктуры 112: мы строили республиканскую инфраструктуру, учитывая потребность в прокладке участков кабеля до экстренных оперативных служб.
− Кабель не единственная строка затрат?
— Кабель, компьютер, дата-центр, построенный в IT-парке, сервера которого используются для этого, программное обеспечение, телефония, обучение операторов и диспетчеров на местах. В общей сложности подключено и оснащено более 180 подразделений экстренных оперативных служб, в которых установлено более 400 автоматизированных рабочих мест.
— Вы сказали, что на организацию системы не потребовалось дополнительных средств...
— Они так или иначе включены в другие программы. Мы примерно вычислили: 40 рублей на жителя республики составили затраты на создание системы.
— С 2008 года?
— Да. Ежемесячно республика тратит примерно еще 1 рубль на каждого жителя, чтобы поддерживать эту систему.
— Другими словами, более 150 миллионов рублей на создание системы и ежемесячно 3,7 миллиона рублей на ее поддержку?
— Да.
— На что уходят эти деньги?
— На инфраструктуру. Это же компьютеры, их надо обслуживать, это оптика, каналы связи, серверы, оборудование в РУЭС, чисто «железо». Если говорить про штат, то в подведомственном учреждении министерства связи развитием и сопровождением системы «ГЛОНАСС+112» занимаются три человека.
В республике сейчас функционирует два центра обработки вызовов: в Челнах и в Казани. Если один центр откажет по любым, в том числе техногенным, причинам, второй подхватит. Кроме того, при необходимости мы можем оперативно развернуть еще один полноценный центр в любом районе Татарстана. Если сотовый телефон до вышки дозвонился, то звонок гарантированно попадает в центр обработки вызовов.
«ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СПАСТИ ТОГО, КТО СОВЕРШИЛ ОШИБКУ»
— Что в системе 112 изменится к лучшему в течение полугода-года?
— Мы планируем провести интеграцию, очень активно работаем с системой e-call (европейский программно-аппаратный комплекс, подразумевающий автоматический вызов службы спасения, если произошло ДТП и в автомобиле сработали подушки безопасности. Комплекс передает диспетчеру не только координаты места аварии, но также время происшествия, марку машины, тип используемого им топлива и число находившихся в салоне людей). Мы планируем в феврале провести большие натурные испытания автомобилей, на которых установлен бортовой комплект. Кроме иномарок это будут автомобили, производимые в РФ.
Мы сейчас тестируем небольшого размера переносные устройства позиционирования, не буду называть производителя. Будет комплект для детей, чтобы ребенок мог иметь тревожную кнопку, которая будет привязана к системе и будет автоматически работать. К примеру, он пришел в школу, а родители получили СМС об этом.
— Не факт, что это будет выполнено, учитывая тот факт, что сроки реализации системы 112 уже сорваны и, в том числе, из-за этого гибнут люди.
— Мы все ограничены бюджетом.
— Сегодня рыбакам или грибникам как себя вести, пока не приняли постановление? Скачать приложение?
— Да. Второе: каждый сам за себя отвечает. В подобной ситуации задача государства в первую очередь спасти того, кто совершил ошибку.
Вопросы, связанные с профилактикой подобных случаев, не в нашей компетенции. Профилактикой у нас занимаются соответствующие органы, а мы делаем технологическую платформу. Соблюдайте правила безопасности, они выработаны и прописаны. Ни один прибор не способен спасти вашу жизнь, если вы не умеете им пользоваться. Идешь в лес, возьми навигатор или компас.
Берегите себя. Не попадайте в чрезвычайные ситуации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.