ЧТО СДЕЛАНО?

В распоряжение «БИЗНЕС Online» попал закрытый документ Континентальной хоккейной лиги, который команда нынешнего председателя правления КХЛ Дмитрия Чернышенко разрабатывала по ходу прошлого сезона. В формате презентации представлена стратегия развития лиги на 2015 − 2018 годы, в которой признается критика, что вменяется КХЛ в последнее время специалистами, прессой и болельщиками. Напомним, что Чернышенко — экс-директор заявочного комитета «Сочи-2014» и председатель правления «Газпром-медиа», сменил у руля клубного отечественного хоккея бессменного президента Александра Медведева. Под руководством заместителя председателя правления «Газпрома» за короткий срок фактически была создана лучшая в России профессиональная спортивная лига, которая к тому же вела активную экспансию на Запад, и в КХЛ уже играли клубы из Чехии, Словакии, Финляндии, Хорватии. Серьезные изменения в мире большой политики поставили крест на расширении КХЛ и планах Медведева по созданию на ее базе общеевропейской лиги, которая могла бы создать конкуренцию заокеанской НХЛ. Это стало одной из причин смены руководства. Чернышенко привел с собой менеджеров, работавших над проектом Олимпиады в Сочи, но за первый год их деятельности на благо российского хоккея вызвал довольно много скепсиса. Лигу стали обвинять во всевозрастающей закрытости и отсутствии какого-либо серьезного развития. И вот Чернышенко и Ко, судя по всему, решили ситуацию изменить.

Сама презентация развития КХЛ до 2018 года представляет собой план работы с четкими датами реализации конкретных нововведений. Из того, что уже было сделано — введение института главного арбитра КХЛ, запланированное еще на 1 марта 2015 года. Назначение на эту должность экс-наставника молодежной сборной России и «Ак Барса» Владимира Плющева выглядит более, чем спорно, но время расставит все по местам. Причина же введения нового института, по мнению лиги, состоит в том, что система подготовки назначений судей, инспектирования матчей, поощрений и наказаний и оценки работы рефери непрозрачна и неэффективна. В документе прямо говорится — «недостаточное количество судей, уровень подготовки которых полностью соответствует уровню КХЛ» — один из главных минусов, оказывающих влияние на уровень соревнований. При этом лига уже анонсировала создание системы обратной связи с клубами для обсуждения судейства матчей. Первоначально это превратилось в бесконечный поток жалоб со стороны команд, претензии к судейству заваливали офис КХЛ. Открытая обратная связь наладилась лишь сейчас — в октябре ХК «Сочи» стал первым клубом, получившим предупреждение за необоснованные претензии. Лига пытается хоть как-то исправить непростую ситуацию.

Также КХЛ были введены общие стандарты по работе со зрителями с использованием опыта олимпийского гостеприимства и лучших практик клубов КХЛ. Лига направила в клубы объемный документ, регламентирующий условия проведения матчей на аренах, где расписано все — вплоть до уровня заполняемости урн в холлах дворцов спорта, выраженного в процентном соотношении, и времени ожидания своей очереди в туалет. Однако клубы, получившие это руководство в начале октября, вряд ли готовы исполнить инструкцию, озаглавленную как «Рекомендации по созданию и управлению опытом зрителей и почетных гостей на соревнованиях», тем более, что на многих аренах решения, предлагаемые КХЛ, уже применяются, а в другой части дворцов их исполнение просто не нужно. Например, «Сибирь» и без сторонней помощи собирает на каждый матч по 7,4 тыс. зрителей, а «Ак Барс», делающий все, как сказано в бланках КХЛ, не собрал полную «Татнефть Арену» в нынешнем сезоне пока ни разу. Попытка унификации верная — ждать того, что все клубы сами поймут, что они должны зарабатывать деньги, уже невозможно, и для некоторых клубов жесткий контроль будет полезен. Проблема в том, что чек-листы, содержащиеся в приложениях рассылки, должны будут заполнять сами представители клубов. Станет ли условный Новокузнецк заниматься подобными вещами, отмечая собственные недостатки? Правда, вероятно, что через какое-то время в КХЛ появится институт супервайзеров, которые будут посещать матчи в «проблемных» городах.

