В Казани не хватает православных церквей, поэтому город ждет интенсивное храмовое строительство, пообещал на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» митрополит Феофан. По его словам, РПЦ в республике намерена вернуть себе утраченные постройки и возвести новые. Кроме этого, митрополит дал оценку парижским терактам и войне в Сирии, а также сформулировал, что объединяет православных и мусульман.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: «Я уверен: те, кто, прикрываясь религиозными убеждениями, совершает террористические акты, далеки от веры» |
«ЭТО ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ РАЗРУШИТЬ ИСЛАМ»
«Ни одна нормальная религия не призывает нас проливать кровь друг друга», — заявил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), комментируя в рамках интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» недавние теракты во Франции. Вопрос о новой «Варфоломеевской ночи» в Париже был, разумеется, первым в ряду десятков вопросов, поступивших от наших читателей в адрес владыки Казанской митрополии. «Не кажется ли вам, что настало время духовным лидерам объединиться?» — спрашивала Наталья Урейская, полагая, что только это предотвратит дальнейшее «противопоставление людей по вере».
«Не пора ли объединиться? Да мы всегда об этом говорим, — отреагировал митрополит Феофан. — Да, мы можем исповедовать наши богословские, догматические истины так, как мы их понимаем. Но ведь у нас действительно много того, что нас объединяет. Я очень часто об этом говорю, особенно с мусульманами. Первое: мы признаем Бога как Творца, второе: мы признаем бессмертие души, третье: мы признаем ответственность за прожитую здесь жизнь. Это базовые ценности для верующих людей».
Но сейчас, по словам владыки, нас объединяют не только общие ценности, но и общая беда — терроризм. Имеет ли он религиозную природу? Феофан это категорически отрицает, несмотря на черные флаги «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России — прим. ред.), под сенью которых регулярно звучат хвастливые заявления о все новых и новых жертвах. «Я уверен: те, кто, прикрываясь религиозными убеждениями, совершает террористические акты, далеки от веры, — говорит митрополит. — И большего вреда той вере, которую они якобы защищают, не принесет своими действиями ни один атеист. Очевидно, это люди, которые хотят разрушить ислам, привить вакцину ненависти своими действиями».
Казанский митрополит предлагает различать «истинную религию, которая имеет традиционные мирные корни», и «лжерелигиозные ценности, которые являются продуктом ложного понимания веры». Идеология ИГИЛ для него, как и для многих российских политиков и экспертов, — из разряда «лже». «Я никогда не поставлю знака равенства между мусульманином и террористом, — подчеркивает Феофан. — Потому что для меня носитель веры, ислама — это человек, который достоин уважения, а террорист — это совершенно иное существо».
«У МЕНЯ БЫЛО В ДАМАСКЕ ХОРОШЕЕ ЗДАНИЕ ПО СОСЕДСТВУ С ДВОРЦОМ АСАДА»
Но кто эти люди, которые прикрываются «лжерелигиозными ценностями»? Они самостоятельная сила или марионетки в чужих руках? Митрополит Казанский и Татарстанский считает, что никакие ссылки на то, что игиловцев «задурили американцы», не снимают с них личной ответственности. Это ведь «реальные живые люди», которые сами берут в руки автоматы, чтобы расстреливать и убивать. И это «не маленькая секта», которой легко управлять извне, а достаточно внушительная сила. Как она возникла? «Сначала на Западе определенные политические силы поддерживали «Аль-Каиду», взращивали ее, затем ее же назначили виновной, — напоминает митрополит. — Но она и на самом деле была виновна».
О Ближнем Востоке и о Сирии Феофан знает не понаслышке: в 1999 - 2000 годах он был здесь представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока. Каждый день наблюдал сирийские восходы и закаты, здешних людей и их обычаи. «У меня было в Дамаске хорошее здание по соседству с дворцом президента Башара Асада, — вспоминает Феофан. — Случалось общаться с Асадом. Какое впечатление он на меня производил? Нормальное впечатление».
