В КРИЗИС ЖИТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ОТДЫХАТЬ В ТУРЦИИ, НО БОЛЬШЕ – В ИСПАНИИ, ГРЕЦИИ И БОЛГАРИИ

Негативные прогнозы по состоянию туристического рынка Татарстана сбылись, но оказались не настолько катастрофическими, как многие ожидали.  Рынок упал на 15-20%, но гораздо больший интерес представляет то, как изменилась его структура. Одни  направления (например, Турция), понесли значительные потери, а другие, напротив, выиграли. Итоги туристического сезона вчера подвели на пресс-конференции  замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Анатолий Березинский, руководители казанских турфирм и отелей.

ПО-ПРЕЖНЕМУ ЕЗДИМ ЗА ГРАНИЦУ

Анатолий Березинский на пресс-конференции (она была организована редакцией газеты "pro Город") напомнил, что в России на долю туризма приходится только один процент валового национального продукта, в Татарстане – еще меньше. А, например, в Англии или Германии – от 8 до 12%.

До кризиса в Татарстане туризм развивался неплохо: объем оказываемых туруслуг каждый год рос на 12 – 15%. Кризис нанес по туризму удар. Впрочем, не такой сильный, как ожидалось. Прогнозы были, что туристический рынок обрушится на 70%, в реальности он упал только на 15 – 20% (разные цифры по разным секторам).

Как выяснилось, татарстанцы и в кризис по-прежнему ездили отдыхать за границу. Правда, снизился турпоток в популярную Турцию, зато увеличился в Испанию, Хорватию, Болгарию и Грецию. Египет и Эмираты удержались на прежнем уровне и даже чуть прибавили.

Несмотря на то, что сильно подорожало топливо, выжил круизный туризм: Волга была и всегда останется прекрасным местом отдыха, притягательным и для россиян, и для иностранцев. Кстати, иностранные туристы в кризис стали приезжать в Казань куда реже, их поток снизился как раз на те самые спрогнозированные 70%.

ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС

Зам. министра говорил о том, что туризм практически во всех странах, кроме, наверное, Туркменистана, – исключительно частный бизнес. В этом секторе экономики – частные турфирмы, частный транспорт, частные кафе, рестораны, отели… Но государство подставляет им  плечо, поскольку ему тоже выгодно, чтобы туризм развивался.

На пресс-конференции зашла речь о том, какие проблемы мешают развивать внутренний туризм. Одна из них – дорогие гостиницы. В Казани они дороже, чем в Европе и Египте. Впрочем, Березинский оптимистично считает, что появление новых отелей и конкуренция все расставят по своим местам, заставит гостиницы снизить цены.

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

Несмотря на кризис, отнюдь не провалился в черную дыру в Казани деловой туризм. Евгения Людвигова - генеральный менеджер ОАО "Гостиница "Совет" (сеть гостиниц "Шаляпин-палас-отель" и "Гранд-отель-Казань") говорила о том, что в 2008 году в Татарстане был всплеск различных направлений туризма, и, например, "Шаляпин" тогда был загружен на 70-80%. В нынешнем году загрузка гостиниц упала на 20–23% – и, прежде всего, по корпоративным клиентам и бизнес - направлениям. Тем не менее, все чаще иностранные компании и солидные российские фирмы выбирают для своих мероприятий не Москву или Питер, как это было раньше, а Казань. Причина – здесь теперь появились гостиницы высокого уровня с отличными условиями для проведения всевозможных конференций, кроме того, в татарстанской столице есть, на что посмотреть и можно хорошо отдохнуть.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Благоприятно(!) сказался кризис на развитии внутреннего туризма – он вырос в РТ на 5 - 7 %. Елена Илькун - директор фирмы "Казань", которая принимает туристов из Самары, Пензы, Ульяновска, Иркутска и других городов, сообщила, что теперь стали популярными "маршруты выходного дня". Многие туристы охотно едут в Казань на пятницу, субботу и воскресенье: это и недорого, и интересно. Причем оказалось, что когда появляются для иногородних хорошие экскурсии, в них начинают участвовать и казанцы, приводят своих гостей.

Навстречу туристам идут гостиницы: целенаправленно делают скидки на выходные дни.

- Связка туроператоры – гостиницы помогла нам выжить в кризис, – сказала Людвигова.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Отвечая на вопрос журналиста газеты «БИЗНЕС Online» о перспективах развития в Татарстане экологического туризма, зам. министра сказал, что возможности для этого в республике есть: великолепная природа, уникальные растения, живущие в естественных условиях животные (уже сегодня туристов можно "познакомить" с настоящими кабанами, которые любезно разрешают себя погладить)…

Первые шаги для развития экологического туризма министерство экологии РТ и министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ сделали. Например, в Тетюшах уже сегодня можно пройти по экологическим туристическим тропам…

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Как надо развивать туризм муниципалитетам в последние годы ярко продемонстрировала, по словам зам. министра, Елабуга. Березинский привел весьма показательный пример: нынешним летом в Елабугу было 150 судозаходов, то есть полторы сотни раз там пришвартовывались туристические теплоходы. На каждом примерно по 200 туристов. Почти все наверняка участвовали в экскурсиях, заплатив где-то 400 рублей за экскурсионную программу.

150 умножить на 200 и еще на 400 – итого получается 12 туристических миллионов. Совсем неплохо для небольшого города.

Мало того, практика показывает, что каждый турист, который остался доволен своей поездкой, привозит еще одного. Не случайно представители турфирм говорят: мы продаем не услуги, а эмоции.

Зам. министра говорил о хороших перспективах других муниципалитетов. Скажем, в Арске туристы смогут познакомиться с татарскими национальными традициями – там можно увидеть старинные ремесла и промыслы и даже попытаться что-то сделать самому, можно попробовать блюда национальной кухни, можно, наконец, от души порыбачить…

Зеленодольск, Болгары, Свияжск, Верхний Услон, Чистополь, в котором находится центр нашей республики, и можно потрогать лежащий на этом месте камень… Практически у всех этих и других городов и районов Татарстана есть возможности развивать "муниципальный" туризм.

Елена Чернобровкина