Динар Назипов (в центре) и Рашид Шамсутдинов
Начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства исполкома автограда Динар Назипов (в центре) и гендиректор МУП «Электротранспорт» Рашид Шамсутдинов (справа)

«СЕЙЧАС ВЕДЬ КАК? ЕСТЬ ЛИЦЕНЗИЯ — СЕЛ И ПОЕХАЛ!»

Исполком Набережных Челнов фактически объявил войну перевозчикам, которых считает нелегальными. По городу начинает работу специальная межведомственная группа по отлову маршруток, принадлежащих предпринимателям, проигравшим тендер, — ее сотрудники будут составлять на них административные протоколы и передавать дальше по инстанциям. Об этом вчера на пресс-конференции заявил начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства исполкома автограда Динар Назипов.

Он напомнил журналистам, что в городе разработана и утверждена новая маршрутная сеть. На право осуществления перевозок 25 августа был проведен тендер. По его итогам право перевозить пассажиров в Челнах осталось лишь у двух предприятий: муниципального «Электротранспорта» и частного ООО «Пассажирские перевозки». МУПу достались маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21, на обслуживание которых в итоге должны вывести 136 «НЕФАЗов». А еще два лота с 13 маршрутами приняло на обслуживание ООО «Пассажирские перевозки». «Есть несогласные с решением тендера, которые не желают уходить с маршрутов, — признал Назипов. — Но мы по ним работаем. Проводим рейды, составляем протоколы, затем протоколы передаются в соответствующие инстанции, вплоть до судебных». Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», транспортник заметил, что есть и судебные тяжбы с перевозчиками, которых исполком считает нелегальными. В данный момент дело рассматривается в Арбитражном суде РТ.

Хоть Назипов и не назвал конкретно, о каких несогласных идет речь, известно, что в тендере проиграло ООО «Челныавтотранс+», в которое перед конкурсом объединились ИП Гарина, ИП Щелоков и ИП Хамзина. Они и подали иск в арбитраж. Суд в итоге принял решение заморозить действие договоров на перевозки между исполкомом и победителями тендера. Исполком, однако, с этим не согласился и ввязался в судебную тяжбу. Здесь уверены в своей правоте. Но все же в решительное наступление планируют перейти в январе, когда вступит в силу федеральный закон №220 «О пассажирских перевозках». По словам гендиректора МУП «Электротранспорт» Рашида Шамсутдинова, с этого дня все нелегальные перевозчики будут вынуждены уйти.

«Ныне действующий закон несколько либерален, — комментирует Шамсутдинов. — Новый гораздо жестче. Сейчас так: если у тебя есть лицензия на перевозку пассажиров, ты сел и поехал. Это я, конечно, утрирую, на самом деле есть и другие требования, но все же... С 11 января все будет гораздо сложнее. У тебя должны быть в наличии все без исключения документы, разрешающие работу. Причем конкретно здесь, на этом маршруте».

В Набережных Челнах начинается кампания по отлову маршруток, принадлежащих предпринимателям, проигравшим тендер

«ЕСЛИ В ИСПОЛКОМЕ СИДЯТ КРОХОБОРЫ, КОТОРЫЕ ПРОДАЮТ МАРШРУТЫ, ТО У НИХ ВСЕГДА БУДЕТ СВОЯ ПРАВДА»

А тем временем перевозчики, которые проиграли тендер, продолжают работать на своих маршрутах, так как нелегалами себя не считают. А вот от 220-го закона ничего хорошего для себя предприниматели не ждут. «Считаю ли я себя нелегальным перевозчиком? А что такое нелегальный перевозчик? — задается риторическим вопросом Виктор Судников. — Правда у всех одна, правила для всех должны быть одинаковые. А если в исполкоме сидят крохоборы, которые продают маршруты, то у них всегда будет своя правда». Еще до проведения тендера Судников подал жалобу в УФАС. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и уже отменил протокол конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам №7, 8, 13, 22, 27, 35 и 43, а также потребовал внести изменения в конкурсную документацию и провести конкурс в соответствии с требованиями закона. Но решение УФАС по РТ исполком Челнов обжаловал в Арбитражном суде, где потребовал признать незаконными выводы антимонопольщиков, — дело пока находится в стадии рассмотрения. Что касается закона №220, то он будет действовать только с 11 января 2016 года, — добавил Судников. — По моему мнению, он развязывает руки исполкому, после чего они будут творить что хотят. Что до этого творили, только незаконно, будут делать это же, опираясь на закон. Они всех ненужных им перевозчиков просто выживут с помощью этого закона».

 Виктор Судников
Виктор Судников: «Что до этого творили, только незаконно, будут делать это же, опираясь на закон. Всех ненужных перевозчиков просто выживут»

Сейчас, по мнению председателя некоммерческого партнерства камских перевозчиков Николая Тятюшкина, к «нелегалам» можно отнести вообще всех. «Те договоры, которые были с нами заключены исполкомом до проведения тендера, утратили свою силу, так как был проведен новый тендер, — пояснил Тятюшкин «БИЗНЕС Online». — А действия вновь заключенных договоров приостановлены решением Арбитражного суда РТ. Кроме того, есть утвержденная муниципалитетом схема маршрутов. И она отменяет некоторые маршруты, существовавшие ранее. Тем не менее и по ним пытаются ездить, что тоже автоматически переводит перевозчика в нелегалы».