Повторимся, что документ, оказавшийся в распоряжении «БИЗНЕС Online», достаточно большой и содержит множество пунктов. Но мы попытались выделить наиболее знаковые, которые показывают, как Чернышенко и его команда понимают проблемы КХЛ и пытаются их устранять. Так получается, что этот документ гораздо четче показывает программу действий нового президента лиги, чем любые практикуемые им встречи в закрытом кругу с журналистами некоторых федеральных СМИ.

1. МОРАЛЬНО УСТАРЕВШИЕ ДВОРЦЫ

В документе прописаны ледовые арены, которые уже не отвечают новейшим требованиям КХЛ и которые следовало бы реконструировать или вовсе заменить на новые. В список попали дворцы спорта в Новокузнецке, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Загребе. Кроме того, неназванные поименно арены, по мнению КХЛ, требуют модернизации, а «некоторые не полностью соответствуют требованиям по безопасности».

Вероятно, именно поэтому Чернышенко собрался в турне по регионам с проблемными хоккейными стадионами, но реальных путей решения данного вопроса пока нет, учитывая кризис и соответственно непростую ситуацию с финансами в регионах. Для начала КХЛ планирует ужесточить контроль за исполнением клубами требований технического регламента лиги, вплоть до недопуска к участию в чемпионате в случае неустранения несоответствий с регламентом. Ранее таких историй уже было много, но в итоге все угрозы отпадали, и тот же проблемный новокузнецкий «Металлург» спокойно заявлялся на новый сезон. Однако тот факт, что на проблему вновь обратили внимание, подчеркивает уровень проработки темы.

2. ВЕЧНО ПЕРЕПИСЫВАЕМЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Не обошли стороной и статус регламента КХЛ. «Частые и бессистемные изменения регламента приводят к потере значимости и авторитета основополагающего документа Лиги, — говорится в документе. — Вносимые изменения не всегда проходили процедуру открытого обсуждения с менеджментом и владельцами клубов». По большому счету болельщики активно писали об этом в комментариях на спортивных сайтах еще в 2009 году, но тогда на это никто обращал внимания.

Ничего нового в оценке регламента нет, но сам факт того, что лига признает такое положение дел, говорит о многом. Если в первые годы ее функционирования постоянные переписывания основного закона лиги были логичны, множество сложностей появлялось по мере развития самого чемпионата, да и опыта проведения турниров такого уровня просто не было в стране, то в последние годы история с внесением изменений в регламент была уже просто комичной.

3. КОНТРОЛЬ «ПОТОЛКА ЗАРПЛАТ»

Проблема, которую официально признает новое руководство КХЛ, указывая во внутренней программе развития, — большой разрыв в качестве и стоимости игроков у топ-команд и аутсайдеров. «Контракты многих хоккеистов (в первую очередь среднего уровня) завышены и не соответствуют их мастерству» — говорится в документе. Способом решения проблемы называется развитие института так называемого «потолка зарплат». Вероятно, речь идет о четко прописанном установлении жестких рамок в этом вопросе.

Еще одна формулировка, описывающая задачу КХЛ — «взять курс на снижение потолка», которое должна начать поэтапно исполняться с текущего сезона. Менеджмент лиги пока что грамотно обошел крайне непростую тему и не стал употреблять конкретную формулировку, да еще и обозначил удобные временные рамки. Напомним, что институту «потолка зарплат» уже семь лет, а клубы так и не научились следовать общим правилам и периодически выплачивают компенсации за превышение своей платежной ведомости. Платят, чтобы иметь возможность заплатить хоккеистам больше. Для КХЛ это даже выгодно в финансовом плане, но точно не для спортивной составляющей.

4. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ

Минусом финансовой системы КХЛ называется убыточность экономической ее модели — при исключении финансирования из средств стабилизационного фонда. Как указано в документе, израсходовано было более 800 миллионов рублей. Из возможных причин названы две: большое количество финансовых подразделений с дублированием соответствующих функций и высокие расходы на финансирование деятельности Молодежной хоккейной лиги при отсутствии операционного контроля со стороны КХЛ за этими расходами.

По сути, лига «съела» себя сама, а кризис просто обнажил все проблемы системы. При этом документ сообщает, что меры по оптимизации расходов позволили сэкономить 72 миллиона рублей, а также заявляет о получении дополнительных доходов на 83 миллиона. Неизвестно, откуда появились новые средства, учитывая, что сама КХЛ говорит о снижении запланированных доходов из-за отказа ряда спонсоров, но отмечается, что лиге удалось сохранить резервы для бесперебойного чемпионата при условии даже «пессимистичного сценария бюджета».

