В РЕЗУЛЬТАТЕ КОНФЛИКТА С ЖИЛИЩНИКАМИ ТАТЭНЕРГОСБЫТ ЛИБО ОКАЖЕТСЯ В УБЫТКЕ, ЛИБО ОТКЛЮЧИТ ИМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

В конфликте между ОАО "Татэнергосбыт" и жилищными организациями Татарстана, который длится уже год, с подачи прокуратуры попытался разобраться городской суд Нижнекамска. Этот муниципальный район – в лидерах по числу компаний, которые отказываются подписывать договор с Энергосбытом и даже к требованию суда остаются глухи. Тем временем, без электричества рискуют остаться не только нижнекамцы:  177 жилищных организаций республики не имеют договоров с Татэнергосбытом.

ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Суть проблемных взаимоотношений татэнергосбыта с целым рядом жилищных организаций республики (управляющими компаниями, ТСЖ и прочими) заключается в том, что часть из них под разными предлогами отказываются заключать с энергоснабжающей организацией договор.

Причем эта история в Татарстане тянется около года. Энергетики направили руководителям жилищных организаций 270 проектов договоров. По данным на 1 сентября, 177 из них так и не были заключены по разным причинам: вторая сторона либо отказывается, либо уклоняется, либо заявляет о разногласиях. Надо пояснить, что речь идет об управляющих компаниях и ТСЖ вновь созданных или в течение года взявших на обслуживание новые дома. С компаниями, работающими на рынке жилищно-коммунальных услуг давно, как правило, таких проблем не возникает.

Самая тяжелая обстановка – в бугульминском отделе татэнергосбыта, работающем с потребителями Бавлинского, Бугульминского, Ютазинского, Лениногорского, Черемшанского районов. Из 54 направленных договоров по 34 жилищники отказались заключать договора. В нижнекамском филиале отказались подписывать договора 28 из 53 организаций.

В ЧЕМ ПОДОПЛЕКА КОНФЛИКТА?

Управляющие компании должны подписать документ, чтобы исполнить свои прямые обязательства перед жильцами, то есть своим заказчиком. Напомним, что россияне вправе управлять жилым фондом сами, либо передать эти функции исполнителю коммунальных услуг (ИКУ): управляющей компании и т.п.

- Существуют утвержденные правительством России правила предоставления коммунальных услуг населению, - поясняет юрисконсульт ОАО "Татэнергосбыт" Михаил Сычев. - Согласно им гарантирующий поставщик, коим являемся мы, имеет право заключить договор с собственником жилья, только если тот выбрал способ непосредственного управления домом. В других случаях подобный договор заключается между поставщиками коммунальных услуг и их исполнителями.

Отказываясь подписывать контракт, исполнители услуг ссылаются на разногласия по условиям договора. На самом деле конфликт имеет  экономическую подоплеку.

- По закону ИКУ должны обслуживать внутридомовые сети, - говорит Сычев. - Это влечет за собой затраты: надо нанимать рабочих, для начисления счетов создавать электронную базу жильцов и т.д. Организации ссылаются на отсутствие денег. Контрдовод очевиден: у вас есть обязанности по закону. Обеспечивать платежи должны жилищники. Ведь в итоге создается такая ситуация: татэнергосбыт вынужден поставлять энергию в силу того, что в домах живут люди.

Представьте, каковы будут социальные последствия, если мы перестанем это делать!

Некоторые татарстанцы, предвидя последствия спора хозяйствующих субъектов и желая обезопасить себя, попытались заключить договор напрямую с татэнергосбытом, говорят в компании. Но не имеют на то права, поскольку уже отдали свои дома в руки управляющим. Возникла ситуация, когда ИКУ отказывается заключить договор, ставя под удар жильцов, которые в итоге рискуют остаться вовсе без электричества.

ТЕМПЕРАТУРА НАКАЛЯЕТСЯ

- У нас нет механизма для того, чтобы самостоятельно решить проблему, мы всего лишь энергоснабжающая организация, - говорит Сычев. - Но наша работы носит клиентоориентированный и социально направленный характер. Мы заинтересованы в том, чтобы население получало электроэнергию, но поскольку нет договоров, мы имеем полное право ее не поставлять.

Около года татэнергосбыт ведет переписку по этому поводу с прокуратурой, государственной жилищной инспекцией, антимонопольными органами, муниципалитетами. Долгое время ответов не было. Наконец, на просьбы энергокомпании отреагировала прокуратура Нижнекамска. Она направила в суд два иска против семи местных управляющих компаний. Суд вынес решение, принуждающее жилищников заключить договора с энергосбытом. Однако решения, вынесенные 27 и 30 июля, до сих пор не исполнены. Управляющее компании остаются глухи даже к требованию суда. Еще три дела сейчас находятся в стадии рассмотрения.

- Как один из вариантов решения проблемы мы предлагали гражданам взять управление жилым фондом в свои руки, - говорит Михаил Сычев. - Но он не нашел поддержки среди населения, потому что управление – дело хлопотное и затратное, именно поэтому россияне предпочитают иметь дело с управляющими компаниями.

Некоторые, как оказывается, не исполняют своих прямых обязательств, о чем жильцы до поры до времени и не догадываются. Жилищные организации собирают с населения платежи за обслуживание жилого фонда и фактически присваивают эти деньги. Логика проста: если нет договора на поставку электричества, то нет и обязательств по обслуживанию внутридомовых сетей. Все жалобы населения в таком случае адресуются напрямую поставщику – татэнергосбыту.

- Если мы будем нести все затраты на обслуживание сетей, мы серьезно ухудшим свое финансовое состояние, - говорят в энергокомпании. - Эти расходы не заложены в наших затратах, учтенных при формировании тарифа, а повышать его самостоятельно, чтобы компенсировать свои траты, мы не вправе, так как он устанавливается органами власти.

Зато жилищники вправе включить эти затраты в стоимость услуг для населения и таким образом возместить свои  расходы.

Руководство компании призывает татарстанцев взять управление жилым фондом в свои руки, отказавшись от услуг крупных управляющих компаний, неспособных, в силу объективных причин, решить назревшие проблемы.

Лилия Хабибуллина