Николай Тятюшкин
Николай Тятюшкин: «Нужен законодательный акт, который определяет правила работы на рынке. Сейчас же такого нет: есть лицензия — якобы можно работать»

Что до «отлова», анонсированного властями автограда, то тут перевозчик разводит руками: вероятно, это все-таки относится к компетенции исполкома. В конце концов, там знают, кто прошел конкурс, а кто не прошел. Но его бизнесу «нелегалы» не мешают — проигравшая тендер компания в основном дублирует муниципальные маршруты. «У меня таких маршрутов нет, так что мы не соприкасаемся с теми, кого в исполкоме считают нелегалами», — отметил он. Эффект 220-го закона, по мнению Тятюшкина, пока оценивать невозможно — должно пройти время. «Но в любом случае нужен законодательный акт, который определяет правила работы на этом рынке, — считает он. — Сейчас же такого нет: есть лицензия — якобы можно работать».

«ДАЖЕ ПРАВИЛ НЕ ЗНАЮТ!..»

Следует напомнить, что нынешний этап борьбы с нелегальными, по мнению муниципалитета, перевозчиками затеялся в угоду появления в городе крупногабаритных автобусов на газомоторном топливе. Идея создания транспортного МУПа с таким парком принадлежит мэру Челнов Наилю Магдееву. В итоге в лизинг были приобретены 136 «НЕФАЗов». Правда, пока на городских маршрутах работает только 76 из них. Главная причина — нехватка водителей. По признанию Шамсутдинова, сейчас их нанято 168 человек, а надо хотя бы 300. Большая часть водителей перешли с признанного банкротом ПАКа, кого-то в МУП «Электротранспорт» сами обучили, есть люди, пришедшие через центр занятости. А примерно 25% водительского штата пришли в новый МУП от частных перевозчиков. И это, говорит Шамсутдинов, проблемный контингент.

0c42360aa5a9dfa6511abd2adca022f6-(1).jpg
Идея создания транспортного МУПа с автобусами на газомоторном топливе принадлежит мэру Челнов Наилю Магдееву

«Есть проблемы финансовой недисциплинированности водителей, — признает гендиректор «Электротранспорта». — К сожалению, пассажиры этому способствуют: проезд оплачивают, а билет не берут. Да, у нас начали работать кондукторы в автобусах, но это же наш ресурс. А мы бы хотели, чтобы и общественный ресурс был использован». Выход, по мнению Шамсутдинова, в активном штрафовании пассажиров — об этом у МУПа есть договоренности с административно-технической инспекцией города. «Мы договорили с административно-технической инспекцией, чтобы они проверяли пассажиров и при отсутствии билета — заплатил, не заплатил — штрафовали», — пояснил он. Транспортник также признал, что среди водителей фиксируются и такие нарушения, как отклонение от маршрута, превышение скорости, отставание от графика. «Часть водителей мы уже уволили, — сообщил Шамсутдинов, — потому что есть просто бандиты, которые даже правил не знают». Удивительно, но решить проблему с водительским составом «Электротранспорту» не удается, несмотря на очень привлекательные условия. Ставка для этих сотрудников составляет 25 тыс. рублей. В реальности же, сообщил гендиректор МУПа, получается гораздо больше. Существуют надбавки за переработку, ночная, за классность и так далее.

Еще одна проблема «Электротранспорта» — слабая популярность больших автобусов среди челнинцев. Соответственно, это направление работы МУПа пока остается убыточным: «Часто спрашивают, стали ли автобусы конкурентами трамваям? Нет, не стали. Наоборот, у нас пассажиропоток растет. Было снижение летом, потому что дачный сезон и КАМАЗ не работал. Сейчас от месяца к месяцу есть рост. По автобусам у нас пока убытки. Хотя и там пассажиропоток растет. В сентябре по отношению к августу вырос на 8 - 10 процентов. Но заполняемость автобусов по пятибалльной шкале на единицу! А порог безубыточности — 3,5 - 4. Это когда все сидячие места заняты и в проходах люди свободно стоят».

Еще одна проблема — слабая популярность больших автобусов среди челнинцев

Весь рынок пассажирских перевозок в Челнах Шамсутдинов оценивает в сумму 1,5 - 1,8 млрд. рублей. «Электротранспорт» сейчас забирает себе порядка 400 миллионов. А чтобы предприятие, учитывая и автобусную составляющую, вывести в плюс, надо «захватить» 600 млн. рублей или больше. Шамсутдинов надеется, что на этот уровень удастся выйти уже в следующем году. Если, оговаривается он, 220-й закон позволит уйти от нелегалов.

Одним из способов улучшения финансового состояния МУПа Шамсутдинов видит рост тарифа на перевозки. Пока только по трамваям. «Электротранспорт» уже направил в Госкомитет РТ по тарифам обращение увеличить стоимость проезда до 20 рублей. «Речь идет о разовых билетах, — поясняет транспортник и добавляет. — По «электронному кошельку» поездка будет обходиться в 18 рублей, по проездному на 50 и более поездок — 15 рублей». Шамсутдинов также напомнил, что последний раз проезд в трамвае дорожал 7 лет назад, когда его с 12 рублей подняли до 15. Что касается автобусов, то, по словам Назипова, обращение в Госкомитет РТ по тарифам пока еще только формируется.