5. АРЕНДЫ В КХЛ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ

В вопросах трансферного рынка КХЛ заносит себе в плюс прозрачную систему переходов игроков. Это чаще всего действительно так, иначе «олигархи» из питерского СКА скупали бы всех мало-мальски значимых игроков. При этом действующая спортивная вертикаль МХЛ-ВХЛ-КХЛ называется препятствующей эффективному спортивному развитию игроков. Чем и как она мешает хоккеистам — не сказано, но в плане указана необходимость доработки действующего подхода.

Правда, непонятно, почему, признав проблемы с регламентом, зависимостью от крупных компаний и низким уровнем хоккеистов лига отказывается даже упоминать о проблеме скрытой аренды, когда перед плей-офф аутсайдеры, которым не грозит попадание в Кубок Гагарина, отдают на это время своих лидеров в клубы-фавориты. Руководители команд продолжают называть этот институт «джентельменскими соглашениями». Кто-то призывает легализовать аренду, как в футболе, но КХЛ этот элемент бизнеса пока еще не видит.

6. ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ЗАРУБЕЖНОГО РАЗВИТИЯ

Многое из того, что перечислено в документе, уже исполнено и должно было начать действовать с текущего сезона, но кое-что выполняется лишь частично. Разговоры о том, как Китай нужен КХЛ, звучат почти с самого начала работы Чернышенко. Чаще президента Лиги о КНР говорит лишь потенциальный кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп, который строит на этом свою предвыборную кампанию.

КХЛ же активно пытается выйти на международные рынки, но из всех путей, перечисленных в плане, был выбран пока что только восточный. При том, что презентация содержит следующий пункт: «Необходимо запустить программу продвижения Лиги на перспективных рынках Европы (Швеция, Швейцария, Чехия, Германия) и Азии (Китай, Республика Корея) и привлечения в КХЛ хоккейных клубов из этих регионов». Вероятно, Китай станет пробным проектом.

7. ВНИМАНИЕ НЕСПОРТИВНЫМ СМИ

Чернышенко и его команда пытаются охватить пустые рынки не только за рубежом — особое внимание уделено неспортивным СМИ и новому сегменту аудитории. КХЛ планирует изменить целевую аудиторию с мужчин от 20 до 45 лет на семьи с теми же возрастными рамками. Именно для этого были введены «супер» хоккейные дни — в условиях конкуренции с РФПЛ и снижающимися рейтингами лига хотела получить доступ к федеральному ТВ в семейный прайм-тайм — вечер понедельника.

Но объяснить свою идею Чернышенко не удалось, ведь вместо сверхнасыщенного дня, забитого топовыми матчами, что все ожидали увидеть, предполагалось ставить хотя бы один топовый матч недели именно на понедельник. Простое название «Матч недели», использовавшееся в документе, помогло бы избежать путаницы, если бы о нем сразу именно в такой форме сообщили в СМИ.

«ТРЕУГОЛЬНИК ЧЕРНЫШЕНКО»

Есть в документе и достаточно забавные вещи с описанием миссии КХЛ, треугольниками целеполагания и стратегиями. В общем, типичные для западного формата менеджмента элементы. Ключевые даты в документе, по которым можно делать какие-то выводы о работе команды Чернышенко — это весна-лето 2016 года, при этом по многим вопросам в документе речь идет о необходимости их решения в ближайшие несколько сезонов. Так что в скором времени КХЛ начнет меняться еще круче, чем делала это прошлым летом.

Отметим, что в последнее время в лиге стали стараться оперативно реагировать на замечания, которые появляются в СМИ, и пытаться что-то исправить. Так было, например, с новой ареной ВТБ. В столичном дворце спорта поначалу не было никаких условий для похода на хоккей: запутанная логистика, озверевшая служба безопасности и очень низкий сервис. После ряда публикаций КХЛ надавила на руководство московского «Динамо», которое играет в этом дворце, и многие вопросы удалось решить. Факт того, что здесь знают о проблемах и готовы их признавать, пусть пока только в формулярах для внутреннего пользования, заставляет иначе взглянуть на деятельность команды нового президента в КХЛ, которая пока только критикуется, а попытки изменить ситуацию через общение с избранной прессой не приводят к должному эффекту.