«Я сам ад террора перенес в Беслане» |
То, что случилось на Ближнем Востоке в последующие годы, общеизвестно, хотя и трактуется по-разному. Для казанского митрополита очевидно одно: пришли «носители демократии», которые разрушили «вековые устои жизни народов». Сами про себя они считали, что несут свет либерализма в страны, где бытовали диктатуры. «Но не свет это был, а политика двойных стандартов» — считает Феофан и для примера предлагает взглянуть на государства, которые вроде бы не вызывают у просвещенного Запада никаких нареканий: Саудовскую Аравию и Израиль. «Там что — вершина демократии? — риторически спрашивает митрополит. — Или в Израиле — супердемократическое государство? Нет, там государство с очень жестким курсом, и они этот курс выдерживают. И я ни в коем случае не берусь их осуждать: они живут в тех условиях, в которые их поставили. И они отстаивают свою идентичность, причем отстаивают ее очень жестко. Но почему одним можно отстаивать свою идентичность, а другим нельзя?»
Двойные стандарты, по мнению Феофана, ощущаются даже в оценке Западом двух страшных трагедий последних недель: взрыва на борту российского аэробуса А321 в Египте и серии терактов в Париже. «Когда наш самолет потерпел крушение — не было сразу же такой волны соболезнований, даже начали обвинять Россию. Да, очень жалко французов, я сам ад террора перенес в Беслане, но, с другой стороны, почему-то 224 наших погибших — это одна позиция, а по французам — другая. Нельзя так подходить», — резюмирует владыка Казанской митрополии.
ОПК ВОЙДУТ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Говоря о своем служении в Татарстане, митрополит Феофан ответил на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» о том, сколько православных церквей, по его мнению, должно быть в республике и верно ли ощущение, что количество верующих значительно меньше, чем построенных для них храмов.
«Это совершенно неправильное ощущение, — заявил владыка Казанской митрополии. — Чаще слышишь другое: в храме битком народу. А почему народ должен в храме стоять, как селедки в бочке? Человек должен заходить в храм и стоять спокойно, сосредоточенно, молиться, при этом чтобы его в бок никто не толкал. Перенасыщенность храмов — это свидетельство того, что их не хватает».
В самой Казани, по данным митрополита, сейчас чуть больше 30 православных действующих храмов. Это немного. Согласно распоряжению патриарха Кирилла и известной программе «200 храмов» одна церковь должна приходиться в среднем на 20 тыс. верующих. Столице Татарстана до этого еще далеко. «Вот посчитайте, сколько в городе русского населения» (по переписи 2010 года — 554 тыс. человек — прим. ред.), — предлагает Феофан. Он рассчитывает, что строительство новых храмов должно охватить в первую очередь спальные районы Казани, где появляется все больше школ и поликлиник «шаговой доступности». «Но ведь есть и духовная потребность, и она тоже должна быть удовлетворена», — замечает митрополит.
Кроме церковных новостроек Феофан планирует вплотную заняться возвращением бывших церковных построек в ведение РПЦ |
Кроме церковных новостроек Феофан планирует вплотную заняться возвращением бывших церковных построек в ведение РПЦ. Причем, как подчеркивает владыка Казанской митрополии, это не только его право, но и обязанность. «Закон обязывает вернуть не только храмы, но и церковные здания, — декларирует митрополит. — Собственность, которая принадлежала церкви, должна снова перейти в ее юрисдикцию. Это не задание, а принятый закон (подразумевается ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный в 2010 году — прим. ред.).
Самая масштабная задача в деле воссоздания утраченного будет связана, конечно же, со строительством разрушенного большевиками храма Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре. Но и от идеи возрождения Казанской духовной академии митрополит Феофан, по его словам, нисколько не думает отказываться. «Академия — это ведь не только здание, которое построить просто, — резонно замечает он. — Главное: преподавательские кадры, знатоки в религиозном плане. Буду их готовить».
Что касается предмета «Основы православной культуры» (ОПК), то он, как и обещал митрополит, войдет в Казани в школьную программу. Но пока — только в программу православной школы, которую Феофан рассчитывает открыть в столице республики. «От обычной общеобразовательной школы она не будет ничем отличаться, — рассказывает он. — Предметы те же, но станут учиться дети тех родителей, которые хотят изучать православие. Будут дополнительные предметы, в том числе ОПК».
Митрополит рассчитывает открыть в Казани православную школу |
Включение ОПК в программу обычных общеобразовательных школ — вопрос дискуссионный, но и он постепенно решается, осторожно заверил православный пастырь. Скорее всего, если курс будет введен, он будет соседствовать на ученических парах с предметом «Основы исламской культуры». «Мы должны знать религию своих предков», — объяснил свою позицию Феофан, однако не стал ни сроков называть, ни тему эту развивать дальше.
Полную версию интернет-конференции с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном читайте в ближайшее время на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 212
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.